Аль-Хусайн ибн Салам был одним из иудейских священнослужителей в Ясрибе (Медине). Все жители Медины, к каким бы сектам и общинам они ни принадлежали, очень уважали и почитали его. Он был известен своей богобоязненностью, праведностью, прямотой и правдивостью.
Аль-Хусайн жил спокойной и скромной жизнью. Одну треть своего времени он проводил в синагоге, где занимался проповедями и поклонением; вторую треть времени он проводил в саду, где ухаживал за пальмами; третью часть своего времени аль-Хусайн посвящал чтению Торы для совершенствования своих религиозных познаний.
Размышление о последнем Пророке ﷺ
Всякий раз, читая Тору, аль-Хусайн особенно внимательно изучал те места, где содержалось предсказание о появлении в Мекке Божьего Посланника ﷺ, который дополнит и завершит миссию всех предыдущих пророков Всевышнего. Выясняя качества и черты этого ожидаемого Пророка ﷺ, аль-Хусайн очень радовался тому, что тот оставит свою родину и переселится именно в Ясриб, сделав этот город местом своего пребывания.
Всякий раз, читая или размышляя на эту тему, аль-Хусайн просил Господа позволить ему дожить до встречи с Пророком ﷺ, ощутить счастье стать одним из его первых последователей. Всевышний внял мольбе аль-Хусайна ибн Салама, и ему было суждено встретиться с Посланником Божьим ﷺ и стать его сподвижником.
Первая встреча с Посланником Господа ﷺ
Вот что рассказал Аль-Хусайн ибн Салам:
«Услышав впервые о появлении в Мекке Посланника Всевышнего ﷺ, я предпринял попытки разузнать его имя, а также откуда он родом, какой он из себя, когда и где появится. Полученные сведения я сравнивал с тем, что было написано в наших книгах, чтобы убедиться в истинности его пророчества и правдивости призыва. То, что мне удалось выяснить, я скрыл от иудеев и никому ничего не говорил.
Это продолжалось вплоть до того дня, когда Пророк Мухаммад ﷺ покинул Мекку, направляясь в Медину. Когда он остановился в деревне Куба на расстоянии двух миль от Медины, к нам прибыл один человек, который объявил людям о его прибытии. Как раз в этот момент я находился на верхушке пальмы, подстригая её, а моя тётка Халида, дочь аль-Хариса, сидела под ней. Я сказал ей:
– Клянусь Господом, тётя, это брат Мусы ибн Имрана (Моисея) (мир ему) со своей религией. Он послан с тем же, с чем был послан наш Муса (мир ему).
Помолчав, тётка спросила:
– А не тот ли это пророк, о котором вы нам сообщили, что он будет послан для подтверждения того, что было до него, и для завершения Божественной миссии?!
– Да, это он, – ответил я.
– Итак, значит, это он… – сказала она.
После этого я сразу же поспешил к Пророку Мухаммаду ﷺ и увидел большую толпу людей у входа в его дом. Протолкнувшись вперёд, я оказался рядом с ним. Я во все глаза принялся пристально рассматривать его, пока не убедился, что это именно тот, с кем я так долго мечтал встретиться.
Подойдя к нему, я засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха ﷻ, и что Мухаммад – Посланник Аллаха ﷺ.
Обратившись ко мне, он спросил:
– Как твоё имя?
– Аль-Хусайн ибн Салам, – ответил я.
– Теперь ты Абдулла ибн Салам, – сказал Пророк ﷺ.
– Да, – сказал я. – Абдулла ибн Салам, клянусь Тем, кто послал тебя с Истиной, с сегодняшнего дня я не хочу никакого другого имени.
Затем я направился домой, где призвал к Исламу жену, детей и всех близких. Все они приняли веру в Единого Господа и пророчество Мухаммада ﷺ. После этого я обратился к ним с просьбой никому не рассказывать о своей вере, пока не разрешу это сделать.
Обращение с призывом к иудеям
Я тут же вернулся к Пророку ﷺ и сказал ему:
– О Посланник Аллаха ﷺ, мне хотелось бы, чтобы ты пригласил к себе старейшин и вождей иудеев, а меня укрыл бы от них в это время в одной из комнат. Затем ты спроси их обо мне, пока они не узнали, что я принял Ислам, а после этого призови их к вере. Если же они прежде узнают, что я стал мусульманином, то будут всячески порочить меня, оболгут и припишут мне все мыслимые и немыслимые пороки.
Поместив меня в одну из своих комнат, Пророк ﷺ пригласил их к себе и стал призывать принять Ислам, пытаясь вызвать у них любовь к истинной вере. При этом он напомнил им то, что писали о нём их священные книги. В ответ на это иудеи вступили с ним в бесплодную дискуссию, пытаясь оспаривать истину, а я внимательно прислушивался ко всему происходящему. Отчаявшись убедить их, Посланник Божий ﷺ спросил:
– А какое место у вас занимает аль-Хусайн ибн Салам?
Они ответили:
– Это наш духовный наставник и учёный-богослов, а также сын наставника и учёного.
Пророк ﷺ спросил:
– А если вы узнаете, что он принял исламскую веру, то вы последуете за мной?
Иудеи ответили:
– Упаси Бог! Не мог он принять Ислам. Господь уберёг его от того, чтобы стать мусульманином.
Тут я вышел к ним и сказал:
– О иудеи, бойтесь Бога и примите то, с чем пришёл к вам Мухаммад ﷺ. Вы же хорошо знаете, что он истинный Посланник Господа. Его имя и его образ описаны у нас в Торе. Я свидетельствую, что он Божий Посланник ﷺ.
Они воскликнули:
– Да ты лжец! Клянёмся Богом, что ты наше зло и сын зла!
А затем они стали обвинять меня во всех прегрешениях».
История о благой вести
Абдулла ибн Салам всем своим существом принял Ислам, подобно тому, как истомлённый жаждой человек припадает к живительному и благостному источнику влаги. Он старался повсюду сопровождать Пророка Мухаммада ﷺ, став неразлучным с ним, подобно его тени.
Историю сообщения благой вести Абдулле ибну Саляму рассказал Кайс ибн Убада:
«Как-то я сидел на одном из собраний в мечети Пророка ﷺ в Медине. На занятии присутствовал один из старейшин, который сразу же расположил к себе людей своей благодатью. Когда собрание закончилось и старик выходил из мечети, люди сказали:
– Тот, кто желает обрадоваться видением обитателя Рая, пусть посмотрит на него.
– Кто это? – воскликнул я.
– Абдулла ибн Салам, – ответили они.
Тут я сказал себе: «Я обязательно должен пойти за ним». Поднявшись, я пошёл вслед за стариком, пока мы почти не вышли за пределы Медины. Здесь, на окраине города, старик вошёл в свой дом. Когда я попросил разрешения войти, старик позволил мне сделать это, затем он спросил меня:
– Какая же нужда у тебя, сынок? Я ответил:
– Только Аллаху ﷻ известны обитатели Рая, сынок, – сказал старик.
– Да, это так, но ведь есть же какая-то причина тому, что они говорят так, – возразил я.
– Я расскажу тебе, из-за чего они говорят так, – сказал старик.
– Расскажи… Да вознаградит Господь тебя добром за это! – воскликнул я.
Старик начал свой рассказ: «Однажды ночью я увидел во сне человека, который сказал мне:
– Встань!
Когда я встал, он взял меня за руку. Увидев путь, ведущий налево, я хотел пойти по нему, но тот человек сказал:
– Не иди этой дорогой, так как это не твой путь.
И тут я увидел ясный путь, ведущий направо. Человек сказал:
– Иди этой дорогой.
Я шёл в эту сторону, пока не достиг прекрасного обширного сада, наполненного свежей зеленью пышных растений. В центре сада стояла железная колонна, уходящая в небо. В верхней части колонны находилось золотое кольцо. Мужчина сказал мне:
– Поднимись на колонну.
Я сказал:
– Но я не могу сделать этого.
Тут рядом со мной оказался юноша, который помог мне, и я поднялся на самый верх колонны, где двумя руками схватился за кольцо. Я так и висел, уцепившись за него, пока не проснулся.
На следующее утро я пришёл к Пророку ﷺ и рассказал ему о своём сне. Выслушав меня, он сказал:
– Что касается пути, уходящего в левую сторону, который ты увидел сначала, то все идущие по этому пути попадают в Огонь. Путь же, ведущий направо, предназначен для обитателей Рая. Сад, поразивший тебя прекрасной пышностью свежей зелени, – это вера Ислам. Колонна, стоящая в центре сада, означает столп веры (намаз). Золотое кольцо в верхней части колонны – это вера, за которую ты будешь крепко держаться до самой смерти».
Источник: газета «Ас-салам» – добрая газета
islam.ru