Из истории Ислама известно, что чернокожий раб из Эфиопии по имени Биляль ибн Рабах (да будет доволен им Аллаh) принял Ислам еще в Мекке, будучи невольником, тем самым пополнив немногочисленные ряды первых мусульман. Когда об этом узнал его хозяин, многобожник Умайя ибн Халаф, то принялся жестоко мучить Биляля, требуя отречься от единобожия. Видя, каким невыносимым пыткам подвергается верный раб Аллаха, Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) выкупил его за баснословную по тем временам сумму – в 40 укыйа золота (это свыше 5 кг). С тех пор, еще находясь в Мекке, Биляль (да будет доволен им Аллаh) влился в первую на земле исламскую общину и стал верным сподвижником Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Говоря про него, Абу Бакр не раз отмечал, что если бы для его выкупа потребовалось и 100 укыйа золота, то он без сожаления потратил бы любые деньги на освобождение этого искреннего мусульманина из рабства.
В следующем хадисе рассказывается о дальнейших попытках многобожников закабалить мусульман путем использования экономических инструментов, и как первые мусульмане вместе с Пророком (мир ему и благословение) успешно сопротивлялись этой скрытой форме экономической агрессии.
Рассказывает Абдулла аль-Хавзани: «В городе Халеб (Алеппо) я повстречался с Билялем, муаззином Пророка (мир ему и благословение), и спросил его: «О Биляль! Расскажи мне, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) расходовал на пожертвования?» И он начал свой рассказ: «Пророк, с момента начала пророческой миссии и до перехода в мир иной, миссию по распределению расходуемых им средств возложил на меня. Когда к Посланнику Аллаха приходил мусульманин, то он, после того, как убедится в том, что пришедший действительно неимущий, отдавал мне соответствующий приказ. Я брал в долг, находил средства, покупал на них еду и одежду и отдавал нуждающимся. Однажды я повстречался с многобожником, который сказал мне: «О Биляль! Я богатый человек, у меня много возможностей. Ты не проси в долг у других, а приходи ко мне». После этого я начал брать деньги в долг у него. Однажды, когда я совершил омовение и собрался читать азан к молитве, я встретил того богатого мушрика с группой торговцев. Когда он увидел меня, крикнул: «Эй, эфиоп!» Я ему ответил: «Слушаю вас». Он нахмурился, проговорил несколько плохих слов и сказал: «Знаешь, сколько осталось до начала месяца?» Я ответил: «Немного осталось». Тогда он сказал: «У тебя осталось только четыре ночи. Когда подойдет срок, я заберу тебя за то, что ты мне должен. Я ведь давал эти деньги не из щедрости к тебе и не из щедрости к твоему хозяину (подразумевая Посланника Аллаха). Я давал эти деньги, чтобы обратить тебя в рабство. Будешь пасти мой скот как и раньше».
Эти слова сильно задели меня. Я пошел и прочитал азан к намазу. После совершения ночного намаза Посланник Аллаха (мир и благословение) вернулся в своей семье. Я попросил разрешения к нему войти, и он разрешил. Я сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть мои родители будут выкупом за тебя! Помните того человека, у которого я постоянно брал в долг, он сказал мне так то и так то. Сейчас ни у меня, ни у вас нет возможности вернуть долг. Этот человек опозорит меня. Разрешите мне, и я укроюсь в одном из племен, которые приняли Ислам. Поживу у них, пока Аллах не даст своему Посланнику из Своих богатств, чтобы оплатить мой долг».
Я вышел с его разрешения и пошел к себе домой. Я поставил у головы меч, ножны, копье и обувь и прилег, повернув голову в сторону горизонта. Часто просыпался и смог хорошо заснуть только к середине ночи, а с началом рассвета проснулся. Когда уже собирался выходить, я услышал с улицы: «Биляль! Тебя зовет Посланник Аллаха». Я вышел и отправился в его сторону. Подойдя к двери Пророка я увидел четырех груженых верблюдов и, спросив разрешения, вошел.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая новость для тебя, о Биляль! Аллах дал нам средства для оплаты долга». Я вознес хвалу Всевышнему. Пророк спросил: «Ты видел четырех верблюдов, которые стоят возле двери?» Я ответил, что видел. Тогда Пророк сказал: «Эти четыре верблюда, которых ты видел, вместе с грузом — твои. Одежду и еду, которая погружена на них, отправил предводитель Фадака. Возьми это и расплатись со своими долгами». Я сделал, как сказал Пророк. Разгрузил верблюдов и привязал их. Затем я отправился читать азан на утренний намаз. Прочитав за Посланником Аллаха утренний намаз я пошел на кладбище «Бакы»* и, поставив пальцы к ушам как для азана, во весь голос прокричал: «Кому должен Посланник Аллаха, приходите!»
В тот день я не переставал продавать имущество и расплачиваться наличными, либо отдавать имущество в счет долга, пока полностью не расплатился с долгами Пророка (мир ему и благословение). Теперь на Земле не осталось никого, кому бы Посланник Аллаха остался должен, при этом после оплаты всех долгов осталась небольшая сумма. Прошла уже большая часть дня и я отправился в мечеть. Пророк сидел в мечети один и я поздоровался с ним. Он спросил: «Ну что, как дела?» Я ответил: «Аллах расплатился со всеми долгами Своего Посланника (мир ему и благословение), и ни осталось больше долгов». Пророк спросил: «Не осталось ли чего-нибудь лишнего?» Я ответил, что осталось два динара. Тогда он сказал: «Тогда спаси меня и от этих двух динаров. Сделай что-нибудь с этими деньгами. И пока не освободишь меня от этой проблемы, я не приближусь ни к кому из моей семьи».
Из-за того, что не нашлось никого, кому можно было бы отдать эти два динара, Пророк заночевал в мечети. На второй день он также оставался в мечети. Ближе к вечеру пришли два всадника. Я повел их на рынок, где купил им на эти два динара еды и одежды.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), после того, как прочитал ночной намаз, позвал меня и спросил: «Что сделал с тем, что у тебя было?» Я ответил, что Аллах избавил его от груза. Услышав это, Пророк возвеличил Аллаха и вознес Ему хвалу за то, что его не настигла смерть, пока это имущество было у него. Потом он встал и вышел, а я последовал за ним. Он зашел к каждой из своих жен и поприветствовал их, а затем остался в доме одной из жен. Это и есть ответ на твой вопрос» (Ибн Касир, аль-Бидая 6/55).
* Знаменитое кладбище в Медине, около мечети Пророка (мир ему и благословение), на котором и по сей день хоронят жителей города и хаджиев.
islam-today.ru