Всем нам хочется жить в гармонично устроенном обществе, основанном на принципах морали и справедливости, где каждый человек чувствует себя под защитой государства. Мудрецы и философы веками спорили, каким же должно быть идеальное государство, и от чего это зависит. В частности, бичом многих государств и обществ до сих пор является коррупция – злоупотребление чиновниками и власть имущими своим положением, несправедливый суд, поборы и взятки. Что лежит в основе этой проблемы, почему она возникает и как с ней бороться? Об этом много спорят, но решение этой и многих других проблем уже давно было предложено в источниках исламской религии (как и других религий откровения).
Пророческое предание донесло до нас замечательное изречение Посланника Всевышнего (мир ему) об ответственности любого, наделенного властью:
«Каждый из вас — пастух, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель — пастырь и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству» (Бухари; Муслим).
Каждый человек, которому Всевышний дал некие права над другими людьми или над имуществом другого человека, должен вести себя так же, как пастух ведет себя в отношении вверенного ему стада. Власть он воспринимает как ответственность, возложенную на него Всевышним, а не как источник произвола и обогащения, он знает, что ему придется впоследствии дать отчет за то, как он ее использовал.
Почему возникает коррупция? Чиновник вымогает у людей, зависящих от него, деньги за помощь им в каком-то деле, хотя это его обязанность, за которую ему платят жалованье. Нечестный судья из корысти решает дело в пользу того человека, который имеет возможность заплатить ему за решение дела в его пользу. Непорядочный государственный служащий запускает руки в государственную казну, присваивая себе общественную собственность.
О категорическом запрете такого дела сказано в других хадисах:
«Аллах проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет» (Передано Ахмадом, аль-Тирмизи и Ибн Хиббаном).
«Koгдa человека назначают на oбщecтвeннyю дoлжнocть и пpeдocтaвляют eмy жaлoвaньe, то вce, чтo oн бepeт (сверх этого), будет доходом, полученным нeчecтным пyтeм» (пepeдaл Aбy Дayд).
«Heĸoтopыe люди злoyпoтpeбляют coбcтвeннocтью Aллaxa (тo ecть, гocyдapcтвeнными cpeдcтвaми и бюджeтoм). Bce oни окажутся в Аду в Cyдный дeнь». (Aль-Бyxapи)
Человека поставили выполнять какое-то общественно полезное дело – он занимается оформлением каких-то документов, выплатой пособий или пенсий, а он решает извлечь дополнительную выгоду из своего положения. К примеру, он может ускорить дело того, кто принесет ему деньги или, наоборот, затянуть дело того, кто не захочет или не сможет ему заплатить.
Передается, что однажды сподвижник Абу Зарр (да будет доволен им Всевышний) попросил Пророка (мир ему) назначить его на какую-то общественную должность. Пророк (мир ему) отказал ему, сославшись на его слабость и мягкосердечие:
«О, Абy Зapp, ты cлaб, a влacть — этo дoвepиe. И в Cyдный дeнь oнa cтaнeт пpичинoй yнижeния и coжaлeния для всех, зa иcĸлючeниeм тех, ĸтo выпoлняeт cвoи oбязaтeльcтвa дoлжным oбpaзoм» (Муслим).
Обладание властью – это не источник самодовольства и возможности покрасоваться перед другими людьми. Человек слишком добрый и слабохарактерный не сможет устоять перед искушением попользоваться государственными средствами, не устоит перед взяткой и при вынесении решения склонится на сторону неправой стороны. А ведь ему было оказано доверие, когда люди приходят к такому служащему, они рассчитывают на помощь и справедливый суд.
Сам Пророк (мир ему) и его преемники были образцом честных и неподкупных правителей. Мы знаем, что посланник Всевышнего (мир ему) все жизнь провел в крайней бедности. Его жена Аиша (да будет доволен ею Всевышний) говорила, что иногда в их доме целыми неделями не разводили огонь, поскольку не было возможности приготовить горячую пищу. Пророк и его семья питались в это время только финиками и водой. Через его руки проходили сотни и тысячи золотых и серебряных монет, однако, он ничем из этого не воспользовался. Каждый бедняк в Медине мог сказать: «Это мой вождь и правитель, который живет так же, как и я, поэтому он может понять меня, он сострадает мне и моим проблемам».
Подобным образом жили праведные халифы, преемники Пророка (мир ему). Халиф Умар (да будет доволен им Всевышний) на долгие годы остался в памяти у людей, прежде всего, за свою скромность и бескорыстие. По преданию, он ходил в одной и той же заплатанной одежде, пешком, без сопровождения слуг, поскольку не хотел брать лишних денег из государственной казны.
Особенно показателен один случай, который особенно характеризует честность халифа Умара. Однажды вечером его навестил друг, желая поговорить. Халиф в это время разбирал государственные донесения и письма. Увидев друга, он обрадовался, поздоровался с ним, а затем погасил одну свечку и зажег другую.
Его друг удивился: зачем нужно было менять одну свечу на другую, какая разница? Халиф на это ответил, что первая свечка, при которой он читал документы, была куплена на деньги из казны, поэтому он не может жечь ее для своих собственных нужд. Вторая свечка куплена на его собственные средства, поэтому заниматься своими частными делами нужно именно при ее свете.
Именно такие люди остаются в народной памяти на долгие века. Пусть это послужит всем нам уроком.