Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Можно сказать, что этот вопрос волнует каждого человека, который хоть как-то думает о своей религии и беспокоится о своей участи на том свете. Вроде бы каждый понимает, что без учителя в любой сфере не обойтись, будь то в религии или в мирском. Множество учёных указали на то, что человеку необходим наставник и учитель, чтобы достичь полноценного понимания религии и очиститься от скверных качеств. Конечно же, как и в прежние времена, сегодня есть люди, которые отрицают нужду в шейхе.

Удивительным же является тот факт, что сегодня те, кто отрицает это, стали ссылаться на самих же суфийских шейхов. Один из великих шейхов, на которых они ссылаются в своих заявлениях – шейх Ахмад Заррук (да освятит Аллах его душу). Действительно ли шейх указал на это? Постараемся разобрать этот вопрос по его книгам.
В своей книге «Каваиду тасаввуф» в параграфе № 66 шейх пишет:

وقد تشاجر فقراء الأندلس من المتأخرين، في الاكتفاء بالكتب عن المشايخ ثم كتبوا للبلاد، فكل أجاب على حسب فتحه. وجملة الأجوبة دائرة على ثلاث:

أولها:النظر للمشايخ، فشيخ التعليم تكفي عنه الكتب للبيت حاذق الذي يعرف موارد العلم.وشيخ التربية تكفي عنه الصحبة لذي دين عاقل ناصح.وشيخ الترقية يكفي عنه اللقاء والتبرك. كل ذلك من وجه واحد أتم.

الثاني:النظر لحال الطالب، فالبليد لا بد له من شيخ يربيه، واللبيب تكفي الكتب في ترقيه، لكنه لا يسلم من رعونة نفسه، وإن وصل لابتلاء العبد برؤية نفسه.

الثالث:النظر للمجاهدات. فالتقوى لا تحتاج إلى شيخ لبيانها وعمومها. والاستقامة تحتاج إلى شيخ في تمييز الأصلح منها، وقد يكتفي دونه اللبيب بالكتب ومجاهدة الكشف، والترقية لا بد فيها من شيخ يرجع إليه في فتوحها، كرجوعه عليه السلام للعرض على ورقة [بن نوفل] لعلمه بأخبار النبوة ومبادئ ظهورها، حين فاجأه الحق. وهذه الطريقة قريبة من الأولى والسنة معها، والله أعلم.

«…Поздние учёные Андалусии разошлись во мнениях в вопросе о том, достаточно ли книг для замены шейха, или всё-таки без шейха не обойтись? (Часть учёных говорили, что без шейха не обойтись, а часть говорили, что книг достаточно и в шейхе нет нужды). Они направили этот вопрос учёным разных городов, и каждый учёный ответил в соответствии со своим личным видением (аль-фатх). Все ответы были даны, исходя из трёх аспектов:

 

1. шейх. Если говорить о шейху таълим, то умный человек, искусный, знающий источники наук, может обойтись без него, ограничившись книгами. Также можно обойтись без шейху тарбия, довольствуясь дружбой с религиозным, умным, дающим искренние советы братом. А если речь о шейху таркъия, то вместо него можно ограничиться встречами с праведниками и получением бараката от них. Но получение всего этого от одного шейха более предпочтительно;

 

2. тот, кто нуждается в шейхе. Непроницательный, плохо соображающий человек непременно нуждается в шейхе, который будет его воспитывать, а проницательному человеку для достижения высот достаточно книг, но он не будет защищён от искушений своего эго, каких бы высот он ни достиг, так как человек подвержен самодовольству;

 

3. муджахада (борьба со своим нафсом). Такъва не нуждается в шейхе, так как она касается всех и она общеизвестна. Истикъама нуждается в шейхе для отделения предпочтительного от остального, а иногда проницательный человек может обойтись без него посредством книг. А что касается таркъия, то без шейха не обойтись, чтобы обращаться к нему за разъяснениям, подобно тому как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Вараке ибн Навфалю, когда ему внезапно явился ангел Джибриль (мир ему), так как тот был сведущ в вопросах пророчества.

 

Третий пункт по смыслу близок к первому, также на третий пункт указывает сунна. А Аллах знает лучше!».

 

В книге «Уддатуль мюрид» шейх Ахмад Заррук (да освятит Аллах его душу) пишет, что третий вариант ответа является истиной, в которой нет сомнений.

 

Теперь приступим к разъяснению этих ответов.

 

Прежде всего нам нужно разъяснить некоторые слова, которые использует Ахмад Заррук (да освятит Аллах его душу). Это термины такъва (богобоязненность) и истикъама (приверженность правильного пути).

 

Такъва – это совершение обязательных действий и отказ от запретного. А пределом такъва является отказ от сомнительного из опасения впасть в греховное. (см. «Уддатуль мюрид» и «Шархуль хикам», Ахмад Заррука)

 

Истикъама – это приучение своего эго к благородным качествам, упомянутым в Коране и сунне. То есть истикъама – это следующий этап после такъва. (см. «Уддатуль мюрид», «Каваиду тасаввуф», Ахмад Заррука)

 

Начнём разъяснение ответов с первого пункта. Кто же такой шейху таълим? Это шейх, который обучает халялю и хараму, то есть учёный, который объясняет, что по шариату дозволено, а что нет. Другими словами, это шейх, обучающий вопросам такъва. В принципе, понятно, почему в этих вопросах можно обойтись без шейха, так как вопросы халяля и харама обширно разъяснены в книгах и известны среди людей. Эту информацию проницательный студент может взять из книг сам, без помощи шейха. Но, тем не менее, его понимание не будет полноценным, и он упустит очень многое, если будет учиться без шейха, как пишет Ахмад Заррук в «Уддатуль мюрид» (стр. 156).

 

Шейху тарбия – это шейх, который разъясняет человеку, какие из множества видов поклонений, качеств и т. д. для него наиболее предпочтительны. Другими словами, это шейх, обучающий вопросам истикъама. Из первого и третьего пункта ответов мы видим, что некоторые иногда могут обойтись без такого шейха. Но значит ли это, что для достижения истикъама в принципе не нужен шейх? Конечно же, нет. В книге «Каваиду тасаввуф» (№64) Ахмад Заррук (да освятит Аллах его душу) пишет:

 

«Совершенством богобоязненности (такъва) является наличие истикъамы, то есть приучение своего эго к благородным качествам, упомянутым в Коране и сунне, как в словах Всевышнего:

 

 “…ответь (на зло) тем, что лучше…” (Фуссилат, аят 34).

 

“Прояви, [Мухаммад], снисходительность, призывай к хорошему и отвернись от невежд” (аль-А´раф, аят 199).

 

“И рабы Милостивого – это те, кто ходит по земле смиренно…” (аль- Фуркан, аят 63).

 

Об этом также сказано в других аятах Корана.

 

Достичь совершенства истикъамы возможно только с помощью наставляющего шейха либо праведного брата, которые будут указывать ему на деяния, более подходящие для улучшения его состояния, так как то, что принесло пользу одному, может нанести вред другому.

 

На это указывает отличие сподвижников друг от друга в деяниях, которые они совершали. Аналогично – разнообразие завещаний, которые делал им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его отношения с ними.

 

Например, Абдуллаху ибн Амру (да будет доволен им Аллах) он запретил непрерывный пост, а Хамзату ибн Амру (да будет доволен им Аллах) дозволил.

 

Про Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Какой же он хороший человек, если бы только он выстаивал ночь…”, а Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) Пророк завещал, чтобы тот не ложился спать, не совершив витр (то есть не повелел выстаивать ночь).

 

Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) онвелел чуть поднять свой голос при чтении ночной молитвы, а Умару (да будет доволен им Аллах), наоборот, принизить.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходил к Али и Фатиме (да будет доволен ею Аллах), чтобы разбудить их на тахаджуд (желательный намаз, совершаемый после пробуждения от сна до наступления утреннего намаза), но не говорил ничего своей супруге, матери правоверных Аише (да будет доволен ею Аллах), которая спала перед ним.

 

Он рассказал Муазу (да будет доволен им Аллах), что тому, кто произнесёт “Ля Иляха ИллаЛлах”, Рай гарантирован, и повелел ему скрыть это от других.

 

Он сделал Хузайфу (да будет доволен им Аллах) хранителем тайн.

 

Всё это является воспитанием пророка в истикъама». Конец цитаты.

 

Из приведённых примеров мы видим, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не повелевал всем всё подряд. Он смотрел на состояние каждого и велел ему делать то, что подходит для него. Именно для этого и нужен шейх. Человек не всегда может определить, что для него лучше. Иногда он может брать на себя непомерно тяжкий груз, а иногда – слишком лёгкий. А шейх подобен врачу, он знает, какое лекарство и в какой дозировке подойдёт именно ему.

 

Шейху таркъия – это шейх, с помощью которого человек очищается от всех душевных пороков и обретает познание Всевышнего, это шейх, который может принести пользу другим своим внутренним состоянием. То есть это шейх, посредством которого человек развивается духовно, получает глубокое познание Аллаха. Как мы видим, Ахмад Заррук считает, что без шейха на этой стадии никто не может обойтись.

 

Резюмируя, можно сказать, что изучить дозволенное и запретное без шейха и помощника возможно, но всё равно знания не будут полноценными.

 

А очищение души от пороков, постижение высоких нравов и духовных состояний без шейха и помощника практически невозможно, если исходить из сегодняшних реалий, и если сказать, что это совсем невозможно, то, наверное, мы не ошибёмся.

 

Аллах знает лучше!
taalib.ru

от admin

Добавить комментарий