Горы и возвышенности издавна являлись постоянными местами отправления религиозного культа. По преданию, пророк Муса (мир ему) получил Божьи заповеди поднявшись на гору Сион. Поэтому эта гора имеет важнейшее значение для всех, без исключения, иудеев.
В Иерусалиме находится знаменитая Храмовая гора. В настоящее время на ней расположены мусульманские святыни – мечети аль-Акса (Отдаленнейшая) и Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), построенные в 637 году при правлении халифа Умара (да будет доволен им Аллаh). А вообще – Храмовая гора – это священное место для трех религий – иудаизма, христианства и ислама. До I века на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм, или Храм Соломона, который служил единственным разрешенным местом жертвоприношений единому Богу, а также являлся центром религиозной жизни иудеев.
Культовый характер возвышенностей наблюдается в различных культурах по всему миру. А мало ли людей ходят в горы просто для того, чтобы ощутить дыхание вечности? Таким образом, горы являются особым местом не только в древних культурах, но и для наших современников, для которых «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». В горы людей влечет их необычность по сравнению с обыденными местами проживания и бытования, горы – это места труднодоступные и приближенные к небу, места не суетные.
Итак, гора – это нечто очень символическое. Высота и чистота, покой и умиротворение… Лично я навсегда запомню ощущение холодной свежести и вековечного покоя, которое ощутимо прикоснулось к моей душе при одном только взгляде на заснеженные вершины Чуйского хребта на Алтае. Горя манят, горы зовут. Горы словно бы намекают человеку о его высоком духовном назначении. Горы будят в человеке неясную жажду обрести нечто великое, желание вернуть себе нечто некогда утраченное.
Вспомним, что пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) первое откровение пришло на горе. На горе Джабаль ан-Нур, что в переводе с арабского означает Гора Света. До этого он в течение ряда лет регулярно уединялся на этой вершине. В его жизни наступило такое время, когда размышления о смысле жизни и неясная потребность его души, искавшей покой и отдохновение от мирской суеты стали раз за разом приводить его к этой вершине, в небольшую пещеру Хира, из которой открывался великолепный вид на Мекку.
Будучи там внизу, в городе, будущему пророку приходилось пробираться к Каабе через частокол из сотен истуканов. Возле них всегда совершались жертвоприношения, идолы окроплялись молоком, кровью жертвенных животных, вокруг стоял тяжелый запах крови и гниющей плоти, роились мухи… отталкивающее зрелище! И все это происходило в сени величественной Каабы…
Душа будущего пророка не могла смириться с таким положением дел! Не это ли безобразие толкало Аль-Амина (так называли будущего пророка его соплеменники за честность и надежность) уходить на гору, в его любимую пещеру? Представим себе, как он идет, неся в руках небольшой сверток с сушеными финиками, шариками питательного творога из верблюжьего молока. Спину путника холодит бурдюк воды из источника Зам-Зам. Путь не близкий, а поднимешься на гору – так и уходить оттуда не хочется, потому и нужны припасы, чтобы их хватило на несколько дней уединения и молитв вдали от мирской суеты и разгула идолопоклонства…
Отсюда, с высоты, Кааба также хорошо видна, но при этом становятся неразличимыми окружающие ее идолы. Гора Джабаль ан-Нур доминирует над районом города Мекки и с ее вершины видна вся округа на многие километры вокруг, открывая вид на впечатляющие пейзажи, простирающиеся до далеких горизонтов.
Вот он – мир! С вершины горы он виден от горизонта до горизонта, от земли до небес и вне всякого сомнения, он создан кем-то более значительным и могущественным, но никак не этими нелепыми истуканами, натыканными вокруг Каабы. Единый творец создал этот мир, создал единый закон мироздания для всех, в том числе и для его разрозненных соплеменников-арабов. Причиной многовекового несчастья людей являются непрекращающееся кровопролитие, по сути, братьев по крови, но разделенных на многочисленные племена с их вождями и божествами, а матери и жены теряют сыновей и мужей, одни порабощают других, и нет этому предела. Решение этой проблемы видится только в осознании людьми истинной первоосновы мира – единства мироздания и единства его творца.
Стоя высоко на горе и видя эту прекрасную божественную картину, будущий пророк, возможно, задавался вопросами о Создателе, о существовании божественной первопричины нашего мира, размышлял о самых важных проблемах человеческого бытия. А вокруг царят покой и тишина, прерываемая лишь свистом ветра в расщелинах между камнями и редким криком горного орла. Рядом ни души, нет необходимости говорить с кем-либо.
День за днем Аль-Амин наслаждается молчанием и покоем в потоке чередующихся дней и ночей. Дни, до предела насыщенные солнечным светом сменяются темными ночами, когда в тихом восторге замираешь, глядя на бездну темного неба, усыпанного мириадами разноцветных звезд и туманностей…
Вдруг Аль-Амин оказывается ошеломлен волнующим переживанием: остановился бесконечный поток мыслей, суждений и оценок. Внезапно одинокий обитатель пещеры Хира осознает, что отсутствие мыслей удивительным образом повлияло на его мировосприятие: он стал видеть не отдельные предметы и проявления стихий, но ощущать единый ритм, биение которого являлось причиной существования всего вокруг: и камня, и облака, и ветра, и орла, и людей, снующих далеко в долине. Так перед Аль-Амином открылась новая форма существования – жизнь за пределами бренного мира, где все вещи сливаются воедино и обретают объединяющее их всех завораживающее звучание, едва слышный приятный звон. Но однажды и этот звук затих, а сознание будущего пророка оказалось у невидимой границы, на которой его ждала главная встреча, повернувшая ход его жизни и историю человечества.
Стоял месяц Рамадан. В одну из прохладных ночей этого священного месяца Аль-Амину было суждено пережить удивительное явление. Это была ночь, в которую он стал пророком: к нему снизошел ангел и повелел: «Читай!». Позднее пророк Мухаммад мир ему и благословение) рассказывал: «Я ответил, что не умею читать. Тогда он схватил меня и сжал так, что я напрягся до предела, потом он отпустил меня и снова сказал: «Читай!». Я сказал: «Я не умею читать!» Тогда он во второй раз сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я вновь сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня в третий раз, затем отпустил и сказал: «Читай именем Господа твоего, который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный, который обучил человека пером, обучил его тому, чего не ведал он…».
Эти короткие предложения и являются самыми первыми ниспосланными айатами Благородного Корана. Духовные радения искателя истины, которого называли Аль-Амин, и который вошел в историю как пророк Мухаммад (мир ему и благословение), нашедшего покой в уединении на вершине Джабаль ан-Нур, не прошли даром: Всевышний Создатель избрал его в качестве пророка и посланника Истины.
Так начиналась новая эпоха в истории человеческого духа, а Гора Света сыграла в истории человечества отведенную ей важную роль.
islam-today.ru