В одном из предыдущих материалов мы рассказывали о малоизвестном брате широко известного Халида ибн аль-Валида. Его звали Валид, он также был сподвижником Пророка ﷺ, но о нём мало что известно в массах.
Мы тогда исправили эту историческую несправедливость, при этом отметив, что на фоне более популярных личностей меркнут не менее достойные люди. Например, мало кто из нас не слышал об Ибн ‘Аббасе (да будет доволен им Аллах), но что мы знаем о его братьях – Фазле и Кусаме? Они, кстати, удостоились чести омывать тело Пророка ﷺ.
Мы вряд ли не слышали про Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), выдающегося богослова и рассказчика хадисов, а встречалась ли нам история жизни его брата Убайдуллаха, погибшего шахидом в Сиффине?
Таких примеров десятки, если не сотни. Один из них – Зайд ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), брат второго праведного халифа ‘Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах).
Точный год рождения Зайда до сих пор скрыт под завесой тайны. Известно только, что он был старше своего брата ‘Умара. Приводятся скудные сведения и о его внешнем облике. Зайд был смуглым и достаточно высоким. Таким образом, между ‘Умаром и Зайдом наблюдается как минимум одно сходство – высокий рост. Но в плане веры между ними не было сходств. Зайд был в числе первых мусульман, а ‘Умару потребовалось целых пять лет, чтоб принять истину.
Зайд прошёл с Пророком ﷺ весь исламский цикл – от гонений в Мекке до участия в военных походах Пророка.
Начало битвы проходило с перевесом сторонников Мусайлимы, и мусульмане бросились вспять. Зайд, видя сломленный дух своих единоверцев, во весь голос прокричал: «О Аллах, я прошу прощения за бегство своих товарищей и объявляю о своей непричастности к тому, что творит Мусайлима».
Зайд даже не помышлял об отступлении и со знаменем в руках направился в гущу врагов, где погиб шахидом. Зайд нашёл то, что искал на протяжении всей своей исламской жизни – мученическую смерть во имя Всевышнего.
Это подтверждает эпизод, произошедший задолго до упомянутых событий. В сражении при Ухуде его младший брат ‘Умар, заботясь о нём, предложил ему собственную кольчугу, но Зайд рвался в бой не для того, чтобы выжить, а для того, чтобы погибнуть.
Ответ Зайда вряд ли ошеломил ‘Умара, ведь он его хорошо знал: «Я, как и ты, желаю получить смерть шахида». В итоге никто из братьев так и не облачился в кольчугу.
Известие о гибели Зайда глубоко тронуло ‘Умара, и он сказал: «Да помилует Аллах моего брата. Он опередил меня в двух благах – принял Ислам раньше меня и стал шахидом раньше меня».
‘Умар был сильно привязан к своему старшему брату и очень любил его, для него гибель Зайда была невосполнимой потерей. В последующем ‘Умар говорил: «Как только поднимается ас-Саба (восточный ветер), я чувствую запах Зайда».
Обратите внимание на эту искреннюю братскую любовь. Восточный ветер, дувший со стороны Ямамы (места гибели Зайда), напоминал ему о Зайде. Не является ли это образцом братских отношений, которые можно и нужно ставить в пример? Не повод ли это задуматься о поддержании и укреплении родственных уз? Нет ли у нас тут пробелов?
P. S. Уже будучи халифом, ‘Умар встретился с убийцей своего брата, которого звали Абу Марьям аль-Ханафи. Можно было ожидать вполне объяснимого возмездия, но ‘Умар был справедливым человеком и всецело осознавал, что то деяние было совершено им вне Ислама.
‘Умар не стал мстить, а лишь спросил его: «Ты убил Зайда ибн аль-Хаттаба?» Абу Марьям дал ему мудрый ответ: «Да. Всевышний оказал ему почёт посредством моих рук и не унизил меня его руками».
islamdag.ru