Часть 61. Как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком выходил для призыва
Как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком выходил для призыва
Выход Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком в Таиф
Этот хадис подробно передается от аз-Зухри и других [и встретится нам] в разделе о перенесении трудностей и тяжестей в призыве к Аллаху.
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не сражался ни с одним народом, не призывая их [к Исламу]».
Этот хадис передает и аль-Хаким в «Аль-Мустадрак»[3], и он сказал: «Хадис достоверный, но они оба[4] не приводят его». Ахмад в «Муснаде»[5] и ат-Табарани в «Муджаме»[6] приводят его. В «Насб ар-рая»[7] сказано: «Аль-Хайтами[8] сказал: «Ахмад[9], Абу Яля[10] и ат-Табарани приводят этот хадис. И передатчики одного из этого иснада достоверны»».
Этот хадис передают Ибн ан-Наджар, о чем сказано в «Канз аль-уммаль»[11], и аль-Байхакы в «Ас-Сунан»[12].
أمره عليه السلام البعوث بتأليف الناس ودعوتهم
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел своим военачальникам проявлять мягкость к людям и призывать их к Исламу
وأخرج بن مَنْده وابن عساكر عن عبد الرحمن بن عائذ رضي الله عنه قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا بعث بَعْثاً قال: «تألَّفوا الناس ولا تُغيروا عليهم حتى تدعوهم فما على الأرض من أهل بيتِ مر ولا وَبَر إلا تأتوني بهم مسلمين أحبّ إليّ من أن تأتوني بنسائهم وأولادهم وتقتلوا رجالهم». كذا في الكنز . وأخرجه أيضاً ابن شاهين والبغوي كما في الإِصابة ، والترمذي .
Ибн Манда и Ибн Аскари передают от Абдур-Рахмана ибн Аиза, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, когда отправлял в военный поход, говорил: «Проявляйте мягкость к людям и не сражайтесь с ними до призыва их к Исламу. Нет такой семьи на земле, чтобы мне меньше нравилось, что они станут мусульманами, чем то, что вы приведете их женщин и детей, а мужчин убьете»».
أمره عليه السلام أمير السرية بالدعوة
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел амиру войска совершать призыв
«Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправлял кого-то амиром в поход или в войско, он наставлял [его] бояться Аллаха насчет себя в частности и насчет тех мусульман, что с ним, и он сказал: «Когда вы встретите язычников, то призовите их принять одно из трех. И, что бы из этих трех вещей они ни приняли, согласитесь и оставьте их. Призовите их к Исламу, и если они согласятся, то примите это у них и оставьте их в покое. Затем предложите им переселиться на земли мухаджиров, и если они переселятся, то у них будут такие же права, как у мухаджиров. Если же они откажутся и захотят остаться в своих землях, то сообщи им, что решение о них будет таким же, как о бедуинах-мусульманах, и что решение Аллаха насчет них будет таким же, как насчет верующих. И они получат военные трофеи, только если будут сражаться вместе с верующими. Если же они откажутся, то призови их платить джизью. И если они согласятся, то прими это от них и оставь их в покое. Если они откажутся и от этого, то проси помощи у Аллаха и сражайся с ними! Если вы окружите людей в крепости и они захотят сдаться «на условиях, угодных Аллаху», то не соглашайтесь, потому что вы не знаете, какие условия угодны Аллаху, но пусть они сдаются на ваших условиях, а после делайте, что посчитаете нужным»».
[1] Маджма аз-заваид, 6/35.
[2] Аль-Мусаннаф, № 9427.
[3] Аль-Мустадрак, 1/15.
[4] Бухари и Муслим.
[5] «Муснад» Ахмада, 1/231.
[6] Аль-Кабир, № 11159, № 11269, № 11270 и № 11271.
[8] Маджма аз-заваид, 5/304.
[9] «Муснад» Ахмада, 1/231.
[10] «Муснад» Абу Яля, № 2494.
[11] Канз аль-уммаль, 2/298.
[12] «Сунан аль-кубра» (9/107), а также «Муснад» Абд ибн Хумейд (№ 697) и «Сунан» ад-Дарими (№ 2448).
[13] Канз аль-уммаль, 2/294.
[14] Аль-Исаба, 3/152.
[15] «Сунан» Абу Дауда, № 2612 и № 2613.
[16] «Сахих» Муслима, 5/139 и 140.
[17] «Сунан» Ибн Маджа, № 2858.
[18] «Сунан аль-кубра», 9/184.
[19] «Сунан» ат-Тирмизи, № 1408 и № 1617.
[20] «Муснад» Ахмада, 5/352 и 358.
[21] Аш-Шафии, 2/114-115.
[22] «Сунан» ад-Дарими, № 2444, № 2447.
[23] Шарх Маани аль-асар (3/206-207), Шарх Мушкиль аль-асар (№ 3572, № 3573, № 3574, № 3575, № 3576).
[27] 2/297.
Часть 62. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел Али не сражаться до призыва к Исламу
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел Али не сражаться до призыва к Исламу Ат-Табарани передает в «Аль-Авсат» от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправлял однажды Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, сражаться с одним народом, а затем направил к нему человека, сказав ему: «Не обращайся к нему издалека и скажи: «Не сражайся с ним до призыва их к Исламу»»».
Ибн Рахавейх передает от Али, да будет доволен им Аллах, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, однажды отправил его сражаться, а затем послал вдогонку человека, сказав: «Иди к нему, и не обращайся к нему издалека, и скажи ему, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, повелевает тебе дождаться его, и еще скажи ему: «Не сражайся ни с кем, до того как ты призовешь их к Исламу»». Это передается в «Канз аль-уммаль»[2].
И уже приводился хадис из «Сахиха» Бухари от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал Али во время Хайбара: «Иди спокойным шагом, пока не дойдешь до их полей. А затем призови их к Исламу и объясни, какие обязательства у них перед Аллахом. Клянусь Аллахом, наставить одного человека лучше для тебя, чем владение красным верблюдом».
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел Фарва аль-Гутейфи довести призыв к Исламу во время сражения
«Я пришел к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и сказал: «О Посланник Аллаха, должен ли я собрать людей из моего народа, которые приняли Ислам, сражаться против тех, которые не приняли?»
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «А почему нет?»
Я подумал и сказал: «О Посланник Аллаха, я не смогу это сделать, потому что это люди Саба, а они намного сильнее».
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сделал меня командиром и разрешил сражаться с людьми Саба. И когда я вышел от него, то Всевышний Аллах ниспослал Откровение о Саба, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Где этот человек из аль-Гутейфи?» И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, послал за мной одного человека, который обнаружил, что я уже ушел, и вернул меня обратно, и я предстал перед Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, который сидел в окружении своих сподвижников.
И один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, а кто такие аль-Анмар?»
Ахмад и Абд ибн Хумейд также передает от Фарвы, да будет доволен им Аллах:
«Я пришел к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и сказал: «О Посланник Аллаха, следует ли мне сражаться вместе с теми, кто принял Ислам, против тех, кто не принял?»
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Да, сражайся вместе с теми, кто принял Ислам, против тех, кто не принял».
А потом, когда я ушел, он позвал меня к себе и сказал: «Не сражайся с ними, до того как призовешь их к Исламу!»
И дальше хадис продолжается.
Этот иснад – хасан, хотя в нем присутствует Абу Джунаб аль-Кальби, а его критикуют, но Ибн Джарир[10] передает этот хадис от Абу Курейба от аль-Анкази от Асбата ибн Насра от Яхьи ибн Хани аль-Муради от его дяди либо отца (сомнение от
Аль-Хайтами сказал[13]: «В иснаде хадиса есть Яхья ибн Абдуль-Хамид аль-Химмани, а он слабый передатчик».
[4] Насб ар-рая, 2/378.
[5] «Сунан» Абу Дауда, № 3988.
[6] «Сунан» ат-Тирмизи, № 3222.
[7] Аль-Кабир, № 834, № 835, № 836, № 837.
[8] Аль-Мустадрак, 2/424. Этот хадис приводят и Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире (22/66-67), Абу Нуайм в «Тарих Исбахан» (1/202) и Ибн Абдуль-Барр в «Аль-Истиаб» (3/1261), и он указал, что хадис хасан.
[10] «Тафсир» ат-Табари, 22/77.
[11] «Тафсир» Ибн Касира, 3/531.
[12] Аль-Кабир, № 4116.
[13] Маджма заваид, 5/307.