Если вы в поисковике нашего портала введёте имя Сухайб ар-Руми, то так и не узнаете, кем же был Сухайб и к какой исторической эпохе он относился. А ведь он был одним из видных сподвижников пророка Мух’аммада ﷺ, одним из первых его последователей, перенёсших вместе с ним все тяготы исламского призыва.
А сколько их таких, неизвестных нам сподвижников Пророка? Биография кого из них нам доподлинно известна? Сколько из них мы хотя бы сможем перечислить поимённо? Десять? Двадцать? И всё?
Не проходит ли мимо нас целая эпоха, золотой век Ислама и люди, олицетворявшие эту эпоху? Устраним же эту историческую несправедливость историей жизни Сухайба ар-Руми (да будет доволен им Аллах), о котором высоко отзывается сам Всевышний Аллах.
Превратности судьбы
Внимательный читатель сразу обратил внимание на необычное дополнение к его имени – Ар-Румии (Византийский). Некоторые ошибочно полагают, что Сухайб был неарабского происхождения, но это далеко не так.
Сухайб был чистокровным арабом, его отец Синан был родом из арабского племени Намр. Тогда почему же Византийский? Дело в том, что Сухайб в детском возрасте попал в плен к византийцам, провёл юношество среди них и перенял их язык. А до этого рокового поворота судьбы Сухайб жил сладкой и беззаботной жизнью, его отец владел огромной виллой на берегу реки Евфрат.
Этим он напоминает другого сподвижника Пророка ﷺ Салмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), который до попадания в рабство жил примерно так же, на широкую ногу. Но обоих судьба привела в Ислам, и у каждого из них своя исламская история.
Путь в Ислам
Есть разногласия относительно того, как Сухайб оказался в Мекке. Некоторые считают, что он был продан мекканцу по имени ‘Абдулла ибн Джуд‘ан, и он, заметив способности Сухайба, даровал ему свободу.
Другая версия гласит, что Сухайб сбежал из византийского плена и приехал в Мекку, где началась новая страница его жизни. Так или иначе, обе версии приводят нас к ‘Абдулле ибн Джуд‘ану, который стал компаньоном Сухайба и помог ему освоиться в незнакомом для него городе.
С годами Сухайб значительно продвинулся в торговом бизнесе и смог стать одним из самых успешных торговцев Мекки. Но главный капитал Сухайба, естественно, был в Исламе, который он принял в числе первых.
Мусульман в то время насчитывалось чуть больше 30 человек. Сухайб принял Ислам вместе с другим известным сподвижником Пророка ﷺ Аммаром ибн Ясиром (да будет доволен им Аллах)
Вот как Аммар рассказывал об этом: «Я встретил Сухайба ибн Синана у дома Аркама, где в это время находился Посланник Аллаха ﷺ. На мой вопрос, чего он хочет, он задал мне такой же встречный вопрос. Я ответил, что хочу зайти к Мух’аммаду ﷺ и послушать его. Сухайб сказал, что желает того же. Мы зашли к Посланнику Аллаха ﷺ, и он рассказал нам об Исламе. Мы приняли Ислам и до вечера этого дня оставались у Аркама, а затем скрытно покинули дом».
Здесь стоит обратить внимание не только на принятие Ислама Сухайбом, но и на то, что этот рассказ передаёт дух времени того мекканского общества, где Ислам только зарождался, а число мусульман едва доходило до 40 человек.
Сделка всей жизни
Когда мусульмане совершали хиджру (эмиграцию) из Мекки в Медину, Сухайб был одним из немногих сподвижников, которые всё ещё оставались в Мекке.
Сухайб планировал отправиться в Медину вместе с Пророком ﷺ и Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), но курайшиты, зная о его несметных богатствах, накопленных в Мекке, устроили слежку за ним. Именно по этой причине Сухайбу пришлось задержаться в Мекке, но при первом же удобном случае ему удалось вырваться из рук курайшитов.
Курайшиты бросились за ним вслед, началась погоня. Сухайб, заметив приближающихся к нему курайшитов, крикнул в их сторону: «О курайшиты, вам известно, что я меткий стрелок. Клянусь Аллахом, если вы подойдёте ко мне, то я буду пускать в вас стрелы, пока не опустошу свой колчан. Затем я ринусь на вас с мечом и буду биться до последнего. Но если вы хотите заполучить мои богатства, то я укажу вам, где они находятся, лишь бы вы оставили меня в покое».
Курайшитов такое условие более чем устраивало, и они не стали препятствовать отъезду Сухайба в Медину. Курайшиты нажились за счёт Сухайба, а Сухайб, как и много лет назад, остался ни с чем.
Но на этот раз он был на пути Всевышнего и совершил самопожертвование ради Его довольства. Это была сделка со Всевышним, и на это указывают первые слова Пророка ﷺ, сказанные им при встрече с Сухайбом: «Это была удачная сделка, о Абу Яхья».
Более того, в отношении Сухайба был ниспослан один из аятов Корана:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ
(смысл): «А среди людей есть и такой, который продаёт свою душу, стремясь к довольству Аллаха, надеясь на Его награду и соблюдает предписания религии только ради Аллаха». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 207)
Сухайб Византийский прожил славную жизнь в Медине и скончался в городе Пророка ﷺ в возрасте 70 лет. От Пророка ﷺ он передал 30 хадисов, среди которых особо можно выделить следующее изречение:
عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن : إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим, 2999)
Этот хадис является прямым отображением жизнедеятельности Сухайба (да будет доволен им Аллах) – человека, потерявшего всё и приобрётшего намного больше.