Часть 52. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призывает некоторые племена в Мина
عرضه عليه السلام الدعوة على قبائل بمنى
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призывает некоторые племена в Мина
Ибн Исхак[1] передает от Рабиа ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах:
Я был маленьким мальчиком, когда находился с отцом в Мина, и Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, был там, где остановились разные племена арабов.
И он говорил: «О такое-то племя, поистине, я Посланник Аллаха к вам! И я повелеваю поклоняться только Аллаху, и не придавать ему сотоварищей, и отречься от идолов, которым вы поклоняетесь, и чтобы вы уверовали в меня и приняли меня, и чтобы защищали меня, пока я буду разъяснять то, с чем Аллах послал меня».
Сзади него стоял красивый мужчина с косоглазием, чьи волосы были заплетены в в две косы и который носил одежду из Аднана.
И, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, закончил свою речь и объяснил, к чему он призывает, этот человек сказал: «О такое-то племя! Этот человек призывает, чтобы вы отреклись от аль-Лата и аль-Уззы и от ваших союзников-джиннов из числа бану Малик ибн Акьяс. Он хочет, чтобы вы следовали его заблуждению и новой религии. Не следуйте за ним и даже не слушайте его».
И тогда он сказал своему отцу: «Отец, что это за человек, который везде следует за ним и опровергает все, что он говорит?»
И он сказал: «Это его дядя, Абдуль-Узза ибн Абдуль-Муталлиб Абу Ляхаб».
То же в «Аль-Бидая»[2].
Этот хадис передают и Абдуллах ибн Ахмад[3] и ат-Табарани[4] от Рабиа с таким же смыслом.
Аль-Хайсами[5] сказал: «В [иснаде] этого хадиса есть Хусейн ибн Абдуллах ибн Убейдуллах, и он слабый [передатчик]. И в одной из передач его счел достоверным Ибн Маин».
И в передаче от Ибн Исхака передатчик не назван.
عرضه عليه السلام الدعوة على الجماعة بمنى
Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, призывал людей в Мина
Табарани[6] передает от Мудрика[7]: «Я совершил хадж вместе с отцом, и, когда мы остановились в Мина, оказались рядом с группой людей. И я спросил у своего отца: «Кто они?» И он сказал: «Это отступник». И тогда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говорил: «О люди! Скажите: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», – и вы будете счастливы»».
Аль-Хайтами[8] сказал: «Все передатчики достойны доверия».
Бухари передает это в «Тарих»[9], а также Абу Зур’а [ад-Димашки], Ибн Абу Асим. Табарани[10] тоже передает от Хариса ибн аль-Хариса аль-Гамиди, да будет доволен им Аллах:
«Я спросил своего отца, когда мы находились в Мина: «Что это за люди?» И он сказал: «Они собрались из-за этого отступника». И я вытянул шею, чтобы увидеть его, и увидел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призывает людей к тому, что Аллах Един, но люди отвергали его послание». То же сказано в «Аль-Исаба»[11].
Аль-Вакиди передает от Хасана ибн Сабита, да будет доволен им Аллах: «Я совершал хадж, когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призывал людей к Исламу, а его последователей мучали. И я остановился и увидел, как Умар[12] мучал рабыню племени бану Амр ибн аль-Муъаммаль. Затем он [Умар] остановился у Зинниры и начал мучать и ее».
Так же передается в «Аль-Исаба»[13].
[1] «Сира» Ибн Хишама, 3/140.
[2] Аль-Бидая, 3/138.
[3] «Муснад» Ахмада, 3/492.
[4] № 4582-4590.
[5] Маджму аз-заваид, №6/36.
[6] Аль-Кабир, №806.
[7] Мудрик ибн аль-Харис аль-Гамиди. См. «Аль-Исаба» (3/394).
[8] Маджму аз-заваид, 6/21.
[9] «Ат-Тарих аль-кабир», биография №2396.
[10] Аль-Кабир, №3373.
[11] Аль-Исаба, 1/275.
[12] Который тогда еще не принял Ислам.
[13] Аль-Исаба, 4/316. Доктор Башшар Аввад в примечании к этому сообщению указывает, что сообщение о том, что Умар мучал этих рабов, не достоверно. Достоверно, что это был Абу Джахль. См. «Хаят ас-сахаба» (1/116).
Часть 53. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призвал бану Шайбан принять Ислам, часть 1
Абу Нуайм передает в «Даляиль»[1] от Ибн Аббаса от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах: «Когда Всевышний Аллах повелел Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, искать защиту для своего призыва у арабских племен, то я и Абу Бакр вместе с ним вышли в Мина, и мы шли от одной группы к другой группе. И Абу Бакр пришел первым и поздоровался с ними, и вообще Абу Бакр всегда шел первым, потому что он прекрасно разбирался в генеалогии арабов. И он спросил: «Откуда вы?» – и они сказали: «Рабиа». И он спросил: «А кто именно из Рабиа?» – и далее рассказывается весь хадис, и в нем следующее:
«И в итоге мы пришли к собранию, исполненному покоя и уважения, где были некоторые уважаемые шейхи. Абу Бакр зашел к ним первым и поздоровался, и Али говорит: «Абу Бакр всегда шел первым».
Абу Бакр спросил: «Откуда вы?» И они сказали: «Мы бану Шайбан ибн Са’ляба».
Затем он подошел к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и сказал: «Пусть мои отец и мать будут выкупом за тебя, поистине, среди них нет никого их сильней. Среди них – Мафрук ибн Амр, Ханиъ ибн Кабиса, Мусанна ибн Хариса, Ну’ман ибн Шарик».
Ближе всех к Абу Бакру был Мафрук ибн Амр, который был среди них самым сильным оратором. И его две пряди волос висели у него до груди. И он ближе всех сидел к Абу Бакру.
И Абу Бакр спросил его: «Сколько вас?» И он сказал: «Нас точно больше тысячи, а тысячу нельзя победить числом».
И он спросил: «Какова ваша сила?». И он сказал: «Мы проявляем усердие, а каждый народ получает согласно удаче»[2].
И Абу Бакр спросил: «Как проходят войны между вами и вашими врагами?»
Мафрук сказал: «Мы самые грозные, когда воюем, и мы лучше воюем, когда мы грозные[3]. И мы предпочитаем боевых лошадей детям, а оружие – – обильным молоком верблюдицам. И победа – лишь от Аллаха, и Он дарует ее иногда нам, а иногда – нашим противникам. Ты курайшит?»
И Абу Бакр сказал: «Если до вас доходили вести о том, что он Посланник Аллаха, то это он».
Мафрук сказал: «До нас дошло, что он говорит об этом».
[1] Даляиль ан-нубувва, с. 96.
[2] То есть все проявляют усердие, а результат – только от Аллаха.
[3] Имеется в виду, что они очень любят воевать.
Azan.kz