Шутка – это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть изложена в различных формах, таких, как вопрос-ответ или короткая байка. Очень часто мы сталкиваемся с шутками, и не каждый задаётся вопросом: Как нужно шутить? Какая шутка дозволена Исламом? Как шутил Сам Пророк (мир ему и благословение)?
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) шутил с моим младшим братом, называя его «маленьким ребёнком» и говорил: «О, Абу Умайра, как там цыплёнок воробья?» (ат-Тирмизи, достоверный хадис). У Абу Умайры был маленький воробей, с которым он игрался, как ребёнок, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спрашивал у него, как поживает этот воробей.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллаха) рассказал: «Однажды, один человек попросил Пророка (мир ему и благословение) усадить на верблюда (помочь сесть верхом), тогда Посланник Аллаха, в шутку, сказал: «Я усажу тебя на детёныша верблюда», а тот спросил: «Что я буду делать на детёныше верблюда?», а Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Разве каждый верблюд не является верблюжёнком?»» (АбуДавуд, ат-Тирмизи, имам Ахмад).
В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) под выражением «детёныш верблюда» имел ввиду, что каждый верблюд и есть детёныш верблюда.
Аль-Мубарак ибн Фузалят (да будет доволен им Аллаха) рассказал: «Однажды одна старая женщина подошла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и попросила сделать дуа (попросить у Аллаха), чтобы она вошла в Рай, на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «В Раю не будет пожилых женщин!», тогда женщина заплакала, а Мухаммад (мир ему и благословение) обратился к сподвижникам: «Скажите ей, что я имел ввиду, что она не войдет в Рай, будучи старой»» (ат-Тирмизи).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел ввиду, что она войдет в Рай не старой, а молодой, ведь в Раю у всех будет возраст тридцать три года, кроме Зулейхи (жены пророка Юсуфа).
Вот такие были некоторые из немногочисленных шуток Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Как мы поняли, шутил Пророк (мир ему и благословение) в своей жизни мало, но без обмана.
Дозволенная шутка
1) Шутка не должна содержать ложь, к примеру, человек сказал в шутку: «Мой сосед, наверное, вор, иначе откуда у него машина?» – такие и подобные шутки не дозволены, потому что это – ложь, ведь всякое необоснованное высказывание является клеветой и враньем, даже если это будет шуткой.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Спросили Посланника Аллаха: «Ты шутишь с нами (сподвижниками)?!», на что Он ответил: «Да, однако я не говорю ничего, кроме правды»» (ат-Тирмизи, имам Ахмад, достоверный хадис).
Человеку, который врёт, даже в шутку, трудно бывает поверить и довериться, как говорится «если соврал однажды, то…». К примеру, был случай, когда один молодой человек несколько раз в шутку звонил домой, родителям с чужого номера, дабы посмотреть на реакцию родных, и сообщал им: «Ваш сын попал в больницу». Родители места себе не находили, однако узнав, что это была шутка, успокаивались.
Однажды сын действительно попал в больницу, и когда родителям сообщили об этом, то они не поверили, подумав, что это – очередная шутка.
Анаса сын Малика (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл его: «О, обладатель двух ушей» (ат-Тирмизи, достоверный хадис). Во-первых, каждый человек обладает двумя ушами, соответственно Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не соврал.
Во-вторых, потому как Анас был очень остроумным и внимательным, Пророк (мир ему и благословение) в качестве комплимента, в шутку называл его «Обладателем двух ушей».
Мы видим, что даже в шутке Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не лгал, ведь Анас, как и любой здоровый человек, обладал двумя ушами.
2) Нельзя шуткой задевать, оскорблять и унижать человека. Часто в народе стеб и издевательство принимают за шутку, к примеру, если человек скажет на другого: «Большеносый» – человеку это не понравится, даже если у человека нос большого размера.
Конечно, тому, кто в данном случае шутит, весело, но не совсем весело тому, над кем смеются. Мы знаем, что нельзя ранить сердце верующего брата, ибо Аллах сказал: «Все верующие – братья, и улучшайте братство между вами», рана на сердце человека очень долго заживает, и порой может остаться шрам на всю жизнь, ведь люди бывают разными и очень ранимыми.
3) Нежелательно постоянно шутить, то есть нужно ограничивать шутку – человек, который постоянно шутит, не воспринимается людьми всерьез, более того, могут подумать, что у этого человека не всё в порядке с головой. Однако шутить иногда, чтобы разрядить обстановку, можно.
В шутке нужно учитывать место, время и положение. Человек не может шутить по отношению к Корану и Сунне, также не может шутить при скорбных и печальных моментах и т.д, то есть нужно понимать, что шутка легко может превратиться в издевательство в соответствии с положением, и нужно быть осторожным.
Завершение
Если мусульманин во всём будет соблюдать границу дозволенного и будет брать пример с Посланника Аллаха (мир ему и благословение), тогда у него и шутки будут безобидные, даже более того, шутки будут полезные и поучительные.
Да поможет нам Аллах соблюдать то, что мы написали.
islamdag.ru