Благородный Абу Бакр Ас-Сыддык (радыйаллаху анху) годы правления 632-634
Благородный Абу Бакр, растворившийся в красоте и совершенстве личности Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), удостоившийся высочайшего уровня любви и доверия к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), всецело подчинившийся и посвятивший себя ему, был избран в период «Аср Саадат» первым халифом. Он достиг вершины духовного единения с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Он стал его подобием, отождествившись с ним.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Все, что есть в моем сердце, я внушил Абу Бакру»2.
Это состояние духовной общности, духовного отождествления с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) досталось ему дорогой ценой, ценой самопожертвования и самоотречения. Ибо самую высокую плату человек отдает во имя любви. И самая высокая плата в этом бренном мире – это плата за божественную любовь.
Досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху), чтобы быть щедро наделенным удовольствием, сладостью и самой возможностью священной дружбы с Аллахом и Его Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям), всю жизнь находился в усердии и беспокойстве о том, чтобы суметь отплатить за эту дружбу и любовь. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – центр и вершина явных и скрытых достоинств в поклонении, делах и нравственности.
Когда он – Нур бытия – после тринадцати лет призыва и убеждения в Мекке, перешедших в драматическое противостояние, направлялся в Медину, по пути ему была показана пещера Севр.
Здесь ему открылись некоторые божественные проявления. Ибо эта пещера стала школой погружения в божественные истины и раскрытия сердца. Этот визит продлился три дня и три ночи. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был не один. Его друг, стоящий выше всех людей после пророков – досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху). Благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху) удостоился чести и почета быть рядом с ним в пещере в течение трех дней. Он стал «вторым из двух (где третьим был Аллах)…». Нур бытия (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря своему дорогому товарищу:
«…Не печалься, ведь Аллах – с нами!» (ат-Тауба, 9/40), открывал тайну покровительства Аллаха. Просвещенные толкуют это положение одновременно как начало обучения скрытому зикру и как первое проявление боязни сердец перед Аллахом. Что касается передачи тайны от сердца к сердцу в тасаввуфе (суфизме), то в истории Ислама известным местом, где это произошло впервые, считается пещера Севр, а первый счастливый получатель тайного знания – благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху). Поэтому досточтимый Ас-Сыддык (радыйаллаху анху) является следующим непосредственно за Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) звеном Золотой Силсиля (цепь приемственности), которая продолжится до Конца света. То есть пещера Севр стала важным этапом начального духовного обучения, которое через бесконечное пространство тайн приводит раба к Аллаху.
Это означает, что направление, намерение и цель всех благородных и возвышенных путешествий формируются в зависимости от меры любви к Аллаху и Его Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Условием и признаком любви является приверженность к тому, к чему привержен любимый человек. Это важнейший шаг на пути отождествления с любимым человеком, на пути изменений к лучшему и усвоению образа действий, присущего любимому человеку. Жизнь благородного Абу Бакра (радыйаллаху анху) наполнена подобного рода проявлениями.
Абу Бакр во мне, а я в нем…
В пламени безграничной любви и стремления к Аллаху он отказался от своей сущности, отрешившись от самого себя. Лишь в существовании Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и пребывании рядом с ним он обрел жизнь. При каждой встрече Абу Бакра (радыйаллаху анху) с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) его охватывало состояние важд (упоения) и истиграк (потеря себя в божественной любви). Когда он находился рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), его любовь к нему еще больше усиливалась.
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Ничьим имуществом я не пользовался так, как имуществом Абу Бакра».
Абу Бакр ас-Сыддык (радыйаллаху анху), утративший свое «я» и растворившийся в Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), услышав это, почувствовал себя отделенным от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В душе он ощутил сильную боль. Чтобы не допустить этого отделения, он сказал:
«О Посланник Аллаха! Разве я и мое имущество не принадлежим тебе и только тебе?»3
Это означало, что он посвятил всего себя и свою жизнь Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и полностью растворился в его сущности. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по поводу их взаимоотношений сказал:
«Абу Бакр во мне, и я в нем. Абу Бакр – мой брат в этом мире и в мире ином»4, тем самым подтвердив их пребывание в едином духовном мире и общность состояния их душ.
Самый близкий друг, посвященный в пророческую тайну Благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху) совершенствовал свое сердце до состояния чистого, сияющего зеркала, способного отражать духовный мир Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Благодаря растворению в его благословенной сущности, все, что имело отношение к Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), обрело в сердце Абу Бакра (радыйаллаху анху) глубочайший смысл и значение. По глубине восприятия аятов Всевышнего Аллаха, слов и поступков Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) он опередил всех сахабов. Сколько мудрых пророческих высказываний, не доступных для постижения большинства людей, были прочувствованы и поняты им, благодаря тонкой интуиции, проницательности и предвидению. Так, во время Прощального хаджа Всевышним Аллахом был ниспослан аят (смысл) :
«Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (аль-Маида, 5/3).
Большинство присутствующих при хадже обрадовались завершению и доведению до совершенства предписаний религии. Однако благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху), благодаря своей интуиции, понял, что очень скоро Всевышний Аллах пригласит своего любимого Посланника в вечный мир. Сердце его наполнилось тоской и страданием от чувства близкой разлуки с ним5.
Вот другой пример, демонстрирующий проницательность Абу Бакра (радыйаллаху анху).
В последние дни своей жизни Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) из-за ухудшения состояния не мог посещать мечеть. Имамом в коллективных намазах он назначил Абу Бакра (радыйаллаху анху). В один день, почувствовав себя лучше, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел в мечеть. После беседы сахабами он сказал:
«Аллах, Обладатель истинного Величия, предоставил одному из своих рабов право выбора между земными благами и благами, которые есть у Него. И этот раб предпочел те милости, что есть у Аллаха».
Эти слова наполнили любящее сердце благородного Абу Бакра тоской и печалью, и из глазего потекли горькие слезы. Он сразу понял, что Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обращается к ним с прощальной речью. Ведь он был самым близким другом, посвященным в пророческую тайну. Он проговорил сквозь слезы:
«Пусть будут жертвами за тебя мои мать и отец, о Посланник Аллаха! Мы пожертвуем за Тебя нашими отцами, матерями, нашими жизнями, имуществом и детьми!» (Ахмад, III, 91).
Никто из присутствующих, кроме него, не догадался о том, что Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прощается с земным миром. Сахабы не понимали причины слез Абу Бакра. В изумлении они говорили друг другу:
«Странно, что этот пожилой человек плачет, ведь Посланник Аллаха рассказывает о благочестивом, праведном человеке, который предпочел соединиться с Господом!» (Бухари,Салят, 80)
Никого из них не посетили мысли о том, что рабом, которому был предоставлен выбор между земными благами и дарами, уготованными Аллахом, мог быть Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Они не уловили в его речи того, что сразу почувствовал благородный Абу Бакр. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы утешить страдающее сердце Абу Бакра и указать сахабам на его заслуги и достоинства, продолжил свою речь:
«Я заплатил сполна и даже с лихвой всем тем, кто оказал мне благодеяния. За исключением Абу Бакра! Он оказал мне столько благодеяний, что за это отплатит ему Аллах благами и милостью в День воскрешения.
Поистине, самым щедрым ко мне в дружбе и в имуществе был и есть Абу Бакр. Если бы я выбирал друга, помимо моего Господа, я, непременно, выбрал бы Абу Бакра. Однако, исламское братство превыше».
Затем Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), чувствуя приближение смерти, повелел:
«Пусть закроют все двери, ведущие ко мне. Пусть останется открытой лишь дверь Абу Бакра. Я вижу свет над дверью Абу Бакра…»6
Так, в ожидании скорбного прощания были закрыты все двери. Открытой осталась лишь дверь Абу Бакра (радыйаллаху анху).
Скрытый смысл этих слов заключается в том, что дверь особой личной близости к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) можно открыть лишь с помощью великой покорности, подчинения, преданности, самоотверженности, дружбы и любви, которые были присущи благородному Абу Бакру ас-Сыддыку (радыйаллаху анху).
Несокрушимая крепость веры
Абу Бакр (радыйаллаху анху), будучи одним из самых богатых сахабов, щедро жертвовал собой и своим имуществом на пути Аллаха. Множество раз он приносил все свое имущество Пророку Аллаха и, так же как Досточтимый Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям), не боясь стать нищим, делал пожертвования на пропитание и содержание бедных. Когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его о том, что же он оставил своим детям и семье, он в величайшим душевном спокойствии ответил:
«Я оставил им Аллаха и Его Посланника!..»7
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не разрешал жертвовать все свое имущество никому из сахабов, кроме Абу Бакра.
Ибо в душе каждого человека возможно появление чувств сожаления и раскаяния после пожертвования всего имущества, а живущий в нужде и нищете более подвержен наущениям шайтана. Такого рода чувства сожаления и раскаяния аннулируют все благо от доброго деяния, ведут к потере награды от Всевышнего Аллаха за совершенное добро. Но лишь духовный мир благородного Абу Бакра (радыйаллаху анху), наполненный любовью к Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), был подобен несокрушимой крепости веры.
Абу Бакр (радыйаллаху анху) при известии о ми’радже (чудесном вознесении на небеса) Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не проявил ни малейшего сомнения в этом, за что был прозван «сыддык» (правдивый), Разумеется, этот поступок Абу Бакра (радыйаллаху анху)объясняется обретением его сердцем свойства твердости и постоянства веры.
Благородный ‘Али (радыйаллаху анху), говоря о стойкости его духа и крепости веры, сравнивал его с горой:
«Благородный Абу Бакр подобен горе, на которую не способен воздействовать никакой ветер». Жертвуя свое имущество на пути Аллаха, он нередко оставался в нищете и нужде. Но осознание довольства Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) позволяло ему преодолевать все земные тяготы, обеспечивало душевное спокойствие и согласие с самим собой.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о нем:
«Пусть тот, кто желает увидеть живущего на земле мертвого человека (т.е. уничтожившего в себе все земные желания), взглянет на Абу Бакра!»
Скромность и осознание своей ничтожности перед Аллахом
Отстранившийся от мирского и свободный от власти собственного нафса, живущий лишь ради Ислама и Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Абу Бакр (радыйаллаху анху) стал живым воплощением и образцом морали и нравственности мусульманина. Достигший вершин милосердия и самоотверженности, он, подобно Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), забыв о своих нуждах и страданиях, проникся душевной болью за умму Мухаммада.
Состояние его духа отражали его ду’а:
«О Господь! Увеличь мое тело в аду так, чтобы там не осталось места для других рабов Твоих!»
Сколько благородства, великодушия и величия заключено в словах первого халифа, свидетельствующих о том, что чувство постоянного пребывания перед Аллахом в состоянии смирения и осознания своей ничтожности определяло его отношение к ощущениям и потребностям своего физического тела как к чему-то малозначительному.
Будучи самым добродетельным и благовоспитанным человеком уммы, благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху), когда был избран халифом, взошел на минбар и с исключительной скромностью обратился к людям:
«О люди! Я избран халифом, чтобы управлять вами, будучи не самым благим из вас.
Помогайте мне, если я не сумею как следует и по справедливости выполнять свои обязанности.
Указывайте мне верный путь, если я совершу неверный шаг и поступлю неправильно» (Ибн Са’д,III, 182-183; Суюти «Тарихуль-Хулафа», стр. 69,71-72; Хамидуллах «Пророк Ислама» II, 1181).
Это значит, что жизни этого великого сахабы были свойственны истинное смирение, скромность и добродетель, а также умение признавать и принимать наставления, замечания и критику. Когда народ присягал ему на верность, он сказал:
«Я никогда не желал стать халифом и не проявлял интереса к этому. Тайно или явно я никогда не просил об этом Аллаха. Ибо пост халифа не сулит мне ни удовлетворения, ни душевного покоя».
И в самом деле, когда Абу Бакр (радыйаллаху анху) стал халифом, его образ жизни, в сравнении с прежним, стал еще более аскетичным, праведным. Он во всем довольствовался самым малым. До этого он опекал девочек-сирот, живших по соседству, помогал им чем только мог, даже доил их овец. Соседи думали, что, став халифом, он изменит свой образ жизни, по крайней мере, не станет уже доить овец. Но они ошибались. Избрание халифом никак не повлияло на поведение Абу Бакра ас-Сыддыка. Он, проявляя величайшую скромность и смирение, продолжал доить овец и заботиться о девочках-сиротах (Суюти «Тарихуль – Хулафа» стр. 80; Сарычам, Благородный Абу Бакр, стр. 82).
В течении всей своей жизни он не имел тяги к земным благам. Как и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он ушел в вечный мир с душой, свободной от мирских забот и устремленной к присутствию Господа. Поэтому в последние годы своей жизни он жил очень скромно, довольствовался самым малым; завещал продать участок земли, принадлежавший ему, а вырученные деньги отдать в казну в качестве компенсации за жалование халифа, которое он получал (Ибн Асир, Аль-Камиль, II, 428-429).
Образец умеренности и уравновешенности
Ему было присуще степенное и величественное спокойствие. Свойственные ему смирение и скромность никогда не переходили в приниженность, слабость и бессилие. Он всегда выглядел степенным и представительным и никогда – надменным, гордым, высокомерным. Он чаще всего прощал, был терпимым, снисходительным, в высшей степени мягким и обходительным человеком. Однако, когда это было нужно, он был твердым и решительным. Но в любой ситуации являлся образцом умеренности, уравновешенности и сдержанности. Обладая этими качествами, он никогда не проявлял несогласия, возражения или противодействия повелениям Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Он был твердым, непоколебимым и стойким защитником Ислама. Во всем, что касалось предписаний религии, он никогда не шел на уступки.
Он оказал решительный отпор тем, кто после смерти Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пошел на вероотступничество, а также использовал все свои возможности против тех, кто отказывался выплачивать закят. Он объявил:
«Если они утаят от меня хотя бы обрывок нитки из имущества, предназначенного для выплаты закята, не отдав его, я начну войну против них!»
Таким образом, он не допустил распространения смуты и беспорядков, а также устранил все, что могло исказить религию. Даже благородный ‘Умар (радыйаллаху анху), образец справедливости и храбрости, был восхищен его твердостью и непреклонностью8.
Великий сахаба Абу Бакр ас-Сыддык (радыйаллаху анху) прожил свою жизнь, пребывая в постоянном служении, проявляя верность, преданность, чистосердечие в стремлении обеспечить достойную жизнь для верующих.
Его наставления и советы ценны тем, что способны открыть для нас двери, ведущие к высотам нравственности. Его образ жизни является бесподобным образцом и воплощением верности и преданности Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям). Его изречения, содержащие россыпи жемчужин мудрости и отражающие секреты прекрасной нравственности, являются для мусульман сводом правил и норм жизни. Вот некоторые из его высказываний, каждое из которых представляет собой бесценную сокровищницу мудрости и истины.
Изречения благородного Абу Бакра:
«Между Аллахом и Его созданием не существует родственной связи. Близость к Аллаху возможна лишь при подчинении Ему и следовании Его предписаниям».
«Аллах не согласен со словом своего раба, не подкрепленным делом».
«Говорливость делает человека забывчивым».
«Подумай как следует над тем, что говоришь, когда говоришь и кому говоришь!»
«Стань слугой арифов, познавших Аллаха!»
«Не скрывай своего положения от тех, кто желает указать тебе путь! В противном случае, ты обманешь самого себя!»
«Совершенствуй себя, стань лучше, чтобы и люди относились к тебе хорошо!»
«Четыре человека считаются праведными рабами Аллаха:
1. Кто радуется при виде кающегося человека.
2. Кто совершает ду’а Господу о прощении грешников.
3. Кто возносит ду’а за своих братьев по вере в их отсутствии.
4. Кто служит и помогает тем, которые нуждаются более, чем он сам».
«Дела будут тщетны, если вера будет лишь в мечетях, добро – у скупых, оружие – у трусов, полномочия – у слабых людей».
«Разумный человек – обладатель благочестия, а неразумный человек – тиран и деспот».
«Всевышний Аллах в Священном Коране говорит об обещанной Им награде вместе с упоминанием о муках, для того чтобы раб был заинтересован в поклонении и опасался гнева и наказания Господа».
«Если упустишь время для совершения благого дела, постарайся наверстать упущенное и соверши его. Совершив же благодеяние, старайся превзойти его, совершив еще более благое дело.
Прилагай усердие и старание в том, чтобы превосходить свои благие дела!»
«Совершение добра для людей защищает человека от бед и несчастий».
«Беги от славы, чтобы она преследовала тебя и шла за тобой по пятам. Будь готов к смерти, чтобы тебе была дана жизнь».
«Нет беды, которая была бы хуже прежней».
«Нет вреда в терпении и нет пользы в печали или панике».
«Терпение – это половина веры, а крепкая вера – это вся вера».
«Просите у Аллаха здоровья. Никому, после крепкой веры, не было дано большего блага, чем здоровье».
«На мой взгляд, более разумно благодарить Аллаха, пребывая в благоденствии, чем проявлять терпение, подвергаясь испытанию».
«Земной мир – это место торговли для му’минов, где дни и ночи являются их капиталом, благие дела – товаром, рай – прибылью, ад – убытком».
«Произнесение слов приветствия (салавата) в честь Досточтимого Пророка способно свести на нет грехи куда быстрее, чем вода способна погасить пламя. Посылать ему приветствия (с любовью и чистым сердцем) является большей добродетелью, чем освобождение большого количества рабов. Любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) превыше воздержания, аскетизма, джихада и применения меча на пути Аллаха» (Багдади, «Тариху Багдад», VII, 161).
«Праведные рабы Аллаха по своему духовному состоянию делятся на три группы. Для каждой группы характерны три признака.
Праведные рабы Аллаха первой группы – это те, которые пребывают в состоянии страха (хауф). Они
1. Всегда скромны.
2. Сколько бы благих дел они ни совершили, им всегда кажется, что этого мало.
3. Они преувеличивают даже небольшие свои ошибки. (Ибо знают, по отношению к кому совершили грех).
Праведные рабы Аллаха второй группы – это обладатели надежды (раджа) в сердце. Они
1. Всеми своими поступками и образом жизни показывают примеры праведных деяний, проявления лучших черт характера и прекрасной нравственности, являясь образцом для му`минов.
2. Тратят принадлежащее им на пожертвования ради Аллаха, являясь самыми щедрыми му`минами.
3. Всегда доброжелательны к рабам Господа.
Праведные рабы Аллаха третьей группы – это арифы, которые пребывают в состоянии пылкой любви (мухаббат) к Аллаху, поклоняются и служат Ему. Они
1. Жертвуют во имя Аллаха тем, что любят сами.
2. Целью всех их поступков и действий является достижение благосклонности и довольства Аллаха. Поэтому они не придают значения неодобрению и нападкам невежественных людей, их не беспокоит грубость людей, направленная на них.
3. Ради воспитания нафса они делают то, что трудно для них. Весь образ их жизни, все их поступки – это подчинение предписаниям и запретам Аллаха» (Ибн Хаджар аль-Аскалани, Мунаббихат, стр. 94-95).
Благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху) был благословенным оплотом Ислама, вобравшим в себя качества и образ жизни, присущие всем этим трем группам праведных рабов Аллаха.
Да поможет Милостивый Господь всем нам воспользоваться по достоинству мудрыми наставлениями благородного Абу Бакра, увеличить свои благие деяния, достичь душевного покоя!
Да поможет нам Господь следовать по пути Хулафа Рашидин, благословенных сахабов и праведников, достигших источника любви к Аллаху и Его Посланнику. Скажем «Аминь» в завершение искренних ду’а Абу Бакра (радыйаллаху анху):
«О Аллах! Пусть самым счастливым моментом моей жизни станет ее конец, самой благой частью моих деяний – их результаты, а самым благословенным днем – день, когда я встречусь с Тобой!» (Суюти, Тарихуль-Хулафа, стр. 103).
«О Аллах! Пусть самой полезной прибылью для меня и приобретением, которые Ты любезно пожалуешь мне в дар, станут Твое высочайшее одобрение и благосклонность, а также высокие степени в Раю!» (Суюти, Тарихуль-Хулафа, стр. 103).
Аминь!