КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ВЗЯТИИ МЕККИ ПРОРОКОМ

  Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) знал, что арабов можно покорить только после подчинения курайшитов. Как бы ни было велико желание взять Мекку, договор с курайшитами удерживал его. Нарушение курайшитами договора обернулось большим бедствием для них же, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получил возможность завоевать Мекку. Вероломство мушриков стало милостью для мусульман, и Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) достиг желаемого.
Люди Бану Хаза’ат приняли Ислам, а Бану Бакр остались с мушриками. Еще до Ислама, во времена язычества, между ними была кровная вражда. Теперь утихшая было вражда возобновилась, и между ними вновь возникла ненависть.
Один из Бану Хаза’ат услышал слова бакрита, задевающие честь Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), и ударил его. Бакрит не примирился с этим и решил отомстить, что стало поводом для возобновления вражды. Бану Бакр стали готовиться к бою, и от курайшитов они получили тайную подмогу.
Люди Бану Хаза’ат были совершенно спокойны, полагаясь на мирный договор. Вероломные бакриты напали внезапно и убили более двадцати человек из Бану Хаза’ат. Те спешно собрали группу и отправили ее в Медину, чтобы сообщить Хабибу (саллаллаху алейхи ва саллям) о случившемся. И теперь курайшиты, понимая, к чему может привести нарушение заключенного мира, стали оправдываться.
Курайшиты не знали о том, что весть о вероломном нападении бакритов дошла до Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Они отправили в Медину Абусуфйана ибн Харба, который должен был встретиться с Ахмадом (саллаллаху алейхи ва саллям) и обновить договор.
Прибыв в Медину, Абусуфйан остановился у своей дочери, жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), матери правоверных Умму ХабИбат. Он собирался сесть на постель Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), но Умму ХабИбат сложила ее и не позволила ему сесть. Она сказала отцу: «Ты не сядешь на постель Расула (саллаллаху алейхи ва саллям), пока остаешься язычником». Увидев отсутствие внимания и заботы к себе, Абусуфйан покинул дом дочери. Оттуда он направился в мечеть, к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его, случилось ли что-нибудь. Абусуфйан ответил: «Нет» — и не стал говорить ХабИбу (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что сделали люди племени Бакр. Тогда Хабибуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) коротко сказал: «Если нет, то и мы продлеваем договор». Абусуфйан понял, что в его словах есть скрытая мысль, и, обеспокоенный, отправился к сподвижникам. Сподвижники повернулись к нему спиной и дали понять, что они во всем следуют за Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Абусуфйан не получил желаемого ответа и вернулся в печали, с сердцем, полным тревожных мыслей.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) бросил клич ко всем племенам, призывая всех уверовавших в Медину в начале месяца рамазан. Арабские племена, получив весть, одно за другим стали прибывать в Медину. Молодые люди, готовые отдать жизнь за Ислам, сплотились вокруг ХабИба (саллаллаху алейхи ва саллям) и составили войско.
ХабИб (саллаллаху алейхи ва саллям) не хотел, чтобы курайшиты узнали о том, что он собирает войско. Ему не хотелось, чтобы те, подготовившись к ответному выступлению, начали войну на земле Харама. Он мечтал о том, чтобы привести курайшитов в Ислам без кровопролития и военных действий, путем мирных переговоров. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к Всевышнему и попросил не дать курайшитам узнать о них.
Пока шла такая подготовка, Хатиб совершил вероломный поступок, тайно отправив курайшитам письмо, в котором говорилось о намерении ХабИба (саллаллаху алейхи ва саллям) идти в Мекку. Он отправил рабыню с тайным посланием к курайшитам, заплатив ей за эту услугу. Однако ангел Джабра’йл (мир ему) явился к Хабибу (саллаллаху алейхи ва саллям) и сообщил ему об этом, и вероломство Хатиба разоблачилось очень скоро. В тот же час Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил за женщиной ‘Али (радыйаллаху анх)в сопровождении Микдада и Зубайра (радыйаллаху анх). Та спокойно шла по дороге, спрятав послание Хатиба в косах. Когда ‘Али-асхаб (радыйаллаху анх) дошел до сада, о котором говорил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), он увидел путницу. Он велел ей отдать письмо, но она попыталась убедить их, что у нее нет письма. Тогда ‘Али-асхаб (радыйаллаху анх) пригрозил ей, что отнимет письмо, если она не отдаст его сама. Поняв, что ее не оставят, она достала спрятанное в косах письмо и отдала ‘Али (радыйаллаху анх). Когда ‘Али (радыйаллаху анх) принес письмо Хабибу (саллаллаху алейхи ва саллям), привели Хатиба и спросили, что это значит. Хатиб смутился, начал оправдываться и уверять Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), что он не является вероотступником. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) проявил милосердие, учитывая, что Хатиб был участником сражения при Бадре, и это спасло последнего. Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху анх) держал саблю наготове, но ему пришлось сдержать себя, так как Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) простил Хатиба.
Хабибуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) двинулся в сторону Мекки с воинами, которые были подобны львам, наводящим страх на диких зверей. Он выступил в поход с десятью тысячами сподвижников с намерением не оставить Каабу в руках язычников. Это был месяц рамазан. Они вышли в путь, соблюдая пост. Дойдя до Ива’, они встретили ‘Абдуллаха ибн Хариса и Ибн Аби Умаййата, которые раньше очень сильно враждовали с Ахмадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Встретившись с ним здесь, они оба выразили желание принять Ислам. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) принял их, и они стали сподвижниками. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) очень обрадовался за них, поздравил и прочитал им аят «Ла тасриба ‘алайкум…».
Оттуда Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) отправился дальше и остановился в местности Кадид. Во время похода всем было очень трудно соблюдать пост, и Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) велел им прервать пост и сам прекратил поститься вместе с ними.
Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) встретил ‘Аббаса (радыйаллаху анх), брата своего отца, совершавшего хиджру из Мекки вместе с семьей. ‘Аббаса (радыйаллаху анх) он взял с собой, а его семью препроводили дальше. Расулуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) двинулся вперед вместе с войском. Он (саллаллаху алейхи ва саллям) остановился в местечке Мурру Зухран, расположенном вблизи Мекки. Здесь Расулуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к войску и велел разжечь десять тысяч костров. Как и было велено, разожгли костры, осветившие Зухран так сильно, что увидевшего это охватил бы страх.
Получив весть о войске Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), многобожники встревожились. Курайшиты отправили троих верных людей с заданием узнать о войске мусульман. Это были Абусуфйан ибн Харб, Будайлу ибн Варка и Хаким ибн Хизам. Они прибыли в Зухран, увидели огни и были поражены их множеством. Будайлу сказал Абусуфйану: «Наверное, это огни Бану Амр». Абусуфйан же, посмотрев внимательно вокруг, сказал, что людей в Бану Амр не так много. ‘Аббас (радыйаллаху анх), который обходил войско, услышал их. Абусуфйану стало не по себе от страха, и он бросился навстречу ‘Аббасу. «О сын моего дяди, что это за войско, что за чудо я вижу? Кто возглавляет его?» — спросил он ‘Аббаса (радыйаллаху анх). Тот сообщил ему, что это войско Расула (саллаллаху алейхи ва саллям). Их увидела охрана Расулуллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и всех троих немедленно схватили. Среди воинов разошлась радостная весть о том, что пойманы предводители мекканцев. Особенно радовался Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху анх), он велел немедленно заключить их под стражу и усилить охрану.
Абусуфйан и ‘Аббас (радыйаллаху анх) были друзьями. ‘Аббас (радыйаллаху анх) не хотел потерять друга и пошел вместе с ним к Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям), хотя и боялся, что тот убьет Абусуфйана. Умар (радыйаллаху анх)с яростью кинулся на него, как лев, с длинной саблей в руках, готовый обезглавить его. «Его нельзя убивать», — заступился Аббас (радыйаллаху анх) и сказал, что привел его, пообещав безопасность. Они с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) призвали прибывших к Исламу. Хаким и Будайлу вняли призыву.
Абусуфйан же долго упорствовал, но он был бессилен и оказался в безвыходном положении. Он не принял наставление Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям) и, не уверовав в Расула (саллаллаху алейхи ва саллям), не произнес шахадат. «Если произнесешь шахадат и примешь Ислам, ты будешь спасен от погибели. Если же будешь настаивать на своем, сабли быстро пройдутся по твоей шее», — объяснили ему. «Если я приму Ислам и буду поклоняться одному Аллаху, как же быть с Латом и Уззой, разве я смогу расстаться с ними?» — погрузился в тяжкие раздумья Абусуфйан.
Пророк милосердия (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь смилостивился и велел ‘Аббасу (радыйаллаху анх) увести его, дав ночь на размышление, чтобы он вернулся утром. Абусуфйан с Аббасом (радыйаллаху анх) ушли и эту ночь провели вместе. Утром, увидев войска Расула (саллаллаху алейхи ва саллям), построившиеся рядами для совершения коллективного намаза-джамаат, Абусуфйан испугался, подумав, что они собираются убить его. Аббас (радыйаллаху анх) успокоил его, сказав, что они собираются молиться Аллаху и что не нужно бояться. Абусуфйан удивился еще больше, увидев покорность воинов Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Они вставали, когда Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) вставал, садились, когда он садился. Послушность воинов поразила Абусуфйана. Ему стало стыдно за себя, когда он увидел своими глазами, как возвеличивали Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям) — никго не поверил бы рассказу об этом. Он сказал Аббасу (радыйаллаху анх), что никогда прежде не видел царя, которому бы оказывали такие почести. «Он не царь, а Посланник для народа», — назидательно ответил Абусуфйану Аббас (радыйаллаху анх).
Аббас (радыйаллаху анх)помог Абусуфйану сделать омовение, и они снова отправились к Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям). Хабибуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) мягко говорил с Абусуфйаном и призвал его к Исламу.
«Не пришло ли время тебе оставить служение иному помимо Аллаха?» — спросил его Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). В ответ Абусуфйан сказал: «Я увидел твою милость, милосердие и знания. Ты победил меня, я понял, что Аллах один, но у меня есть некоторое сомнение в тебе, и я не могу избавиться от него», — сказал Абусуфйан. ‘Аббас (радыйаллаху анх) посоветовал ему поскорее принять Ислам и предупредил как брата, что, если он не примет Ислам, его не оставят в живых. «Разве ты не видишь вокруг себя этих львов, готовых кинуться на тебя по первому же знаку Расула (саллаллаху алейхи ва саллям)? Произнеси шахадат, не заставляй Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) приказывать ударить тебя», — возвысив голос, сказал Аббас (радыйаллаху анх).
Усердие Аббаса (радыйаллаху анх)вырвало Абусуфйана из лап неверия. Он искренне произнес формулу шахады и оказался на истинном пути Ислама.
Чтобы еще больше укрепить веру в его сердце и не дать шайтану своим коварством овладеть им, Аббас (радыйаллаху анх) обратился к Таха(саллаллаху алейхи ва саллям) и попросил наделить Абусуфйана какой-нибудь особенностью. И тогда Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил, что тому, кто укроется в доме Абусуфйана, будет гарантирована жизнь. Затем добавил, что спасется и вошедший в дом Хакима ибн Хизама, как и тот, кто войдет в Харам или спрячется в своем доме. Так Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил перед войском, что все упомянутые люди — спасшиеся. Он исключил лишь тех, кто нанес Исламу слишком большой вред, но все же Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)принял и тех из них, кто впоследствии раскаялся.
Когда Абусуфйан, приняв Ислам, уходил, Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) велел ‘Аббасу (радыйаллаху анх) не отпускать его и попросил отвести его на возвышенность, чтобы он увидел мощь войска Всевышнего. ‘Аббас (радыйаллаху анх) исполнил поручение и отвел Абусуфйана на холм, с которого можно было увидеть все войско. Каждый отряд занял свое место, воины, подняв знамена, выстроились в боевом порядке. Отряды один за другим двинулись вперед по приказу Расула (саллаллаху алейхи ва саллям). Он отправил вперед Халида (радыйаллаху анх) с отрядом в тысячу человек, остальные двинулись за ними. Одни из них даже не повернули головы в сторону Абусуфйана, другие с насмешкой смотрели ему в глаза. И те и другие таким образом выказывали ему свое презрение.
Абусуфйан обратился к Аббасу (радыйаллаху анх): «Это хитрость, чтобы обмануть меня?» «Это не обман. Ты должен увидеть силу войска Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям)», — ответил Аббас (радыйаллаху анх). Затем, глядя на вооруженных воинов, пеших и конных, облаченных в кольчуги, Абусуфйан обернулся к Аббасу (радыйаллаху анх) и с восхищением сказал: «Сын твоего брата стал падишахом!» И вновь Аббас (радыйаллаху анх) поправил его: «Он — посланник Аллаха, а не падишах». Дрожь, охватившая Абусуфйана при виде войска, еще больше усилилась, когда он услышал такбир, произносимый воинами.
Абусуфйана отпустили с разрешения Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), и он сразу отправился в Харам. Он рассказал о войске Расула (саллаллаху алейхи ва саллям), об их силе, которую невозможно одолеть. «Если примете Ислам, вы будете свободны. Если не примете и станете воевать, вы будете разбиты. Укрывшихся в Хараме, в моем доме, а также тех, кто останется в своих домах, никто не тронет». Услышав эти слова Абусуфйана, курайшиты окружили его. «Вот с какой вестью ты вернулся к нам?» — выражали они ему свое негодование, набросившись на него. Они дергали его за усы, обзывали трусом, другие называли его дурным правителем. Особенно неистовствовала Хинд, жена Абусуфйана, она подняла крик, обвиняя его в трусости. «Если хочешь спастись, зайди в дом, — посоветовал ей Абусуфйан. — Если хочешь добра, прислушайся к совету и прими Ислам».
По приказу Хабиба(саллаллаху алейхи ва саллям) на горе Хаджун на окраине Мекки водрузили знамя. Халиду (радыйаллаху анх) было велено войти в Мекку вместе со своим отрядом со стороны Куда’. Сам Расулуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) с остальным войском вступил в Мекку со стороны Када’. Сила Шариата, которой восхищаются холмы и горы, подобно полноводной реке прибыла в Харам.
Небольшая группа мекканцев, попавших в капкан смерти, оказала сопротивление, объявив, что не даст войску Халида вступить в Мекку. Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел не проливать кровь, кроме как в ответ на противодействие язычников. Подчиняясь приказу, львы Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) не стали воевать, как бы ни было велико их желание. Когда курайшиты обнажили мечи, Халид (радыйаллаху анх) приказал: «Время настало, бейте!» Воины, верные договору и готовые отдать жизнь за религию Аллаха, накинулись на неверных. Те принялись бежать, словно птенцы куропатки при виде орла. Было убито двадцать четыре человека из племени Бакр и четыре хузайлита, всего полегло двадцать восемь язычников. И двое из воинов Халида (радыйаллаху анх) стали шахидами. Курайшиты разбежались врассыпную. Некоторые спрятались дома, другие скрылись в горах. Весть о действиях Халида (радыйаллаху анх) дошла до Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Он (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил к Халиду (радыйаллаху анх) гонца с повелением прекратить сражение. Но язык того человека стал заплетаться, и он сказал: «Бейте!» Халид убил семьдесят вождей, расправившись со всеми врагами.
Расулуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал Халида (радыйаллаху анх) и выразил свое возмущение: «Почему ослушался приказа?» Халид ибн Валид (радыйаллаху анх) стал оправдываться и объяснил Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям), что он не виноват. «Что я могу поделать с тем, что произошло но воле Милостивого?» — печально сказал он. К Шафи’(саллаллаху алейхи ва саллям)явился Джабра’ил (мир ему), и стало ясно, что это Всевышний заставил Халида поступить так. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поблагодарил Халида (радыйаллаху анх), выполнившего повеление Всевышнего. Униженные неверные курайшиты, словно козы, взобрались на горы, спасая свою жизнь. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев это, понял, что они не уверуют, и отправил за ними ансаров, велев уничтожить их. Абусуфйан примчался к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), сетуя, что никого из курайшитов не останется в живых. С этого времени Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) велел своим воинам больше не убивать.
После этого Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) вступил в Харам и воздал Всевышнему бесконечную хвалу. Силы неверных курайшитов иссякли. Они услышали, как он читал суру «Аль-Фатх». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил таваф верхом на верблюде и с намерением тавафа громко произносил такбир. Вместе с ним такбир читали и воины, так что их слышали во всей Мекке. По завершении тавафа Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к макаму Ибрахима (мир ему) и совершил там намаз в два рака’ата. Затем он выпил воды Замзам и сделал омовение. Ни одной капле воды, которой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) делал омовение, сподвижники не дали пролиться на землю. Они наперебой подставляли руки и затем протирали ими лицо для бараката. Видя это, неверные изумлялись, они поняли, насколько велик Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) для сподвижников.
Все идолы, которые находились на крыше Дома Аллаха — Каабы, были низвергнуты. Их разбили и выбросили. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям), пустив стрелы, выбил глаза самому главному из идолов Хубалу. Затем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вошел в Каабу, совершил в ней два ракаата и вознес бесконечную хвалу Господу. После этого он подошел к двери и обратился к людям с проповедью: «О народ курайшитов, что вы скажете, как теперь мне поступить с вами, как оценить ваше невежество и все, что вы мне сделали?» Униженные язычники не нашлись что сказать, их страх и стыд перед Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) еще больше усилились. Из курайшитов встал Сухайл и от имени всех сказал, обратившись к Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям): «Поскольку Всевышний послал тебя милостью, мы надеемся на твое прощение. Несмотря на то, что мы натворили, и какой бы ни была наша вина, мы верим в твое доброе решение».
Поскольку сказанное было правдой, Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) сжалился над ними, из глаз его полились слезы, сердце его плакало. То, что произошло с курайшитами, его родней, напомнило ему историю о Йусуфе (мир ему) и его братьях. Затем, как и Йусуф (мир ему), он сказал: «Вы свободны» — и простил их, махнув рукой. Курайшиты очень обрадовались. Они отвратились от многобожия и приняли Ислам. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подозвал Билала (радыйаллаху анх). и велел ему возвестить азан с крыши Дома Аллаха. Билал (радыйаллаху анх) огласил азан прекрасным голосом, который заставил бы заплакать даже ребенка в утробе матери.
Слова азана, которые приостанавливают течение воды, были еще более тягостны для лицемеров. Зов шахадата, дошедший до всего сотворенного как на небесах, так и на земле, они восприняли неверно.
Сподвижник Абу Бакр (радыйаллаху анх) сам привел своего отца Абу Кахафата к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Абу Кахафат предстал перед Ахмадом (саллаллаху алейхи ва саллям), и тот прочитал за него мольбу, приложив руку к его груди. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) с наставлением призвал его принять Ислам, и Абу Кахафат принял наставление и обратился в Ислам. Его коснулась плеть милости, он стал сподвижником Таха (саллаллаху алейхи ва саллям), отойдя от многобожия. Аллах возвеличил всех обитателей дома Абу Бакра Сиддика (радыйаллаху анх), направив их на путь Ислама. Никто из сподвижников не удостоился такой награды, и вера его была крепче всех.
‘Аттаб ибн Асид был назначен правителем Мекки, а Ма’аз ибн Джабал — его помощником. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) доверил им всецело претворять Шариат и сделал назидание. День взятия Мекки, когда с помощью Аллаха неверие было растоптано, стал праздником. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) после этого провел в Мекке восемнадцать дней, совершая намазы в сокращенном виде. Предводители неверных, которые больше всех противодействовали Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям), разбежались в разные стороны. Те, кто пришел с раскаянием, были приняты. Были и такие, кто не принял Ислам и погиб в неверии.
‘Абдуллах ибн Сад прибежал к Усману (радыйаллаху анх), чтобы тот попросил Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) о безопасности для него. Усман (радыйаллаху анх) спрятал ‘Абдуллаха, а затем при первой же возможности отвел его к Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям). Хотя Усман-асхаб (радыйаллаху анх) просил простить его, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) трижды отверг ‘Абдуллаха. Но все же тот спасся по милости Расула (саллаллаху алейхи ва саллям), который был воплощением всех лучших качеств. ‘Абдуллах был молочным братом Усмана (радыйаллаху анх), и благодаря Усману (радыйаллаху анх) он избавился от вероотступничества и вновь принял Ислам. Его жизнь прошла в Исламе, и он получил помощь от Аллаха.
‘Икрамат, сын Абу Джахля, бежал, спасая свою жизнь. Он хотел переправиться через море, но его жена, которая приняла Ислам в день взятия Мекки и стала последовательницей Расула (саллаллаху алейхи ва саллям), отправилась за ним следом. Она дала ему добрый совет вернуться и, ручаясь за безопасность, отвела к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).
Увидев его, Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) вскочил с места, встретив его с огромной радостью, воскликнул: «Добро пожаловать! Ты уверовал и перешел ко мне!» — и с большим почетом принял Икрамата. Милость и всепрощение Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) восхитили Икрамата. Посредством жены он был спасен от многобожия. Он принял Ислам и, сожалея о прошедшем, попросил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о прощении. Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил Всевышнего простить его за прежнюю вражду. Икрамат стал сподвижником, которым Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был доволен. Он участвовал во многих газаватах. Так прошла его жизнь, и вера его стала совершенной, он воевал с вероотступниками и погиб смертью шахида. Да получим и мы баракат всех сподвижников!
Хабар, сын Асвада, тоже был в бегах, прячась в разных местах, подобно хищнику. Затем он сам, по своему желанию, явился к Таха(саллаллаху алейхи ва саллям) в местность Джа’ранат и принял Ислам. Сын Хишама Харис тоже пришел к Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям) и стал сподвижником, приняв Ислам. До этого Харис был самым невежественным упрямцем среди язычников. Когда Харис явился, уверовав, Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) лишь радостно сказал: «Хвала Аллаху, который направил тебя на истинный путь» — и не выказал ему свой гнев.
Сафван ибн Умаййат бежал, намереваясь броситься в море от страха перед Расулом (саллаллаху алейхи ва саллям). Умайр ибн Вахб пришел к Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям) и сообщил, что Сафван ушел топиться в море. Вахб стал умолять Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) дать ему гарантии безопасности, поскольку тот был вождем племени. И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Верни Сафвана, сына своего дяди, он под защитой». Умайр снова попросил Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям) дать что-либо в знак гарантии безопасности. Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) отдал Умайру чалму. Тот взял ее и отправился на поиски Сафвана.
Умайр догнал Сафвана и рассказал ему о своем разговоре с Расулом (саллаллаху алейхи ва саллям). Сафван не верил и отказывался возвращаться, но все же его убедили и отвели к Хабибу (саллаллаху алейхи ва саллям). Он спросил Хабибуллада (саллаллаху алейхи ва саллям): «Это правда, что я в безопасности?». «Правда», — ответил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). «Дай мне два месяца на размышление», — попросил Сафван. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Даю тебе четыре месяца, подумай». Он обрадовал Сафвана, прибавив еще два месяца. Сафвана поразило милосердие Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Обретя счастье, он принял Ислам. Аллах, простил его, и Расулуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) обрадовался этому. Его вера стала совершенной, и жизнь его прошла в Исламе. Да будет одарен таким счастливым концом каждый заблудший из уммы!
Хинд, жена Абусуфйана, которая была самой ярой противницей Ислама, тоже спряталась дома. Она поняла, что неправа, и, убедившись, что ей не победить, по своей воле пришла к Расулу (саллаллаху алейхи ва саллям) и приняла Ислам. «Не было на земле людей, которых я хотела бы видеть более униженными, чем ты и твои люди. Но сегодня я хочу, чтобы вы были величественнее всех», — призналась она. Если свет наставления не упадет на грудь, мрак неверия не даст сердцу осветиться. Если очистится зеркало сердца, истина выявится и станут понятны смысл и суть тайного и явного.
Для Ка’бу, который сочинял стихи, поносящие Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), стал тесен этот просторный мир. Он не нашел другого выхода, кроме как принять Ислам. Поняв, что не сможет долго скрываться, он принял разумное решение. Ведь когда разум побеждает, человек не ошибается. И он решил принять Ислам. Когда Расулуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся из Мекки в Медину, Ка’бу последовал за ним. Переборов гордость, он признал истину и произнес шахадат, представ перед Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Он воспел в своих стихах Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) подобающим образом и искренне восхвалил Пророка милости (саллаллаху алейхи ва саллям). Хотя Расулуллах (саллаллаху алейхи ва саллям) был не из тех, кто любит похвалу, но, услышав его стихи, он обрадовался. Лучший из творений, Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) снял свой благодатный халат и подарил его Ка’бу, надев на него. Также Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) принял в Ислам Вахши, который убил Хамзата (радыйаллаху анх) при Ухуде. Расул (саллаллаху алейхи ва саллям), у которого не было личных интересов, не сделал врагом никого, кто отнесся к Исламу с почтением. Тот, кто получит возможность прочитать книгу «Калаиду-ль-джавахир» Шу’айба аль-Багини, в которой жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) описана от начала до конца, получит знания и баракат, да одарит Аллах, вас этим!
В 9-м году (Хиджры) Абу Вакр Сиддик (радыйаллаху анх) отправился в хадж вместе с тремястами паломниками. Эта поездка была осуществлена по велению Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), отправившего его с сурой «Бараат». В том году умерла дочь Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) Уммукульсум, в предыдущем году скончалась Зайнаб. Умер и Наджаши, правитель хабашитов, внявший призыву Лучшего из творений (саллаллаху алейхи ва саллям).
В следующем, десятом году Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) начал готовиться к последнему хаджу. Этот хадж получил название прощальный, поскольку он оказался последним для Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям). В четверг месяца зуль-каида вместе с семьюдесятью тысячами сподвижников (по другой версии их было сто тысяч) он вышел из Медины и прибыл в Мекку с намерением совершить хадж. Стояние на горе Арафат пришлось на пятницу. После предзакатного намаза он получил аят, в котором Рахман сообщил, что его религия достигла совершенства. Этот аят как бы предвещал скорую смерть Расула (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда аят был ниспослан, Умар-асхаб (радыйаллаху анх) заплакал. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил, почему он плачет. Умар (радыйаллаху анх) печально ответил, что за обретением совершенства следует потеря.
Это был единственный хадж, который Пророк(саллаллаху алейхи ва саллям) совершил после переселения в Медину. Существуют разные мнения о том, когда хадж стал обязательным. Согласно одному из них, это было в 5-м году Хиджры. Сколько раз он совершил хадж до и после получения пророчества, точно не известно. Малый же хадж, после переселения в Медину он совершил четырежды: при заключении мирного договора в Худайбиййи, возмещенный малый хадж вместо несовершенного в предыдущем году, третий — совершенный после сражения при Хунайне и четвертый — после прощального хаджа (хаджжат аль-вада’ .
После прощального хаджа и возвращения в Медину Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прожил недолго. Спустя восемьдесят один день, в понедельник, Шафи’ (саллаллаху алейхи ва саллям) по воле Всевышнего покинул этот свет. Гордость Вселенной положили в могилу в возрасте шестидесяти трех лет. Облако, несущее благодать всем творениям, вознеслось к ‘Аршу по зову Милостивого.
С участием Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было совершено двадцать девять газаватов. Бадр, Ухуд, Хандак, Хайбар, Таиф, Хунайн, Фатху-Макка, Мусталик были в их числе. Что касается газаватов, в которых Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не участвовал лично, то их количество, согласно его жизнеописаниям, достигает пятидесяти.
Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам не убил ни одного человека, кроме Убай-йу ибн Халфа в битве при Ухуде. В убийстве сына Халфа рукой Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям) тоже кроется тайная мудрость, о которой расскажу вам, послушайте.
В то время, когда Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал к Исламу в Мекке, этот проклятый особо отличился своим противодействием ему. У него был откормленный пшеницей конь, на котором он ездил, похваляясь. Во время верховых прогулок на этом коне при каждой встрече с Расулом (саллаллаху алейхи ва саллям) он высокомерно говорил: «Я убью тебя, сидя верхом на этом коне». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал ему: «Я убью тебя, когда ты будешь верхом на этом коне». Такие препирательства повторялись постоянно, пока он был в Мекке.
После переселения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медину, в день гибели Хамзата (радыйаллаху анх) в битве при Ухуде подлый Убаййу верхом на своем холеном коне кинулся на Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям) с криком: «Где Мухаммад?» Храбрецы, охранявшие Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), бросились ему навстречу. Но Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) остановил их, сказав: «Пропустите его ко мне». Когда Убаййу приблизился, Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) осмотрел его и заметил на проклятом нечестивце кольчугу. Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел место под горлом, не защищенное кольчугой и открытое для удара копьем. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взял у сподвижника копье и вонзил в горло Убаййу. Тот упал с коня. Сподвижники от радости громко произнесли такбир. Сын Халфа напоминал побежденного в бою петуха. Его угрозы Хабибу (саллаллаху алейхи ва саллям) оказались пустыми, и Убаййу вернулся к курайшитам с полной чашей смерти. «Меня убил Мухаммад», — поклялся Убаййу перед ними. Это задело их, и они стали упрекать Убаййу: «Ты испугался». И Абусуфйан добавил: «Да на тебе лишь царапина». Убаййу вновь поклялся: «Я бы погиб, даже если бы Мухаммад плюнул на меня». Он вспомнил и признался, как в Мекке сам высокомерно угрожал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и как тот ответил ему. Хотя гордость не позволила ему принять Ислам, этот проклятый понял, какой силой и возможностями обладает Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям). Хоть и не оказался на истинном пути из-за несчастья своего, он убедился, что обещание Шафи’ (саллаллаху алейхи ва саллям) не было напрасным.
Из книги Шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков», том 2.

Добавить комментарий