Ее добродетели
Имам аз-Захаби пишет:
«Умм аль-муъминин Хадиджа была лучшей из женщин ее времени. Она была наделена благим нравом, мудростью, почетом, благочестием, чистотой и она из числа обитателей Рая»[1].
Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, была первой супругой пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он не женился более ни на ком вплоть до самой ее смерти. Это свидетельство высокого положения, которое она занимала в сердце порока, мир ему и благословение Аллаха. Она явилась отличным примером покорной мусульманской супруги, стоявшей всегда бок о бок со своим мужем. Более того, она была первым человеком, уверовавшим в Аллаха и Его посланника.
Ибн аль-Асир пишет:
«По единогласному мнению мусульман Хадиджа была первой из всех людей, кто принял Ислам: и не опередил ее в этом ни один мужчина и ни одна женщина»[2].
Таким образом, Аллах оказал ей такой почет, как мало кому из мужчин или женщин.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет:
«Одним из достоинств Хадиджи является то, что она первой из женщин приняла Ислам. Она проложила путь для всех остальных, и посему получит награду за всех женщин, которые приняли Ислам после неё, согласно хадису: «Кто бы ни положил начало благому делу, тот [помимо награды за свое благое дело] получит также награду тех, кто последует его путем. И награда последовавших от этого никак не уменьшится»[3].
Также Абу Бакр ас-Сыддик является обладателем такой же высокой степени в отношении мужчин. И никто, кроме Аллаха, не сосчитает количество награды для каждого из них за проложенную дорогу»[4].
Ахмад, Тирмизи и аль-Хаким передают от Анаса, да будет доволен им Аллах:
«Достаточно из женщин всего мира (чтобы подать достойный пример остальным) Марьям бинт ‘Имран, Хадиджи бинт Хувайлид, Фатимы бинт Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и Асии – супруги Фараона»[5].
Абу Хуайра, да будет доволен им Аллах, передает:
«Ангел Джабраил пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О, посланник Аллаха! Пришла Хадиджа с сосудом еды (или питья). Когда она войдет к тебе, поприветствуй ее от имени ее Господа и от моего имени. И передай ей радостную весть: в Раю ее ожидает дом, в котором она не будет знать ни шума, ни усталости»[6].».
В другой версии этого хадиса ангел Джабраил сказал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:
«Аллах приветствует Хадиджу!». На что она, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Поистине, Аллах – это Мир, и да пребудет мир над Джабраилом, и да пребудет мир и благословение Аллаха над тобой, о, посланник Аллаха!»[7].
По словам ас-Сухайли, из слова «дом», упомянутого в вышеприведенном хадисе, вытекает интересный вывод о том, что она была хозяйкой благословенного дома еще до начала пророческой миссии. Затем с приходом ислама она стала хозяйкой дома пророка, ведь в первый день миссии пророка, мир ему и благословение Аллаха, ее дом был единственным мусульманским домом на поверхности всей земли. И никто не разделил с ней это великое достоинство. Затем она получает благую весть о том, что ее ждет дом в Раю, в котором нет ни беспокойства, ни усталости[8].
Кроме того, упоминание дома в этом контексте относится к дому семьи пророка, мир ему и благословение Аллаха. И Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, дала начало дому Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его потомству[9].
От Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, передается хадис:
«Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшей женщиной этого мира в своё время была Марьям, дочь ‘Имрана, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа»»[10].
Какой же совершенной будет та женщина, что последует примеру матери правоверных – Хадиджы, да будет доволен ею Аллах! Очень важно вовремя осознать, что мусульманка достигает наивысшего успеха лишь тогда, когда стоит рядом со своим мужем, поддерживает его, заботится о его делах, утешает его в печали и радует его сердце. Фраза «во всем мире нет более женщины, которая бы родила подобную Хадидже» – справедлива.
Однако она не освобождает нас, мусульманок, от необходимости изучать ее жизнь, вспоминать о ней и стараться следовать ее примеру.
[1] Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 2/109-110.
[2] Ибн аль-Асир, «Усд аль-габа», 7/170-171.
[3] Муслим, №1017.
[4] Фатх аль-Бари, 7/137.
[5] Ахмад, 3/135.
[6] Аль-Бухари, «Манакыб аль-ансар», 7/166, №3820.
[7] Ан-Наса’и, «Аль-Манакыб», 5/94, №8359.
[8] Ас-Сухайли «Рауд аль-Унф», 1/278.
[9] Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», 7/138.
[10] Бухари, №3816.