Если объяснить это очень в облегчённой форме: Аллах не говорит о богобоязненности сразу. Вначале он упоминает, что создал в человеке способность грешить. Как Всевышний Аллах упомянул в Коране:

 

    فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا

«и внушил ей порочность и богобоязненность!»

 

قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا

«Преуспел тот, кто очистил ее,»

 

وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا

«и понес урон тот, кто опорочил ее».

 

И теперь твоя обязанность – воздерживаться от греха. Это и будет таква – богобоязненность. Если ты хочешь стать богобоязненным, то все, что тебе нужно сделать, – это отстраниться от грехов. Получи награду, не делая при этом ничего! А теперь давайте откроем эту тему подробнее:

 

Определение богобоязненности со слов наших учёных

 

Богобоязненность – одно из самых ярких показателей глубины и искренности веры человека, важнейшее свойство души, которое и определяет обитель его вечной жизни. Человек может обрести спасение и вечную жизнь в Раю, только будучи в высшей степени богобоязненным.

 

Невозможно не испытывать боязни перед Всевышним, думая о событиях, с которыми нам предстоит столкнуться в День Великого Суда. Но боязнь эта присуща лишь людям уверовавшим, ибо только они всем сердцем веруют в истину мирского испытания, в Судный День, описываемый Аллахом во многих аятах Корана, когда будут собраны воедино все ангелы-писари, безмолвные и незримые свидетели каждого мига нашей жизни. Невозможно не испытывать страха и трепета перед мигом, когда каждый из нас предстанет пред ликом Аллаха.

 

Ангелы-писари записывают все, что вы свершаете и мыслите, даже сейчас, когда вы читаете эту книгу, они также вносят это в вашу Книгу жизни. Каждый миг мы стремительно приближаемся к неизбежному концу отпущенного нам срока, когда смерть заберет нас из этого мира и мы предстанем на суд перед Аллахом. В тот День самым ценным, из того, что мы сможем принести, будет наша искренняя богобоязненность:

 

«…берите в путь с собой припасы, а благочестие – есть лучшее из них, и гнева Моего страшитесь, о вы, в ком разумение живет!» (2:197)

 

В КОРАНЕ АЛЛАХ ПОВЕЛЕВАЕТ БОЯТЬСЯ ЕГО

 

Прежде всего следует глубоко осознать, что истинная богобоязненность не является исключительной и отличительной чертой совершенства веры, присущей только лишь пророкам или праведникам, как думают некоторые невежественные люди. Богобоязненность есть в сердце каждого уверовавшего человека, это чувство должны воспитывать в себе все люди, ибо Аллах повелел нам в Коране бояться Его:

 

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, пусть каждая душа посмотрит, что уготовала она себе на завтра (День Господнего Суда). Бойтесь Аллаха, истинно, Он ведает обо всем, что вы творите! (59:18)

 

Все мы сотворены Аллахом, и только Он знает все, что происходит в наших сердцах, Он знает о нас все так, как не знаем себя мы сами. Аллах сведущ о том, что таится в душе каждого и самое тайное из тайн. Ему хорошо известно, какие сомнения нашептывает человеку его естество, нафс, какую злую шутку оно сыграет с ним. Ведь Он, и только Он, есть Творец нашей души, кто ниспослал безграничное зло для испытания души и веры и вдохновил ей остерегаться зла, не преступать установленных Им границ. Он сотворил и шайтана, сатану, как часть испытания нашей души и наделил его некоторой силой и особенностями с определенной целью.

 

Боязнь перед Аллахом – самая прочная опора верующего в жизненных испытаниях, ибо богобоязненность побуждает человека совершать поступки, угодные Аллаху, стараться заслужить Его милость и довольство, остерегаться попасть в сети желаний своего нафса, естества, и сатаны, быть бдительным и предусмотрительным к его хитростям и козням. Это же никак не может быть на руку сатане и нафсу человека, цель которых полностью подчинить себе человека, заставить исполнять свои желания, коим нет конца.

 

Поэтому нафс человека и сатана стремятся всеми силами отлучить человека от веры в Аллаха, в первую очередь лишив его богобоязненности в сердце. Они внушают ему различными методами: не надо бояться Аллаха, это есть великая «ошибка», важно любить Аллаха и иметь чистое, открытое сердце. Тогда как человек размышляющий, обладающий искренней верой и читающий Коран, понимает, что подобные «наставления» имеют единственную цель – ввести человека в заблуждение и сбить с истинного пути. В Коране Аллах совершенно ясно повелел верующим бояться гнева Его. Это повеление передано нам во многих аятах, вот лишь несколько из них:

 

«…страшитесь Аллаха и знайте: истинно тверд Он в наказании». (2:196)

 

«…бойтесь же Аллаха и знайте, что все вы предстанете перед Ним!» (2:203)

 

«…бойтесь Аллаха и знайте, что Он о каждой вещи знающ!» (2:231)

 

«…бойтесь гнева Господа и знайте, Он видит все, что вы творите». (2:233)

 

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите то, что приблизит вас к Нему, и усердствуйте всеми силами на Пути Его, быть может, вы обретете спасение!» (5:35)

 

Истинно верующий будет искренне исполнять это веление Аллаха, так же, как и все другие предписания, он никогда не поддастся сомнениям и нашептываниям нафса, внушаемым сатаной: нужно ли бояться Аллаха;

 

что важнее: боязнь перед Аллахом или же любовь к Аллаху; почему кто-либо, любящий Аллаха, должен бояться Его? Эти сомнения свойственны лишь людям невежественным, незнакомым с повелениями Корана. Истинно верующий знает, что боязнь перед Аллахом является таким же обязательным предписанием веры, как и совершение намаза или соблюдение поста, и старается самым искренним образом исполнять это предписание Всевышнего. Вместе с тем в Коране Аллах подробно объясняет человеку Высшую мудрость, заключенную в богобоязненности, причину, по которой он должен испытывать боязнь перед Аллахом.

 

БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, ОПИСАННАЯ В КОРАНЕ

 

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе [в иной вере], как будучи мусульманами». (3:102)

 

В Коране совершенно ясно описано, что означает повеление: «Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему» – о котором говорится в аяте. Всевышний подробно сообщает нам во многих аятах о том, какой должна быть боязнь, с каким душевным состоянием верующие должны его испытывать и в какой мере. Собственно говоря, это является одной из наиважнейших целей ниспослания Корана людям:

 

«Это [Коран] – сообщение для людей, дабы увещевались они им и знали, что Он – Бог, Единый, и опомнились обладающие разумом!» (14:52)

 

Теперь ознакомимся с аятами Корана, в которых описывается нам, какой должна быть боязнь перед Аллахом. Бояться Аллаха всей душой.

 

«…страшитесь Аллаха всей душой, слушайте и повинуйтесь вашему Господу» (64:16)

 

В Коране Аллах подробно пояснил людям Свою Безграничную Силу, Величие и Мудрость, силу и масштаб страданий, что уготовал Он тем, которые отрицают Его знамения и выступают против Него. Осознав ниспосланные нам знания, человек должен лишь глубоко и искренне размышлять над этими истинами, в своих намерениях и деяниях вести себя достойно тому, что осознал он из аятов Корана. Верующий должен стремиться к этому всей душой, как указано в аяте, всеми силами стремиться постичь Величие Аллаха, задумываться и пытаться представить себе масштабы грозящих мук, страдания Огненного Ада. В результате размышлений в сердце невольно возникает чувство страха и трепета, благодаря которым верующий будет всеми силами стараться не упустить богослужения, предписанные в Коране, и бояться совершить недозволенное Аллахом. Ибо в Коране ему подробно разъяснены деяния, которых он должен остерегаться:

 

«Таким образом, Мы ниспослали Коран на арабском языке и изложили в нем угрозы, – быть может, они устрашатся [Аллаха] или он [Коран] будет им назиданием» (20:113)

 

Здесь присутствует очень важный момент, который следует упомянуть особо: достичь чувства богобоязненности в душе не сложно, это не то чувство, которое постигается с трудом, пройдя через многие ступени жизни. Напротив, чувство это не может не ощущать со всей силой души каждый разумный, мыслящий человек. Для того чтобы человек проникся истинной боязнью перед Аллахом, достаточно даже лишь искренних размышлений.

 

Задумавшись даже на миг о смерти и о том, с чем предстоит столкнуться ему после смерти, он почувствует истинную боязнь перед Аллахом, исполненную глубочайшего уважения. Это чувство полностью зависит от размышлений и использования должным образом разума, дарованного человеку.

 

Чтобы не путать богобоязненность с иными мирскими страхами, в Коране Всевышний описывает чувства и душевное состояние верующего, испытывающего искреннюю боязнь перед Ним. Боязнь верующего не похожа ни на какие иные страхи, она в высшей степени искренна и уважительна. Эта чувство не имеет ничего общего с иными страхами, вселяющими в душу муки и тревоги. Напротив, богобоязненность напоминает человеку о его долге в служении перед Аллахом и полной покорности Его Воле, чувство трепета проясняет и развивает разум верующего, поднимает человека на высшую степень нравственного совершенства.

 

Эта боязнь увеличивает радость ожидания обретения вечной жизни, питает надежду и воодушевление. Боязнь перед Аллахом – глубокое, благородное чувство, многократно увеличивающее близость и любовь верующего к Аллаху, доставляющее ему большое моральное успокоение. Во многих аятах Корана говорится об этом искреннем и полном уважения страхе, трепете, который испытывают верующие перед Аллахом:

 

«…воистину, тем, которые втайне страшатся Господа своего, уготованы прощение и великое вознаграждение» (67:12)

 

Три вида богобоязненности, со слов учёных

 

Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ подошёл один сподвижник и спросил: «О, Пророк Аллаха, кто относится к семье, представителям дома Мухаммада?». Пророк ﷺ ответил:

 

«Семья Мухаммада, его близкие — все богобоязненные, то есть все мусульмане, живущие в состоянии таква».

 

Существуют три уровня таквы:

 

Первый — это обретение веры, вера в единство Аллаха и отказ от неверия и ширка. Тот, кто признает единство Аллаха и ступает на тропу веры, тот обретает таквы. Укрепляя веру и избегая неверия, верующий огорождает себя от гнева Аллаха и огня Ада.

 

Второй уровень таквы – это подкрепление признания веры действиями, т.е. выполнение предписанного Всевышним. Тот, кто верит, тот слушается и подчиняется. И наша вера должна быть подкреплена на практике. Верующий, обладающий богобоязненностью, избегает совершения грехов, так как знает о том, что каждое деяние предстанет перед Аллахом и боится своего наказания.

 

Третий уровень таквы — это ограждение себя от всего, что может отдалить от Всевышнего Аллаха, от всего запретного, что является нелюбимым Аллаху.  Это значит предоставить себя Всевышнему и постоянно осознавать его существование в нашей жизни. Это самый высокий уровень таквы, которым обладает только особенные верующие, чья любовь к Всевышнего необъемлема, а боязнь безгранична. Такой раб осознает, что находится под постоянной опекой и заботой Всевышнего, что единственная его цель – это достижение довольства Аллаха и оберегание себя от того, что является ненавистным Аллаху.

 

Признаки богобоязненности со слов учёных:

 

Верующий человек, страшится Аллаха Всевышнего, всеми частями своего тела. В связи с этим великий факих Абу Лейс ас-Самарканди, сказал:

 

Существует семь признаков богобоязненности:

 

1) Первый признак, выражается языком. Человек, боящийся Аллаха, будет оберегать свой язык ото лжи, клеветы, злословия и праздных разговоров. А вместо этого занять его зикром, чтением Корана и обсуждением вопросов знания.

 

2) Второй признак выражается сердцем. Богобоязненный человек не станет испытывать в сердце злобу, ненависть и зависть.

 

3) Третий признак выражается глазами. Богобоязненный человек никогда не станет смотреть на запретное. И будет смотреть на мир не голодными глазами, а взглядом мудрости.

 

4) Четвертый признак выражается животом. Человек, страшащийся Аллаха, никогда не проглотит запретного. Так как поедание харама, является большим грехом.

 

5) Четвертый признак выражается руками. Богобоязненный человек не станет протягивать руки к хараму, а станет протягивать руки к тому, что вызывает довольство Аллаха.

 

6) Шестой признак выражается в том, что богобоязненный человек никогда не пойдет в сторону греха, а всегда будет направляться в сторону совершения благочестия и совершения благодеяний.

 

7) Седьмой признак выражается в поступках. Богобоязненный человек будет всегда совершать свое поклонение и благодеяния только ради довольства Аллаха, избегая лицемерия и показухи.

 

Существует два способа воспитания в себе богобоязненности

 

1. Познание Всевышнего Аллаха.

 

Оно заставляет нас бояться Его. Кто знает величие Всевышнего, тот знает, что Он не нуждается ни в чём, что Он создал Рай и обитателей для него, также Он создал Ад и обитателей для него, что Своим словом Аллах решил судьбу каждого человека честно и справедливо. Это решение не подлежит изменению и обсуждению. Человек не знает, каков будет его исход, и знающий всё это не может не быть богобоязненным.

 

2. Тот, кто не в состоянии истинно познать Аллаха, должен наблюдать за богобоязненными людьми и их состоянием, следовать им.

 

Поистине, самые богобоязненные люди – это Пророки. Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Я самый богобоязненный среди вас». Потом алимы, авлия, праведные люди. Всевышний в Коране говорит:

 

«Поистине, Аллаха боятся из Его рабов алимы, т.е. познавшие Его».

 

Пророк ﷺ сказал: «Ангел Джабраил не приходил ко мне иначе, как дрожа от боязни перед Аллахом и Адом».

 

Трепет сердца Ибрагима (мир ему) от богобоязненности во время намаза был слышен на расстоянии мили.

 

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил птице: «Был бы я, как и ты, птицей или вообще не родился бы».

 

Абу Ззарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Был бы я вырубленным деревом».

 

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я хотела бы, чтобы меня не было вообще».

 

Боязнь перед Аллахом является, своего рода, кнутом, который ведёт человека к правильной дороге. Необходимо совмещать боязнь с надеждой, и даже лучше, если боязнь будет преобладать над надеждой, пока мы пребываем в грехах.

 

Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если всех людей, кроме одного человека, позовут в Рай, то я боюсь, что этим человеком буду я. А если всех людей, кроме одного, позовут в Ад, я надеюсь, что этим человеком могу быть я».

 

Всем нам нужно сделать вывод из этих слов, свидетельствующих о большой богобоязненности людей, приближённых к Аллаху. Пусть простые люди знают, что они намного больше должны бояться Аллаха, чем пророки, алимы и другие праведные люди.

 

В общем, плодом надежды является поиск, а плодом боязни является осторожность. Тот, кто на что-то надеется, стремится к этому, а тот, кто боится чего-либо – убегает от этого.

 

И самая низкая степень боязни – это та боязнь, которая заставляет человека отдаляться от совершения грехов и переживаний за мирское, а всё то, что не заставляет нас делать это, является качествами нафса и мысли, которые не имеют никакого значения.

 

Пусть Аллах наградит всех нас, наших близких, любимых всеми похвальными качествами и очистит нас от качеств порицаемых и губительных для нашей души! Аминь!

от admin

Добавить комментарий