Сообщается, что слуга Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Хамза Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».
Важность этого хадиса
Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет в своих комментариях к «Сахиху» Муслима:
«Выдающийся имам Абу Мухаммад Абдуллах бин Абу Зайд, в своё время являвшийся имамом маликитов Магриба, сказал:
«Источником всей совокупности благих нравственных принципов служат четыре хадиса, а именно: слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит»,
— слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается»,
— слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не гневайся», — послужившие кратким наставлением одному человеку
— слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».
Может быть, именно по этой причине имам ан-Навави, да помилует его Аллах, и выбрал эти четыре хадиса для своего сборника «Сорок хадисов». С некоторыми из них читатель уже познакомился, другие же, если пожелает Аллах Всевышний, будут приведены ниже.
Аль-Джардани, автор комментария к «Сорока хадисам» ан Навави пишет:
«Поистине, этот хадис является одной из основ ислама».
Понимание этого хадиса и того к чему он призывает
1. Сплочённость мусульманского общества и любовь eё членов друг к другу
Целю ислама является то, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе и каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Чтоб главенствовало справедливость, распространилось спокойствие в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако всё это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такой же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себe. Вот почему, как мы видим, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связывает желание с верой, называя его одним из свойств веры.
2. Совершенная вера
Основа веры реализуется через убеждённость сердца, его пoкорность Всемогущему и Великому Аллаху как Господу и веру во все прочие основы, иначе говоря, веру в ангелов, Писаний посланников, Последний день, предустановление и предопределение, а ни от чего больше основа веры не зависит. В этом хадиисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняет нам, что корни веры не утвердятся ни в душе, ни в сердце, а сама вера не достигнет cовершенства, если человек не будет добрым и далёким от эгоизма, ненависти, неприязни и зависти и не станет желать другим людям безопасности от зла и обид, благополучия, снискания благоволения Всемогущего и Великого Аллаха и приближения к Нему, то есть того же, чего он желает самому себе. Достижению подобного совершенства веры в душе мусульманина способствуют нижеследующие факторы:
а — Что касается дозволенных благ и исполнения религиозных обязанностей, то в этом мусульманин должен желать другим того же, чего желает самому себе, ненавидя для них всё то дурное и греховное, что является ненавистным и для него самого.
Передают со слов Му’аза, да будет доволен им Аллах, что однажды он спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, какое проявление веры является наилучшим, на что он среди прочего сказал:
«… и (лучшее состоит в том,) чтобы ты желал людям того же, чего желаешь самому себе, и не желал бы им того, чего себе не желаешь».
б- Мусульманин должен стараться способствовать исправлению своего брата в исламе, если увидит, что тот допустил какое-нибудь упущение в выполнении своих обязанностей, или же, что в религии его есть какой-либо изъян.
в — Он сам должен стараться быть справедливым по отношению к своему брату в исламе, соблюдая его права и придерживаясь такой же справедливости, проявления которой по отношению к себе он ожидает от другого человека.
Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет Доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и Последний день, когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы люди обращались с ним».
3. Благородство и человечность мусульманина
Признаком совершенства веры мусульманина является то, что он не только желает другому тех благ, которых желает самому себе, и ненавидит для другого мусульманина то дурное, что нe навистно и ему, но желает блага и немусульманину, особенo если речь идёт о вере. Так, например, он желает, чтобы неверный принял ислам и уверовал, и не желает, чтобы он и дальнейшем придерживался неверия и оставался нечестивцем. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«.. .и желай людям того же, чего желаешь самому себе, и ты будешь мусульманином». Вот почему желательно обращаться к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он вывел на путь истинный неверных.
4. Соревнование друг с другом в благих делах является признаком веры
Если мусульманин просит Аллаха Всевышнего наделить его такими достоинствами, в которых другой человек его превосходит, и старается догнать его в этом отношении, это не является признаком недостатка веры или завистливости, наоборот, это свидетельствует о совершенстве веры, ведь среди прочего Аллах Всевышний сказал об этом так:
«…и в стремлении к этому пусть соревнуются друг с другом» («Oбвешивающие», 26.)
5. Идеальное общество является одним из плодов веры
В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает каждого мусульмaнина стараться желать добра людям, чтобы это стало доказaтельством искренности его веры и того, что ислам его хорош и в следствии осуществилась идеальное общество. Ведь если каждый человек станет желать другому тех же благ, которыми обладает сам, он станет оказывать людям благодеяния и воздерживаться от нанесения им обид. В этом случае и они полюбят его и тоже станут оказывать ему благодеяния, воздерживаясь от нанесения обид. Благодаря этому между всеми людьми будет поддерживаться любовь и среди них распространится благо, а притеснения и зло исчезнут. И если каждый человек будет думать об общих интересах, радуясь тому, что радует всех, и сопереживая боли других, дела этой жизни придут в порядок, как заявил об этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:
«Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны [единому] телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются [на это, испытывая] бессонницу и [страдая от] горячки».
И тогда Аллах Всевышний приведёт общество верующих к славе, уважению и владычеству в мире этом, а в мире вечном членов этого общества будет ждать прекрасное воздаяние.
6. Общество, лишённое веры, является эгоистичным и презренным обществом.
Если вера в сердцах людей ослабеет и утратит своё совершенство, души их не будут желать блага другим, а вместо этого появятся зависть и стремление к обману. В подобных обстоятельствах в обществе утвердится эгоизм, люди превратятся в волков в человеческом облике, распространится нравственное разложение, восторжествует несправедливость, повсюду проникнут ненависть и взаимная неприязнь, и тогда к такому обществу окажутся применимыми слова Всемогущего и Великого Аллаха, который сказал:
«(Они) мертвы, а не живы, и не ведают, когда будут воскрeшены»(«пчёлы», 21.)
7. О чём говорится в этом хадисе
а — Он побуждает сердца людей к объединению и труду ради приведения в порядок своих дел, и это является как одной из важнейших причин возникновения ислама, так и одной из важнейших целей этой религии.
б- Он стремится внушить отвращение к зависти, поскольку зависть несовместима с совершенством веры, ведь завистник не желает, чтобы кто-нибудь превзошёл его в благе или хотя бы сравнялся с ним в этом, а, может быть, хочет, чтобы другой лишился блага, даже если тот, кому он завидует, ещё и не обрел его.
в- Вера может увеличиваться и уменьшаться: к её увеличению приводит покорность, а уменьшает её совершение грехов.
[Мустафа Буга и Мухиддин Мисту, «аль-Вафи»]
taalib.ru