Затмения Солнца и Луны – интереснейшие явления природы, знакомые человеку с глубокой древности. Они происходят сравнительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим кажутся редкими. Были ли затмения Солнца или Луны при жизни Пророка ﷺ и как он поступал в таких случаях, об этом в нашем материале.
Для начала немного расскажем о сути этого явления
Солнечные затмения происходят в новолуния, когда Луна, обращаясь вокруг Земли, оказывается между Землей и Солнцем и полностью или частично заслоняет его. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце, почти в 400 раз, и в то же время ее диаметр меньше диаметра Солнца также приблизительно в 400 раз. Поэтому видимые размеры Луны и Солнца почти одинаковы, и Луна может закрыть собой Солнце.
Лунное затмение — затмение, которое наступает, когда Луна входит в конус тени, отбрасываемой Землёй. Бывает в полнолуние. Луна в этот момент наиболее удалена от Солнца, т.е. по отношению к Солнцу оказывается за Землей. Когда Луна во время затмения полностью входит в тень Земли, говорят о полном лунном затмении, когда частично — о частном затмении.
Как же поступал Пророка ﷺ при затмениях?
В древности арабские племена связывали затмения Солнца или Луны со смертью известного, великого человека. И так было предписано Господом, что в день смерти сына Пророка Мухаммада ﷺ Ибрахима случилось солнечное затмение. Среди жителей Медины стали ходить разговоры, что причиной затмения стала смерть сына Посланника Божьего ﷺ. Тогда Пророк ﷺ сказал, что «Затмение Солнца или Луны – это одно из многочисленных знамений Аллаха, подтверждающих могущество Аллаха. Из-за смерти или рождения человека затмения Солнца или Луны не происходят. Когда вы увидите это (затмение), вы старайтесь поминать Аллаха, раскаиваться и просить у Него прощения и совершать намаз».
В другом хадисе, который приводит имам аль-Бухари, сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «(Однажды) рано утром Посланник Аллаха ﷺ сел (на свою верблюдицу и куда-то поехал, но через некоторое время) началось солнечное затмение, и он вернулся назад ещё до полудня. Посланник Аллаха ﷺ прошёл мимо комнат (своих жён) и встал на молитву, а люди встали позади него. (Сначала) он долго стоял, потом надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и (снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил (ещё один) долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего выпрямился и (дважды) совершил земной поклон. Затем он (снова) встал и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а потом совершил долгий поясной поклон, длившийся меньше первого. Затем он (выпрямился и) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил долгий поясной поклон, длившийся меньше первого, потом выпрямился, (дважды) совершил земной поклон и закончил (молиться). Потом он сказал то, что было угодно Аллаху, а потом велел (людям) молить Аллаха о защите от мучений могилы».
Богословы утверждают, что намаз, совершаемый при затмении Солнца или Луны, является настоятельной Сунной, которая, к сожалению, оказалась заброшенной в наше время. И здесь следует отметить, что за возрождение Сунны Посланника Господа ﷺ обещана большое вознаграждение. «Тот, кто держится моей сунны в то время, когда разложилась моя умма, получит воздаяние, равное воздаянию ста шахидов (т. е. погибших в борьбе на пути Аллаха)», – говорится в хадисе приводимом аль-Байхаки.
Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Абу Ханифы
Намаз затмения Солнца совершают как обычные два ракаата или как два ракаата джума-намаза, но без чтения хутбы. Намаз затмения Солнца является суннатун-муаккадом, к нему азаном не призывают и не читают икамат. Вместо них читают «Ассалата джамиа». Можно совершить его коллективом и индивидуально. Если совершают коллективом, то необходимо, чтобы был имам, совершающий джума-намаз. В каждом ракаате читают суры «аль-Фатиха» и др. Читать нужно про себя, не спеша, растягивая слова, такими же долгими должны быть и руку’ и суджда. После намаза читают дуа – до того как встанет солнце. Дуа читают, сидя лицом к Каабе, или стоя, повернувшись к джамаату.
Последнее даже лучше. Если нет имама, то каждому нужно совершать намаз у себя дома и усердствовать в дуа, пока солнце не встанет.
При затмении Луны намаз в четыре ракаата совершают каждый отдельно у себя дома. Намаз совершают как обычный суннат, но это не является суннат-муаккадом.
Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Шафии
Минимум этого намаза – совершение двухракаатного намаза с намерением совершить суннат—намаз затмения. При этом эту молитву желательно совершать коллективно. Призывают к коллективному совершению намаза затмения словами «Ас-салята джами’а» («Все на молитву!»).
Вступив в намаз, читают суру «аль-Фатиха» и совершают руку’ (поясной поклон), как обычно. Выпрямившись после поклона, опять читают «Фатиха» (второй раз), затем ещё раз совершают поясной поклон. После него, как обычно, совершают два земных поклона (суджда), делая паузу между ними. Выпрямившись после второго земного поклона, завершают первый ракаат.
Точно так же совершают и второй ракаат.
Завершается намаз, как обычно, чтением молитвы «Ташахуд» («Ат-тахиййату…») и произнесением «Салама».
Таким образом, этот намаз отличается от других обычных намазов только тем, что его ракаат состоит из двух поясных поклонов и в нём дважды читают суру «аль-Фатиха».
Желательные действия намаза
После вступления в намаз затмения желательно прочесть молитву «ваджахту» – дуа аль-ифтитах. Далее читают суру «аль-Фатиха», после неё желательно прочесть суру «аль-Бакара», а после неё – примерно двести аятов из «аль-Бакара», после третьего – сто пятьдесят аятов, а после четвёртого – сто аятов. Также желательно в первом поясном поклоне (рукуъ) произнести тасбих, равное по количеству примерно ста аятам из суры «аль-Бакара», во втором руку – 80 аятам, в третьем – 70, а в четвертом – 50. Каждый раз, поднимаясь из поясного поклона, говорят, как обычно «Сами’аллаhу лиман хамидаh, раббана ляка-ль-хамд». Земные поклоны (сажда) желательно удлинить, ровно так, как удлиняются поясные поклоны (рукуъ).
При затмении Луны сура «аль-Фатиха» и суры после неё имам читает вслух, а при затмении Солнца всё это читается про себя.
После совершения этого намаза желательно прочитать две такие же хутбы, какие читают перед джума-намазом. Но в хутбе намаза затмения особенно желательно призвать присутствующих к покаянию и раздаче милостыни. Желательно также предостеречь присутствующих от беспечности и от обмана мирскими благами. Если женщины совершают этот намаз отдельно в своём джамаате, им нежелательно совершать хутбу, но одна из них может выйти и произнести речь или прочитать простую проповедь.