Абу ‘Абдуллах ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) был одним из выдающихся курейшитских храбрецов. Ещё в доисламский период его считали одним из самых мудрых и отважных людей среди арабов.
Одной из отличительных особенностей ‘Амра ибн Аль-‘Аса была хитрость при достижении целей. Он также был известен умением разрешать конфликты, проницательностью и выдающимися мыслительными способностями. Именно поэтому курейшиты послали его к правителю Эфиопии Наджаши, чтобы вернуть мусульман, переселившихся туда в поисках спасения от преследований.
Имам Аз-Захаби в своей книге «Сияр а‘лям ан-нубаляъ» пишет о нём следующее: «‘Амр ибн аль-‘Ас ибн Ваиль, имам Абу ‘Абдуллах (говорят, и Абу Мухаммад) Ас-Сахми был мудрецом курейшитов, знающим человеком, тем, кого приводили в пример проницательности, мудрости и благоразумия».
От ‘Укбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَسْلَمَ النَّاسُ وَآمَنَ عَمْرُو بْنُ العَاصِ
«Люди покорились (приняли Ислам), а ‘Амр ибн Аль-‘Ас – уверовал». (Имам Ахмад, 17413; Тирмизи, 3844)
В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ указал на великое достоинство ‘Амра ибн Аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах), поскольку Пророк ﷺ засвидетельствовал, что он верующий. Из этого вытекает, что Пророк ﷺ обрадовал его вестью о Рае.
После заключения Худайбийского мирного соглашения, которое стало ключом к завоеванию Мекки, ‘Амр ибн Аль-‘Ас, Халид ибн Аль-Валид и ‘Усман ибн Тальха (да будет доволен им всеми Аллах) приняли Ислам. Благодаря тому, что эти три человека приняли Ислам, уверовали многие другие мекканцы, и это усилило положение Ислама и позиции мусульман.
Как принял Ислам ‘Амр ибн аль-‘Ас?
Ибн Хишам в своей книге «Ас-Сира ан-Набавийя» передаёт от Хабиба ибн Абу Авса Ас-Сакафи историю того, как ‘Амр ибн Аль-‘Ас принял Ислам. Ас-Сакафи сообщает, что ‘Амр ибн Аль‘-Ас рассказал ему следующее:
«Когда мы вернулись с битвы у рва (Аль-Ахзаб), я собрал своих единомышленников-курейшитов, которые слушались меня, и сказал им: «Клянусь Аллахом, вы знаете, что я считаю, что дело Мухаммада ﷺ быстро растёт, и у меня относительно этого есть своё мнение, но каково ваше видение?» Они спросили: «Каково твоё мнение?» Я ответил: «Я считаю, что мы должны присоединиться к Наджаши и оставаться рядом с ним. Если Мухаммад ﷺ одержит верх над нашими соплеменниками, мы останемся у Наджаши, ибо быть под его властью предпочтительнее для нас, чем находиться под властью Мухаммада ﷺ. А если наши соплеменники победят, мы их хорошо знаем и от них мы можем ожидать только добро». Они сказали: «Это хорошая идея».
Затем мы собрали подарки, которые собирались отправить Наджаши. Самым лучшим из того, что мы могли привезти ему из наших земель в качестве подарка, была кожа, поэтому мы собрали много кожи. Потом мы выехали и прибыли к нему (в Эфиопию).
Клянусь Аллахом, когда мы находились у Наджаши, к нему по поручению Посланника Аллаха ﷺ прибыл ‘Амр ибн Умайя Аз-Замри по делу Джафара и его товарищей. Он зашёл к Наджаши и через некоторое время вышел от него.
После этого я зашёл к Наджаши и, как всегда делал, упал ниц перед ним. Тогда он сказал: «Добро пожаловать, мой друг! Ты привёз мне в подарок что-нибудь из своей страны?» Я сказал: «Да, о правитель. Я принёс тебе в подарок много кожи». Я поднёс ему свой дар, и он ему понравился.
Потом я сказал: «О правитель, я видел, как один человек выходил от вас. Он является послом нашего врага. Выдайте мне его, чтобы я убил его. Поистине, он принёс много вреда нашим знатным и уважаемым людям». Наджаши рассердился, затем поднял руку и ударил себя по носу так, что я подумал, что он сломал его. Если бы земля раскололась, я бы бросился туда в испуге.
Потом я сказал: «О правитель, если бы я знал, что это вам не понравится, я бы не попросил вас об этом». Он на это ответил: «Ты просишь у меня отдать тебе посла человека, к которому приходит ангел Джибриль, приходивший к Мусе (мир ему), чтобы ты убил его?» Я спросил: «О правитель, это действительно так?» Он ответил: «Горе тебе, о ‘Амр! Послушай меня и последуй за ним, клянусь Аллахом, он несёт истину, и он непременно победит тех, кто противостоит ему, так же, как Муса (мир ему) победил Фир‘авна и его войско«.
Я тогда сказал: «Вы можете принять мою присягу ему о принятии Ислама?» Он сказав: «Да«, протянул мне руку, и я принёс присягу о принятии Ислама. Потом я вышел к своим товарищам, изменив своё мнение, которому был привержен ранее, но скрыл от них, что принял Ислам».
Далее ‘Амр ибн Аль-‘Ас рассказал: «Потом я вышел в путь с намерением встретиться с Посланником Аллаха ﷺ, чтобы перед ним принять Ислам, и встретил Халида ибн Аль-Валида, который направлялся из Мекки (это было незадолго до завоевания Мекки). Я спросил у него: «Куда, о Абу Сулейман?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, стал известен истинный путь, и этот человек является пророком. Я иду, чтобы принять Ислам. До каких пор мы будем отказываться от этого?» Я сказал: «Я тоже прибыл сюда только ради принятия Ислама».
Далее мы прибыли в Медину к Посланнику Аллаха ﷺ, Халид ибн Аль-Валид вышел вперёд, принял Ислам и присягнул Пророку ﷺ. Затем я приблизился к нему и сказал: «О Посланник Аллаха! Я дам тебе присягу взамен на прощение моих прошлых грехов…» Я не помню, что говорил далее. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О Амр! Присягни, поистине, Ислам стирает все прежние грехи, поистине, переселение (хиджра) стирает, что было до него», так я дал присягу и ушёл».
После того как ‘Амр ибн Аль-‘Ас принял Ислам, Пророк ﷺ приблизил его к себе и часто назначал во главе войска, который отправлял в поход. Таким образом, ‘Амр ибн Аль-‘Ас достиг степени сахабов, которые уверовали первыми, и удостоился уважения Пророка ﷺ.
Из всего этого мы понимаем, что ‘Амр не ограничился принятием Ислама, а сыграл важную роль в становлении и распространении религии. Пророк ﷺ назначил ‘Амра предводителем мусульманского войска в походе в Зат ас-Салясил всего через два месяца после принятия тем Ислама.
‘Амру была поставлена задача добиться дружбы и расположения арабов, живших в тех краях, а в случае отказа – проучить их за то, что они помогали византийцам в битве при Муте. Потом он был назначен наместником Омана, а после этого воевал против двух самых сильных на тот период стран – Персии и Византии.
‘Амр ибн Аль-‘Ас завоевал Киннисрин, заключил мирный договор с жителями Алеппо, Минбиджа, Антакии (Антиохии) и других городов. Чтобы подчеркнуть его достоинства, достаточно упомянуть, что благодаря ему Египет принял Ислам. Вместе с Зубайром ‘Амр ибн Аль-‘Ас отправился в Египет, сломил сопротивление византийцев и положил начало новому Египту – мусульманскому.
Во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) ‘Амр ибн Аль-‘Ас был назначен наместником Египта. После смерти ‘Умара, когда халифом стал ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах), ‘Амра сместили с этого поста.
Когда к власти пришёл Муавия, ‘Амр вновь был назначен наместником Египта. Однако очень скоро ‘Амр ибн Аль-‘Ас заболел и в 664 году (43 году по хиджре) умер в возрасте 90 лет. Он передал от Пророка ﷺ около 40 хадисов.
Приход ‘Амра ибн Аль-‘Аса в Ислам повлёк за собой усиление позиций мусульман и ослабление язычников. Он пожертвовал всю свою жизнь на благо Ислама. Всевышний Аллах его руками вписал в историю Ислама яркие страницы, которые остались в памяти нашей уммы.
В Египте ‘Амра ибн Аль-‘Аса чтут как основателя мусульманского государства. На месте, где была разбита его палатка, в 662 году была воздвигнута мечеть, которая стоит и по сей день.
islamdag.ru