Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям, достигнув в течение краткого срока возможностей, которых не имел ни один король, завоевав сердца людей, как идеальный наставник, не принял те богатства мира, которые в обилии были брошены к Его ногам, и продолжил свою прежнюю скромную жизнь. Как и прежде, Он жил в своем простом доме из необожженного кирпича, жил бедно.
Спал на матрасе, набитом финиковыми листьями. Одевался в простые одежды.
Его достаток был ниже уровня самого простого человека. Иногда, не найдя ничего съестного, возблагодарив Аллаха, привязывал к животу камень, чтобы притупить чувство голода. Несмотря на то, что Всевышний Аллах простил все Его предыдущие ошибки, и все просчеты в будущем, Он продолжал самозабвенно благодарить Аллаха и молиться. По ночам Он читал намазы так долго, что благословенные ноги Его отекали. Он помогал обездоленным. Был утешением для сирот и одиноких. Его величие не было препятствием для участия в решении проблем простых и слабых людей. Напротив, по доброте и милосердию своему Он больше времени уделял именно им.
В день завоевания Мекки, когда все люди пребывали в потрясении от впечатления исходящей от Него мощи и силы, один из мекканцев, дрожа и стуча зубами от страха, спотыкаясь, приблизился к Нему:
“О Посланник Аллаха! Обучите меня Исламу!” – Он ободрил своего земляка, напомнив ему о тех временах, когда Его возможности были вовсе не такими широкими, так:
“Успокойся брат мой! Я не король и не правитель. (Имея в виду своих родителей) я сирота твоего соседа – курайшита, евшего мясо, высушенное на солнце”[20], – показав не имеющий равного в истории пример скромности.
В тот же день Его ближайший сахаба – Досточтимый Абу Бакр — радыйаллаху анху — притащил на своей спине престарелого отца, чтобы Он призвал его к Исламу. Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – сказал: “О, Абу Бакр! Зачем ты утомил своего престарелого отца, притащив на такое расстояние? Разве мы не могли бы пойти к нему?!”[21]
Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – всегда напоминал о своей человеческой природе. Он так представлял себя народу:
“Я такой же человек, как и вы. Только ко мне приходит божественное откровение!…” (Аль-Кахф, 110)
В той части шахады, где подтверждается Его пророческая миссия, постоянно добавляя и делая акцент на слове “абдуху” (раб Аллаха), Он предостерегал свою умму от заблуждения, которое постигло прежние народы.
Тех, кто чрезмерно возвеличивал Его, предупреждал:
“Вы не поднимайте меня выше степени, принадлежащей мне по праву! Ведь Аллах, прежде чем назвать «Посланником», назвал меня «Рабом»” (Heysemî, IX, 21).
У Посланника Аллаха был сосуд для еды под названием “гарра”, который можно было поднять лишь вчетвером. Однажды, во время между утренним и полуденным намазом, когда Духа-намаз был уже совершен, принесли этот сосуд с похлебкой. Когда собралось множество сахабов, Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – присел на колени. Один бедуин, увидев это, сказал:
— Что это за манера сидеть?
На это Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – ответил:
— Всевышний Аллах создал меня славным рабом, а не своевольным деспотом”
(Ebû Dâvûd, Et‘ime, 17/3773).
Однажды Он сказал:
— (Включая и меня) никто не сможет заслужить рая своими богоугодными делами и поступками!
Сахабы изумленно спросили:
— О, Посланник Аллаха, и Вы тоже?
— Да, и я тоже!.. Если божественная милость моего Господа не поможет мне!.. Потому что, если Его милосердие, милость и прощение не снизойдут на меня, и я не смогу войти в рай! Совершенные дела и меня тоже не спасут!..
(Buhârî, Rikâk, 18; Müslim, Münâfikûn, 71-72; İbn-i Mâce, Zühd, 20; Dârimî, Rikâk, 24).
Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям — предостерегал свою умму от огня ада, объясняя, что те, кто проявляет в одежде высокомерие, гордость и роскошь, в день воскресения оденутся в одежды унижения. Вот некоторые из благородных хадисов, затрагивающих эту тему:
“В день воскресения Аллах не взглянет на лица тех, кто высокомерно волочит одежды по земле”
(Buhârî, Libâs, 1, 5).
“Тех, кто одевается в этом мире в величественные одежды, Аллах в день воскресения оденет в одежды позора”
(İbn-i Mâce, Libâs, 24).