КАКИЕ АЯТЫ КОРАНА СВЯЗАНЫ С АБУ БАКРОМ?
После смерти Посланника Аллаха ﷺ его преемником, халифом заслуженно стал Абу Бакр Сыддик (да будет доволен им Аллаh), что твердо установлено иджмой, то есть общим согласным мнением большинства мусульманской уммы. Аллах Всевышний ниспослал по этому поводу следующие аяты:
Первый аят (смысл):
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (Нур, 55).
Ученые так комментировали этот аят: «Аллах Всевышний обещал уверовавшим и совершавшим праведные деяния сделать их халифами на земле. После переселения Посланника Аллаха ﷺ и его сторонников в Лучезарную Медину, их положение продолжало оставаться опасным до тех пор, пока религия Аллаха не обрела силу и пока мусульмане не одержали верх над своими врагами. Только после этого мумины избавились от постоянного страха.
В этом кораническом аяте содержится довод относительно правомерности халифства Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh) и других халифов. Поэтому ученые-алимы говорили, что нет вероятности, чтобы Аллах Всевышний отказался от Им данного слова».
Второй аят (cмысл):
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (Нур, 22).
Одним из тех, кто оклеветал праведную Аишу (да будет доволен ею Аллаh), был Мистах, находившийся под покровительством и защитой Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh). Этот Мистах был человеком бедным, мухаджиром, участником сражения при Бадре.
В то же время он был сыном тети Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh). За его клевету на Аишу Абу Бакр (р.а.) поклялся больше не помогать ему, не оплачивать его повседневные нужды. Когда был ниспослан этот аят, Посланник Аллаха прочел его Абу Бакру.
После этого досточтимый Сыддик (да будет доволен им Аллаh) сказал, что он конечно же желает прощения Всевышнего Аллаха. Он дал обещание, что продолжит помогать бедным и не уменьшит объем средств, выдаваемых им на их повседневные нужды.
Третий аят (смысл):
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (Маида, 54).
Этот благородный аят свидетельствует о величии Абу Бакра. Четвертый аят: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники! Такова милость от Аллаха, и довольно того, что Аллах ведает обо всякой вещи» (Ниса, 69-70).
Эти аяты являются свидетельством отсутствия каких-либо преград между Посланником Аллаха и Абу Бакром или какой-либо отдаленности между ними. Недаром умма Мухаммада присвоила Абу Бакру ранг «сыддик», то есть преданный.
Свидетельствуя о преданности Абу Бакра, умма при этом не делает никаких исключений. Между степенью Расулюллаха и местом, которое занимал Абу Бакр, не было преград или большого расстояния, как о том утверждают рафидиты. Милости, полученные им от Аллаха, были заслужены им самим, о чем свидетельствует фраза «Такова милость от Аллаха».
Пятый аят (смысл):
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по вознаграждению!» (Ниса, 59).
Икрима (да будет доволен им Аллаh) говорил, что под «обладающими влиянием» имеются в виду Абу Бакр и Умар(да будет доволен ими Аллаh), поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал: «После меня следуйте за Абу Бакром и Умаром. Они около меня на таком же расстоянии, как голова от тела».
Шестой аят (смысл):
«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Тауба, 40).
Находясь в пещере Савр, Абу Бакр очень боялся, что мушрики могут что-то сделать Посланнику Аллаха ﷺ, что могут его убить. После этого Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Они оставались в пещере трое суток. У Абу Бакра было несколько овец, которых пас Амир б. Фухайра. Каждый день он оставлял перед входом в пещеру свежее овечье молоко. Через три дня пришел сын Абу Бакра Абдуррахман и привел с собой верблюда. Посланник Аллаха ﷺ с Абу Бакром сели верхом на верблюда и направились в сторону Медины.
Седьмой аят (смысл):
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Фатыр, 28). Имам А’зам Абу Ханифа читал в этом аяте слово «Аллах» с даммой, окончание слова «улема» читал с повышением и слову «хашият» давал значение «знания»; в целом же придавал аяту такой смысл: «Боязнь обладателей знания ценит только Аллах»
Данный аят был ниспослан по следующей причине:
В сердце Абу Бакра проник страх, который отражался на его благословенном лице. Они поговорили по этому поводу с Посланником Аллаха ﷺ, из-за чего Аллах Всевышний ниспослал этот аят. Все фото: shutterstock.com
Продолжение следует, ин шаа Аллаh.
Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»
islam-today.ru