Глава 3. Выбор подходящего супруга: 11 хадис
Хадис одиннадцатый
عن عُوَيم بن ساعدة الأنصاري (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) قال رسول (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم): عليكم باِلأَبكارِ فإنَّهُنَّ أَعْذب أفوَاهًا وأَنْتَقُ أرْحَامًا وأرْضَى باليسير. رواه ابن ماجه
Увайм ибн Саида аль-Ансари (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Женитесь на девственницах, ибо у них сладкий голос, они плодовиты и готовы довольствоваться малым» (Ибн Маджа, 1861, оценивается как хасан).
Комментарий:
Как и предыдущий хадис, этот хадис призывает жениться на девственницах, однако, как уже говорилось, это нужно понимать в общем контексте. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перечисляет три признака, которые обычно присущи девственницам, и именно эти качества следует искать в потенциальных супругах.
Сладкий голос (буквально «сладкий рот») означают красивую речь и приятный тон жены, когда она обращается к своему мужу. Это также подразумевает, что и женщины, и мужчины должны остерегаться таких грехов языка как грубость, клевета, сплетни, злословие, проклятия, ложь, сквернословие, постоянные жалобы и избегать всякого использования вульгарной речи. Всем известно, сколько отношений портятся и сколько браков распадается вследствие постоянной несдержанности в речи.
Язык и речь – это дар Аллаха и аманат от Него (то, что вверено на хранение), так что их следует использовать надлежащим образом. Язык – это очень деликатный орган, которым человек может обречь себя на неприятности и несчастья в течение долгого времени из-за нескольких неверных слов. Множество текстов в Коране и Сунне говорят о важности постоянного контроля за языком. Истинно верующий – это тот, кто не причиняет другим людям – особенно своим супругам — вреда своим языком и руками. Верующий в Аллаха и в Судный день должен говорить благое, либо хранить молчание. В одном из известных хадисов сказано, что в Ад попадут множество женщин за то, что постоянно ругали своих мужей и были неблагодарны им. Этот аспект (насколько человек умеет владеть своим языком) следует принимать во внимание при вступлении в брак, независимо, мужчина это или женщина, поскольку это относится к мужчинам так же, как и к женщинам.
Второй признак – это плодовитость. Об этом уже говорилось в комментарии к пятому хадису, что мужчине следует искать плодовитых женщин, которые могут произвести на свет много детей, поскольку это одна из важных целей брака. Однако, каждому следует помнить, что детей дарует лишь Аллах.
Третий признак, по которому следует оценивать будущую жену – это терпение и умение довольствоваться малым. Это относится ко всему – начиная от материального обеспечения и до супружеских отношений. Следует искать женщину нетребовательную, которая будет довольна тем, что муж может ей предложить (при условии, что он будет соблюдать ее основные права в обеспечении). Такая жена будет чувствовать себя довольной мужем при любых обстоятельствах и не будет жаловаться на его материальные или иные возможности. К этому больше способна девственница, а не женщина, уже бывшая замужем, поскольку у нее еще не было опыта брачной жизни и ей не с чем сравнивать.
Довольство малым также относится и к мужчинам, это качество также важно при выборе мужа. Женщине также следует искать мужа, который не будет жадным и требовательным, но будет щедрым и мягким.
Глава 3. Выбор подходящего супруга: 12 хадис
Хадис двенадцатый
عن عبد الله بن بُرَيدة عن أَبيه (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) قال: خَطَبَ ابو بكر وعمر رضي الله عنهما فاطمة فقال رسول (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) إنَّهاَ صغيرة، فخَطَبَها عليٌ فزوَّجها مِنهُ. رواه النَّساي
Абдуллах ибн Бурайда передает от своего отца (радыАллаху анху), что Абу Бакр и Умар (радыАллаху анхума) сватались к Фатиме (радыАллаху анха), однако Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Она еще слишком молода». Однако, когда позже Али (радыАллаху анху) посватался к ней, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выдал свою дочь за него» (Насаи, 3221 – оценивается как сахих).
Комментарий:
Этот хадис приводится у имама Насаи в главе под названием «Женщина, вступающая в брак с тем, кто подходит ей по возрасту». В нем показана важность совместимости между супругами по возрасту – а также – в более общем плане – сходства (совместимости) в характерах, происхождении, интересах и подобных вещах. Совместимость – это одна из самых важных составляющих успешного и долговременного брака. В другом хадисе, который передается у Тирмизи, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предостерегает родителей и опекунов женщины, чтобы они не откладывали брак, если нашелся подходящий для нее потенциальный жених.
В этом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сравнивает (сопоставляет) юный возраст своей любимой дочери Фатимы (радыАллаху анха) с возрастом Абу Бакра и Умара, а затем и с возрастом Али – и решает выдать ее замуж за него (поскольку он наиболее подходит ей по возрасту). Совместимость по возрасту очень важна в браке, поскольку способствует здоровому, крепкому браку и взаимопониманию между супругами.
Но возраст не является единственным критерием, по которому следует оценивать потенциального супруга. Сначала его (ее) следует оценить по более благородным и высоким критериям (о которых говорилось в предыдущих хадисах) – именно по таким критериям родители Аиши (радыАллаху анха) оценивали Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он посватался к ней (хотя между ними была большая разница в возрасте).
Однако, когда существует выбор между несколькими кандидатами, равными в благочестии и хорошем нраве (как были равны Абу Бакр, Умар и Али), будет лучшим предпочесть того, кто более подходит по возрасту. Когда же находится человек, который обладает лучшей религиозностью и благим нравом, то, даже если он не подходит по возрасту, нет ничего порицаемого в том, чтобы предпочесть его (или ее) остальным.
Основной причиной того, почему следует искать подходящего по возрасту супруга, является способность лучше понять друг друга и достичь взаимопонимания. Если же этого можно достичь и при большой разнице в возрасте, а также если основных целей брака (о которых мы говорили выше) возможно достигнуть в таком случае, то можно заключить брак и при несовместимости по возрасту.
А Аллах знает лучше.