Глава 10. Брачная церемония: 26 хадис
عن ابي هريرة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّ النَّبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) كان إذا رفَّأ الإنسان إذا تزوَّج قال:بارك الله لك وبارك عليك وجمع بينكما في خيرٍ.رواه التِّرمزي وأبو داود
Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поздравлял недавно женившегося человека, он говорил:
بارَكَ اللّهُ لَك، وَبارَكَ عَلَـيْك، وَجَمَعَ بَيْـنَكُما في خَـيْر
БаракаЛлаху лякя, ва бараки ‘аляйкя ва джама’а байнакума фи хайрин!
«Пусть Аллах благословит тебя, ниспошлет тебе Свою милость и соединит вас во благе» (Абу Дауд, 2123, Тирмизи, 1091 и Ибн Маджа, 1995 – расценивается как сахих).
Этот хадис показывает нам, как следует поздравлять молодоженов по Сунне. Во множестве хадисов говорится, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал сподвижникам эти благие пожелания вместо распространенных среди них поздравлений эпохи джахилийи. Сподвижники часто говорили друг другу:
«Не говори так (этих слов эпохи джахилийи), но вместо этого скажи те слова, которые говорил Посланник Аллаха: «О, Аллах благослови их и ниспошли им Свою милость»».
Таким же образом, как только оканчивается брачная церемония, желательно имаму и людям, которые присутствуют на бракосочетании, поздравить молодоженов таким образом – произнеся дуа за молодую пару и их семью, и прося Аллаха соединить их во благе и добре.
Глава 11. Свадебный дар (махр): 27 хадис
عن أبي العجفاء السُّلمي قال خظبن عمر فقال: أَلا لا تغالو! بصدق النساء فإنَّها لو كانت مكرمة في الدُّنيا أو تقوى عندالله كان أولاكم بها ألنبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم)، ما أصدق رسول الله امرأة من نسائه ولا أُصدقت إمرأة من بناته أكثر من ثنتي عشرة أُوقية. رواه التِّرمزي وأبو داود وابن ماجة
Абуль-Аджфа ас-Сулями передает: «Умар (радыАллаху анху) произносил проповедь перед нами и сказал: «Внимайте! Не запрашивайте чрезмерный махр для ваших женщин, ибо, если вы хотите проявить благородство в этом мире и благочестие перед Аллахом, берите пример с Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который не давал махра за своих жен и не запрашивал махра за своих дочерей больше, чем в размере двенадцати укыйя (480 дирхамов)»» (Абу Дауд, 2099, Тирмизи, 1114 и Ибн Маджа, 1887, формулировка Абу Дауда – расценивается как сахих).
Брачный дар или приданое в Коране и Сунне называется различными терминами, такими как махр, атийя, нихля, хыба или – как в данном хадисе – садака. Это право жены – получить от мужа свадебный дар в виде некоторой суммы денег или какой-то ценной вещи. Махр – это подарок мужа, который символизирует его ответственность и уважение к жене. Всевышний Аллах сказал:
«И давайте женщинам их (обязательный) брачный дар от чистой души. Если же они [ваши жёны] соблаговолят чем-нибудь из этого [из брачного дара] для вас [позволят пользоваться], то примите это в качестве блага и наслаждения» (4: 4).
Сунной, однако, является проявить умеренность. Обе стороны должны прийти ко взаимному согласию относительно суммы махра, но она не должны быть слишком маленькой, поскольку это будет неуважением к женщине, но и не такой большой, которая затруднит мужа и может быть использована им в качестве похвальбы перед другими.
Большинство ученых согласны, что лучшей суммой будет махр Фатимы – эта сумма, которую Фатима (радыАллаху анха) получила от Али (радыАллаху анху) в качестве махра. Ее размер составляет 1530, 9 грамм серебра, так что ее можно выплатить в денежном эквиваленте этой суммы или сделать подарок на такую сумму. Также можно выплатить женщине т.н. махр мисль – такую же сумму, какую получили женщины из ее семьи (ее родня по отцу – сестры, тетки, кузины и т.д.) в качестве махра. Нужно отметить, что махр будет отличаться в зависимости от местности, времени, возраста невесты, ее внешних данных, состояния ее семьи и семьи жениха. Однако, будет весьма порицаемым для ее семьи запрашивать чрезмерно большой махр!
К сожалению, это стало обычаем во многих мусульманских обществах, когда семья невесты запрашивает слишком большой махр, так что молодые люди не могут жениться до тридцати- или сорокалетнего возраста, что открывает двери для внебрачных отношений и иных греховных действий. Умар (радыАллаху анху) предупреждает в этом хадисе, что, если человек хочет выглядеть благородным в этом мире и будущей жизни, ему не следует запрашивать большой махр. Нашим примером является жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который не давал за своих жен и не требовал за своих дочерей махр на сумму большую, чем двенадцать укыйя, что оценивается учеными как эквивалент 480 дирхамов.
«Самый лучший махр – это легкий» (который будет по средствам мужчине) (Хаким и Байхакы).
Azan.kz