Наш господин ʼУбада ибн Самит, да будет доволен им Аллах, передает,
что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил сподвижников, да будет доволен ими Аллах, читать следующее дуа перед наступлением благословенного месяца Рамадан:
اَللّٰهُمَّ سَلّمْنِيْ لِرَمَضانَ وَسَلّمْ رَمَضانَ لِيْ وَسَلّمْه لِي مُتَقَبَّلا
«Аллахумма саллимни ли Рамадана уа саллим Рамадана ли уа саллимху ли мутакаббаля»
Перевод: «О Аллах! Сохрани меня для Рамадана, сохрани для меня Рамадан и прими его от меня».
(«Китабу дуʼа» имама Табарани, хадис № 912; также см. «Хаяту сохаба» (т. 3, с. 182) и «Канзуль-ʼуммаль» (т. 8, с. 584)
Разъяснение
«Сохрани меня для Рамадана» означает: О Аллах! Позволь мне остаться здоровым и в состоянии, чтобы я мог извлечь пользу из Рамадана. Это так же означает, что когда Рамадан наступает, я прошу, чтобы меня не застали плохие условии, которые могут помешать держать уразу, делать ибадат и т.д.
«сохрани для меня Рамадан» означает: В дополнение к этому, о Аллах! дай мне Тауфик (способность), чтобы достичь максимальной выгоды от этого знаменательного случая. Много людей способны получить награду за этот месяц, но у них не получается извлечь из него пользу. Этих людей действительно жаль! Да убережет нас Аллах.
«и прими его от меня» означает: О Аллах! И после того как ты обещал мне награду за служение в этот месяц, не позволяй пройти всему (ему) впустую, не принимая моих дел
Каков статус этого хадиса?
Цепочка передатчиков у этого хадиса слабая (из «Примечаний» шейха ʼАввамы к «Муснаду» ʼУмара ибн ʼАбдуль-ʼАзиза (с. 280)).
Тем не менее, он подкрепляется практикой праведных предшественников с небольшими разночтениями в формулировке, и поэтому данному хадису можно следовать.
Обычай саляфов
1. Имам Табарани, да смилуется над ним Аллах, передает, что знаменитый табиин Макхуль, да смилуется над ним Аллах, читал это дуа в начале Рамадана (Китабу дуʼа ли Табарани, хадис № 913).
2. Он также передает от ʼАбдуль-ʼАзиза ибн Аби Раввада (ум. в 159-м г. по хиджре), что «мусульмане читали» подобное дуʼа (с добавлениями к вышеуказанной формулировке) при наступлении Рамадана (там же, хадис № 914).
3. Имам Мухаммад ибн Насар аль-Марвази записал в «Кыямуль-лайль», что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и табиины, да смилуется над ними Аллах, как правило, читали это дуʼа, когда наступал Рамадан (Мухтасар Кыямуль-лейль, с. 98).
4. Хафиз Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, передает от достойного доверия табиина: «Яхья ибн Аби Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В их (сподвижников и табиинов) обычае было читать это дуʼа…» (Латаифуль-Маʼариф, с. 280)
Возможно, именно в свете этих подтверждающих передач имам Суюты, да смилуется над ним Аллах, счел этот хадис хадисом хасан, то есть точно достоверным (Канзуль-ʼуммаль, т. 8, с. 584).
Когда читать это дуʼа?
Во всех вышеперечисленных передачах, кроме последней, указано, что это дуʼа читают, когда Рамадан наступает или начинается. В версии Яхьи ибн Аби Касира, да смилуется над ним Аллах, используется такая формулировка:
اللهم سلمني إلى رمضان
«О Аллах, сохрани меня до Рамадана»
Это подтверждает, что мольба (в такой формулировке) читалась перед наступлением самого месяца.
А Всевышний Аллах знает лучше.
taalib.ru