3. Благословенная Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах. Часть 3
Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, как мать
Проступили первые признаки беременности, и радостная Хадиджа поспешила с благой вестью к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Благополучно завершив свои месяцы, Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, в назначенный срок родила первую дочь пророка. Женщина, принимавшая роды, поспешила с младенцем к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он, взяв ее на руки, осторожно прижал к груди.
Девочку назвали Зайнаб. В честь ее рождения было заколото много жертвенных животных и накормлено много неимущих. После Зайнаб с небольшой разницей в годах родилась вторая дочь – Рукайя, а за ними появилась еще одна дочь, которую назвали Умм Кульсум. На десятом году их совместной жизни родилась Фатыма аз-Захра. Ее рождение совпало с периодом горячих споров среди глав курайшитов о том, кому следует установить Черный камень в углу Каабы после ее перестройки, в результате чего сошлись на известном решении Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Затем Хадиджа родила Касима, а после него и Абдуллаха. Сыновья принесли много радости своим родителям, но им была отпущен короткий срок, и оба они, по Воле Аллаха, умерли, не успев миновать свое младенчество.
Всевышний Аллах предопределил так, что из всех детей, которыми Он облагодетельствовал этот удачный, основанный на большой любви союз, зрелости достигли лишь дочери. Детство их было счастливым, без излишней строгости. Тем не менее, Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, несмотря на ее возможности, не нанимала слуг для выполнения домашней работы, приучая своих дочерей к посильному труду с раннего детства.
Отсюда ясно следует, какое значение имеет материнское участие в формировании благого нрава у детей[1]. Успешное воспитание детей, по сути, напрямую зависит от того, насколько матери заботятся или, напротив, не заботятся о них.
Откровение
Когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, исполнилось 40 лет, Всевышний Аллах осветил его дом светом пророчества, облагодетельствовал его Своим Откровением, направил его к Своим рабам, и наделил его великой честью, определив Своим Посланником ко всем народам и печатью всех пророков.
Бухари передает, что первое откровение пришло к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, неожиданно, во время его очередного одинокого поклонения в пещере Хира. Ангел спустился к нему с велением читать, на что пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил, что не может.
Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Тогда он схватил меня и сжал так, что я не мог более вынести, а затем отпустил меня и снова сказал: “Читай!”. Я сказал: “Я не умею читать!”. Тогда он во второй раз схватил и сжал меня так, что я не мог более вынести, а затем отпустил и (снова) сказал: “Читай!”, и я (снова) сказал: “Я не умею читать!”. Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал:
“Читай во имя Господа твоего, который сотворил [все сущее], который сотворил человека из сгустка! Читай, ведь Господь твой – Щедрейший…” (Священный Коран, сура «Аль-‘Аляк», 1–3 аяты)».
Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сердце которого трепетало от страха, вернулся к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и, войдя в дом, воскликнул: «Укрой меня, укрой Она укрыла его, и он оставался в таком положении, пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём, и спросил: «Что со мной? Я боюсь».
Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабого) и наделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!».
Это был ответ истинно праведной супруги, которой Аллах Субханаху ва Та’аля наделил своего посланника в качестве великого мирского блага и источника утешения.
Ан-Навави пишет:
«Ее ответ является ясным доводом на благоразумие Хадиджы, да будет доволен ею Аллах, ее понимание и непоколебимость ее сердца»[2].
В другой передаче приводится, что Хадиджа сказала Посланнику Аллаха:
«О, мой двоюродный брат![3] Жди благой вести, ибо, клянусь Тем, в Чьих руках душа Хадиджы, я верю, что ты – пророк этого народа!»[4].
Эта ее фраза, по мнению ученых, содержит прямое указание на глубокую образованность Хадиджи, да будет доволен ею Аллах, и мусульманской женщине следует брать пример с благословенной супруги пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в этом аспекте.
Затем Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, отправилась с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, к Вараке ибн Науфалю, и, войдя, обратилась к своему двоюродному брату: «О, Варака! Выслушай, что расскажет тебе твой племянник». Варака спросил: «Что ты видел, о, племянник?».
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказал ему все, что с ним произошло. И Варака сказал:
«Это тот же хранитель тайн (ангел Джабраил), которого Аллах направил некогда к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни), и мог бы дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А разве они будут изгонять меня?». Варака утвердительно кивнул и сказал: «Да, ибо если являлся человек с чем-либо подобным тому, что принес с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня, то сделаю все, чтобы помочь тебе!»[5].
Пример совершенной супруги
Благословенна та женщина, которая умеет поддержать своего супруга, утолить его печаль и развеять его тоску. Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, явила собой ярчайший тому пример: она утешала Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в сложные времена, напоминая ему о его достоинствах и о том, что Аллах никогда не оставляет своих праведных рабов.
Известный мусульманский ученый Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге под названием «Фатх аль-Бари» так комментирует вышеприведенную версию хадиса:
«В этой истории заключено много пользы. Например: в том, что мусульманам следует поддерживать друг друга в трудностях и испытаниях, а также в том, что, столкнувшись с проблемой, мусульманам следует обращаться за советом к правдивым обладателям знания»[6].
[1] Мухаммад ‘Али аль-Хашими, «Шахсийят аль-мар’а аль-муслима кяма йасугуна аль-Ислам», 226.
[2] А-Навави, «Шарх Муслим», 2/203.
[3] Данное обращение указывает на почтительность по отношению к мужу. А также на то, что Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были родственниками в пятом колене.
[4] Ибн Хишам, «ас-Сира ан-Набавийя», 1/296.
[5] Бухари, «Бад’ аль-Вахьи», 1/30-31.
[6] Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», 1/34.