Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Мекка — это священный город и самое безопасное место в мире. Аллах возвысил этот город и увеличил его значение: Мекка занимает величайшее и высочайшее место, которое невозможно сравнить ни с каким другим. Обратное и невозможно, ведь в Мекке находится Его дом — первый дом, построенный для людей, чтобы они поклонялись в нем своему Господу.

Этот дом был обновлен пророком Ибрахимом (мир ему), и Аллах возвысил это место еще больше, отправив туда последнего посланника — Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Достоинств Мекки великое множество. Рассмотрим некоторые из них, чтобы мы понимали святость этого города и его значение перед Аллахом.

1. В Мекке находится первый дом на земле, построенный для поклонения Аллаху. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِلْعَالَمِينَ

«Поистине, первым храмом, построенным для людей, был тот, что в Бекке (Мекке). (Он был построен) как благословение и руководство для творений»[1].

Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал:

هو أولُ مسجدٍ عُبِد اللهُ فيه في الأرضِ

«Это первая мечеть на земле, в которой поклонялись Аллаху»[2].

Бекка — одно из названий Мекки. Говорят, что это название происходит от слова بكاء (с араб. «плач»), так как люди толпятся и плачут возле Каабы.

2. Мекка — это заповедный город

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ رَبَّ هَٰذِهِ الْبَلْدَةِ الَّذِي حَرَّمَهَا وَلَهُ كُلُّ شَيْءٍ ۖ وَأُمِرْتُ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«(Скажи им, Мухаммад): “Мне велено поклоняться только Господу этого города, который Он сделал священным. Ему принадлежит все. Мне же велено быть мусульманином”»[3].

3. Всевышний Аллах сделал Мекку запретной для совершения в ней несправедливости, пролития крови, охоты и вырывания деревьев

В достоверном хадисе сообщается, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن مكة حَرَّمَهَا الله تعالى، ولم يُحَرِّمْهَا الناس، فلا يحل لِامْرِئٍ يؤمن بالله واليوم الآخر: أن يسفك بها دمًا، ولا يعضد بها شجرة، فإن أحد ترخص بقتال رسول الله صلى الله عليه وسلم فقولوا: إنَّ الله أذِن لرسوله ولم يأذن لكم. وإنما أذِنَ لي ساعة من نهار، وقد عادت حُرْمَتُهَا اليوم كَحُرمتها بالأمْسِ، فَلْيُبْلِغِ الشَّاهِدُ الغائب

«Поистине, Всевышний Аллах сделал Мекку заповедной, а не люди, и не дозволено человеку, верующему в Аллаха и в Судный День, проливать в ней кровь и вырубать деревья.

И если кто-нибудь объявит сражение в Мекке дозволенным под предлогом того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сражался в ней, то скажите:

“Поистине, Аллах разрешил это Своему Посланнику, но не разрешал вам”. И даже для меня это было сделано дозволенным лишь на часть дня, и сегодня это снова стало запретным, как было вчера. Пусть же присутствующий известит отсутствующего!»[4]

4. Мекка — это город безопасности и покоя

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا بَلَدًا آمِنًا وَارْزُقْ أَهْلَهُ مِنَ الثَّمَرَاتِ مَنْ آمَنَ مِنْهُم بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ قَالَ وَمَن كَفَرَ فَأُمَتِّعُهُ قَلِيلًا ثُمَّ أَضْطَرُّهُ إِلَى عَذَابِ النَّارِ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

«И Ибрахим сказал: “Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день”. Он (Аллах) сказал: “А неверующим Я позволю пользоваться благами некоторое время, а затем заставлю их страдать в Огне”. Как же ужасно это место!»[5]

Имам ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) комментирует:

يعني بقوله : “آمنا” : آمنا من الجبابرة وغيرهم ، أن يسلطوا عليه ، ومن عقوبة الله أن تناله ، كما تنال سائر البلدان ، من خسف ، وائتفاك ، وغرق ، وغير ذلك من سخط الله ومثلاته التي تصيب سائر البلاد غيره

«“Безопасное” — то есть защищенное от тиранов и прочего, чтобы они не могли захватить Мекку, и от наказания Аллаха, как это происходит с другими городами, подвергающимися землетрясениям, переворачиваниям, потопам и другим наказаниям»[6].

5. Мекка — самый любимый город Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)

Передается от Абдуллаха ибн Адий, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

وَاَللَّهِ إنَّكِ لَخَيْرُ أَرْضِ اللَّهِ، وَأَحَبُّ أَرْضِ اللَّهِ إلَى اللَّهِ، وَلَوْلَا أَنِّي أُخْرِجْتُ مِنْكِ مَا خَرَجْتُ

«Клянусь Аллахом, ты — самая лучшая и самая любимая земля Аллаха. Если бы я не был изгнан из тебя, я бы не покинул тебя»[7].

6. Достоинство намаза в мечети аль-Харам

Намаз, совершенный в Мекке, превосходит намаз, совершенный в других местах, будучи равным 100 тысячам намазов.

От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

صَلَاةٌ فِي مَسْجِدِي أَفْضَلُ مِنْ أَلْفِ صَلَاةٍ فِيمَا سِوَاهُ، إِلَّا الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ، وَصَلَاةٌ فِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ أَفْضَلُ مِنْ مِائَةِ أَلْفِ صَلَاةٍ فِيمَا سِوَاهُ

«Намаз в моей мечети (в Медине) превосходит тысячи намазов в любой другой мечети, кроме намаза, совершенного в мечети аль-Харам. Намаз в мечети аль-Харам превосходит 100 тысяч намазов в любой другой мечети»[8].

Ученые разошлись во мнениях относительно того, распространяется ли увеличение вознаграждения на всю территорию аль-Харама или только на саму мечеть аль-Харам.

Некоторые ученые считают, что увеличение вознаграждения распространяется на всю территорию аль-Харам, и это известное мнение в мазхабе аш-Шафии, и, как отметил хафиз аль-Ираки, оно является наиболее аргументированным.

Шейх Абдуль-Хамид аш-Ширвани (да смилуется над ним Аллах) пишет:

الْأَصَحُّ عِنْدَ النَّوَوِيِّ أَنَّ تَضْعِيفَ الصَّلَاةِ يَعُمُّ جَمِيعَ الْحَرَمِ، وَلَا يَخْتَصُّ بِالْمَسْجِدِ، وَلَا بِمَكَّةَ كَذَا نَقَلَهُ ابْنُ زِيَادٍ فِي الِاعْتِكَافِ عَنْ فَتَاوِيهِ عَنْ الْكَوْكَبِ لِلرَّدَّادِ وَأَقَرَّهُ، وَلَمْ يَتَعَقَّبْهُ.

«По мнению ан-Навави, более достоверным мнением считается то, что увеличение вознаграждения за намаз охватывает вся территория аль-Харам, не ограничиваясь только мечетью или самой Меккой. Это также было передано ибн Зиядом, и он подтвердил это и не возразил»[9].

Имам Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:

الْمُرَادُ بِالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ جَمِيعُ الْحَرَمِ؛ لِأَنَّهُ مَوْضِعُ الطَّوَافِ فَقَطْ، جَزَمَ الْمَاوَرْدِيُّ بِأَنَّ حَرَمَ مَكَّةَ كَمَسْجِدِهَا فِي الْمُضَاعَفَةِ، وَتَبِعَهُ الْمُصَنِّفُ فِي مَنَاسِكِهِ

«Под мечетью аль-Харам подразумевается вся территория аль-Харам, потому что это место только для совершения тавафа. Аль-Маварди утверждает, что запретная территория Мекки имеет такое же значение в отношении увеличения вознаграждения, как и сама мечеть, и это мнение поддержал имама ан-Навави в книге “Аль-Манасик”»[10].

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) придерживался мнения, что удвоение вознаграждения относится только лишь к мечети аль-Харам, о чем он пишет:

وَالْمُرَادُ بِهِ الْكَعْبَةُ وَالْمَسْجِدُ حَوْلَهَا مَعَ مَا زِيدَ فِيهِ

«Под мечетью аль-Харам имеется в виду сама Кааба, мечеть вокруг нее и то, что к ней прилагается»[11].

Что касается границ территории аль-Харама, то в «Кувейтской энциклопедии фикха» (17/186) пишется:

حَدُّ الْحَرَمِ مِنْ جِهَةِ الْمَدِينَةِ الْمُنَوَّرَةِ عِنْدَ التَّنْعِيمِ وَهُوَ عَلَى ثَلاَثَةِ أَمْيَالٍ. وَفِي كُتُبِ الْمَالِكِيَّةِ أَنَّهُ أَرْبَعَةُ أَوْ خَمْسَةُ أَمْيَالٍ. وَمَبْدَأُ التَّنْعِيمِ مِنْ جِهَةِ مَكَّةَ عِنْدَ بُيُوتِ السُّقْيَا، وَيُقَال لَهَا بُيُوتُ نِفَارٍ، وَيُعْرَفُ الآْنَ بِمَسْجِدِ عَائِشَةَ، فَمَا بَيْنَ الْكَعْبَةِ الْمُشَرَّفَةِ وَالتَّنْعِيمِ حَرَمٌ. وَالتَّنْعِيمُ مِنَ الْحِل. وَمِنْ جِهَةِ الْيَمَنِ سَبْعَةُ أَمْيَالٍ عِنْدَ أَضَاةِ لِبْنٍ (بِكَسْرٍ فَسُكُونٍ كَمَا فِي الْقَامُوسِ وَشِفَاءِ الْغَرَامِ) وَمِنْ جِهَةِ جُدَّةَ عَشَرَةُ أَمْيَالٍ عِنْدَ مُنْقَطَعِ الأَْعْشَاشِ لآِخِرِ الْحُدَيْبِيَةِ، فَهِيَ مِنَ الْحَرَمِ. وَمِنْ جِهَةِ الْجِعْرَانَةِ تِسْعَةُ أَمْيَالٍ فِي شِعْبِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ خَالِدٍ. وَمِنْ جِهَةِ الْعِرَاقِ سَبْعَةُ أَمْيَالٍ عَلَى ثَنِيَّةٍ بِطَرَفِ جَبَل الْمُقَطَّعِ، وَذُكِرَ فِي كُتُبِ الْمَالِكِيَّةِ أَنَّهُ ثَمَانِيَةُ أَمْيَالٍ. وَمِنْ جِهَةِ الطَّائِفِ عَلَى عَرَفَاتٍ مِنْ بَطْنِ نَمِرَةَ سَبْعَةُ أَمْيَالٍ عِنْدَ طَرَفِ عُرَنَةَ. وَلَعَل الاِخْتِلاَفَ فِي تَحْدِيدِ الأَْمْيَال يَرْجِعُ إِِلَى الاِخْتِلاَفِ فِي تَحْدِيدِ أَذْرُعِ الْمِيل وَأَنْوَاعِهَا. وَابْتِدَاءُ الأَْمْيَال مِنَ الْحَجَرِ الأَْسْوَدِ. هَذَا وَقَدْ حُدِّدَ الْحَرَمُ الْمَكِّيُّ الآْنَ مِنْ مُخْتَلَفِ الْجِهَاتِ بِأَعْلاَمٍ بَيِّنَةٍ مُبَيِّنَةٍ عَلَى أَطْرَافِهِ مِثْل الْمَنَارِ مَكْتُوبٍ عَلَيْهَا اسْمُ الْعَلَمِ بِاللُّغَاتِ الْعَرَبِيَّةِ وَالأَْعْجَمِيَّةِ.

«Граница территории аль-Харама со стороны Медины проходит у Танима, который находится на расстоянии трех миль. В книгах маликитского мазхаба указано, что это расстояние составляет четыре или пять миль. Начало Танима со стороны Мекки находится у домов ас-Сукйа, которые также известны как дома Нифар.

В настоящее время это место известно как мечеть Аиши (да будет доволен ею Аллах). Территория между благословенной Каабой и Танимом является частью Харама, а сам Таним находится вне священной территории, в Хиле.

Со стороны Йемена граница находится на расстоянии семи миль у Адаат Либн.

Со стороны Джидды — десять миль у местности Мункаты аль-Ашаш, на краю Худайбии, и эта территория является частью Харама.

Со стороны аль-Джирана — девять миль в ущелье Абдуллаха ибн Халида.

Со стороны Ирака — семь миль на перевале у горы аль-Муката, и в книгах маликитов упоминается, что это расстояние составляет восемь миль.

Со стороны Таифа граница проходит через долину Намира на Арафате на расстоянии семи миль у края’Урана.

Возможно, разногласия в определении миль связаны с различиями в определении меры длины и видов миль.

Начало отсчета миль идет от Черного камня (аль-Хаджар аль-Асвад).

В настоящее время границы мекканского Харама определены четкими указателями на его краях, подобными маякам, с надписями на арабском и иностранных языках».

7. Мекка защищена от Даджаля

Даджаль не войдет в Мекку благодаря тому, что Всевышний Аллах защищает этот город.

Передают со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ليس من بلد إلا سيطؤه الدجال إلا مكة والمدينة ، ليس له من نقابها نقب إلا عليه الملائكة صافين يحرسونها ، ثم ترجف المدينة بأهلها ثلاث رجفات فيخرج الله كل كافر ومنافق

«Нет такого города, на землю которого не ступит Даджаль, если не считать Мекки и Медины, потому что на каждом из ведущих к ним проходов непременно выстроятся рядами ангелы, которые будут охранять эти города. И он остановится на солончаке, и трижды сотрясется Медина, и выйдет из нее к нему каждый невер­ный и лицемер»[12].

8. Источник Зам-Зам

Вода Зам-Зам — это честь для пророка Исмаиля (мир ему) и его матери, так как Аллах даровал им этот источник, который продолжает существовать до Судного Дня. Зам-Зам не только утоляет жажду, но и является пищей и лекарством.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

زمزم طعام طعم وشفاء سقم

«Замзам — это пища, которая насыщает, и лекарство от болезни»[13].

9. Запрещено поворачиваться к кибле или спиной к ней при отправлении естественных потребностей. Это делается в знак уважения и почета

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا جَلَسَ أَحَدُكُمْ عَلَى حَاجَتِهِ، فَلَا يَسْتَقْبِلِ الْقِبْلَةَ، وَلَا يَسْتَدْبِرْهَا

«Когда кто-нибудь из вас сядет справить нужду, пусть не поворачивается в сторону киблы ни лицом, ни спиной»[14].

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) комментирует этот хадис:

وَأَمَّا النَّهْيُ عَنْ الِاسْتِقْبَالِ لِلْقِبْلَةِ بِالْبَوْلِ وَالْغَائِطِ فَقَدِ اخْتَلَفَ الْعُلَمَاءُ فِيهِ عَلَى مَذَاهِبَ أَحَدُهَا مَذْهَبُ مَالِكٍ وَالشَّافِعِيِّ رَحِمَهُمَا اللَّهُ تَعَالَى أَنَّهُ يَحْرُمُ اسْتِقْبَالُ الْقِبْلَةِ فِي الصَّحْرَاءِ بِالْبَوْلِ وَالْغَائِطِ وَلَا يَحْرُمُ ذَلِكَ فِي الْبُنْيَانِ وَهَذَا مَرْوِيٌّ عَنِ الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ وَعَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عنهما والشعبى واسحق بْنِ رَاهَوَيْهِ وَأَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ فِي إِحْدَى الروايتين رحمهم الله والمذهب الثانى أنه لايجوز ذَلِكَ لَا فِي الْبُنْيَانِ وَلَا فِي الصَّحْرَاءِ وَهُوَ قَوْلُ أَبِي أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيِّ الصَّحَابِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَمُجَاهِدٍ وَإِبْرَاهِيمَ النَّخَعِيِّ وَسُفْيَانَ الثَّوْرِيِّ وَأَبِي ثَوْرٍ وَأَحْمَدَ فِي رِوَايَةٍ وَالْمَذْهَبُ الثَّالِثُ جَوَازُ ذَلِكَ فِي الْبُنْيَانِ وَالصَّحْرَاءِ جَمِيعًا وَهُوَ مَذْهَبُ عُرْوَةَ بْنِ الزُّبَيْرِ وَرَبِيعَةَ شَيْخِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَدَاوُدَ الظَّاهِرِيِّ وَالْمَذْهَبُ الرَّابِعُ لَا يَجُوزُ الِاسْتِقْبَالُ لَا فِي الصَّحْرَاءِ وَلَا فِي الْبُنْيَانِ وَيَجُوزُ الِاسْتِدْبَارُ فِيهِمَا وَهِيَ إِحْدَى الرِّوَايَتَيْنِ عَنْ أَبِي حَنِيفَةَ وَأَحْمَدَ رَحِمَهُمَا اللَّهُ تَعَالَى

«Что касается запрета на обращение лицом к кибле во время мочеиспускания и испражнения, то ученые разошлись во мнениях:

Одно из них принадлежит мазхабу имамов Малика и аш-Шафии, которые считают, что запрещено поворачиваться лицом к кибле при мочеиспускании и испражнении в пустыне на открытой местности, но не в помещениях. Это мнение передается от ибн Аббаса, Абдуллаха ибн Умара, аш-Шаби, Исхака ибн Рахавейхи и Ахмада ибн Ханбаля в одной из его версий.

Второе мнение заключается в том, что это запрещено как в помещениях, так и в пустыне на открытой местности. Это мнение Абу Айюба аль-Ансари, Муджахида, Ибрахима ан-Нахаи, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Ахмада в другой его версии.

Третье мнение дозволяет это как в помещениях, так и в пустыне на открытой местности. Это мнение Урвы ибн аз-Зубайра, Рабиа (шейха имам Малика) и Давуда аз-Захири.

Четвертое мнение гласит, что запрещено обращаться лицом к кибле как в пустыне, так и в помещениях, но разрешается обращение спиной. Это одно из мнений которое передается от Абу Ханифы и Ахмада»[15].

10. Мекка — это кибла для мусульман

Всевышний Аллах сказал:

قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاءِ فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّوا وُجُوهَكُمْ شَطْرَهُ

«Мы видели, как ты направлял лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Направь же лицо в сторону мечети аль-Харам. Где бы вы ни были, (во время намаза) направляйте лица в ее сторону»[16].

Хафиз ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет:

واليهود الذين أنكروا استقبالكم الكعبة وانصرافكم عن بيت المقدس يعلمون أن الله تعالى سيوجهك إليها ، بما في كتبهم عن أنبيائهم ، من النعت والصفة لرسول الله صلى الله عليه وسلم وأمته ، وما خصه الله تعالى به وشرفه من الشريعة الكاملة العظيمة ، ولكن أهل الكتاب يتكاتمون ذلك بينهم حسدا وكفرا وعنادا ; ولهذا يهددهم تعالى بقوله : ( وما الله بغافل عما يعملون )

«Иудеи, которые не приняли изменение киблы, знали, что Всевышний Аллах изменит ее, ведь об этом сообщалось в их книгах, ниспосланных предыдущим пророкам, где содержались описания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), его общины и тех особенностей совершенного Шариата, которыми Аллах выделил мусульман. Но они все это скрыли из-за неверия, упрямства и зависти. Поэтому Всевышний Аллах обращается к ним со словами (предупреждения и угрозы): От Аллаха не скрыто ничего из того, что они делают”»[17].

11. В Мекке даже намерение совершить грех наказуемо

В других местах человек наказывается только за свои действия или слова, но не за намерения. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ وَالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ الَّذِي جَعَلْنَاهُ لِلنَّاسِ سَوَاءً الْعَاكِفُ فِيهِ وَالْبَادِ وَمَن يُرِدْ فِيهِ بِإِلْحَادٍ بِظُلْمٍ نُّذِقْهُ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ

«Поистине, неверующим, сбивающим (верующих) с пути (религии) Аллаха, не пускающим их в мечеть аль-Харам, которую Мы предназначили для людей, живущих (возле нее) и приходящих, а также совершающим там преступления — (этим неверующим) Мы дадим вкусить болезненное наказание»[18].

Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) комментирует:

ذهب قوم من أهل التأويل منهم الضحاك ، وابن زيد إلى أن هذه الآية تدل على أن الإنسان يعاقب على ما ينويه من المعاصي بمكة وإن لم يعمله

«Некоторые толкователи Корана, например, ад-Даххак и ибн Зейд, считали, что даже намерение совершить грех, даже если не совершить его по итогу, на территории Мекки является грехом из-за святости этого места»[19].

Это лишь некоторые из достоинств Мекки и мечети аль-Харам. Мы просим Аллаха дать нам возможность посещать эти земли многократно, будучи паломниками и совершающими умра.

 

 

[1] Коран, 3:96.

[2] «Тафсир ат-Табари» (5/509).

[3] Коран, 27:91.

[4] Аль-Бухари, Муслим.

[5] Коран, 2:126.

[6] «Тафсир ат-Табари» (3/45).

[7] Ат-Тирмизи.

[8] Ибн Маджа.

[9] «Хашият тухфат аль-мухтадж» (12/537).

[10] «Мугни аль-мухтадж» (6/251).

[11] «Тухфат аль-мухтадж» (10/179).

[12] Аль-Бухари.

[13] Аль-Баззар, ат-Табарани.

[14] Муслим.

[15] «Шарх сахих Муслим» (3/154).

[16] Коран, 2:144.

[17] «Тафсир ибн Касир» (1/461).

[18] Коран, 22:25.

[19] «Аль-Джами ахкам аль-Куръан» (22/33)..
darulfikr.ru

от admin

Добавить комментарий