Специфические особенности аятов мекканского периода
Как известно, первые ниспосланные аяты были посвящены призыву к Единобожию – Тавхиду, вере в воскрешение после смерти, сообщению мусульманам благой вести о Рае, а также таким аспектом религии, как предостережение неверующих и непокорных. После укрепления веры людей различными доказательствами, относящимися к этим вопросам и их убеждениям, начали нисходить аяты, связанные с обхождением и манерой поведения.
Ибо людям было не так-то легко избавиться от ложных привычек лжерелигии, поскольку, будучи накрепко привязаны к ним, они находились в зависимости от них.
Попытки же освободить людей от дурных привычек, не соблюдая принципа постепенности, могли повлечь за собой отчуждение и отдаление их, а также стать причиной пробуждения в них чувства антипатии и ненависти.
Мать Правоверных Айша (радыйаллаху анха) сказала:
«Первая ниспосланная сура была одной из подробных, детальных и обстоятельных сур.[1] В ней говорилось о Рае и Аде. Предписания, касающиеся греховного, запретного и дозволенного религией, стали нисходить только после того, как люди полностью привязались к религии Ислам. Если бы вначале сошло повеление о запрете спиртного, то люди категорически отвергли бы его. И точно так же, если бы сошло повеление о запрете прелюбодеяния, то люди также решительно отказались бы выполнять его.
Когда я еще была ребенком, в Мекке Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) была ниспослана Сура «Аль-Камар»:
بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ
Значение: «Нет же! Судный час — назначенный им срок, и час этот самый ужасный и горький». (Сура «Аль-Камар», 46).
Этот аят был посвящен вере, религии и Судному дню. А Суры «Аль-Баккара» и «Ан-Ниса» же, содержащие предписания о манере поведения, образе жизни, обхождении с людьми, были ниспосланы уже тогда, когда я была рядом с Ним (в Медине)». (Бухари, «Фадаилуль-Куран», 6).
Суры мекканского периода, с точки зрения их стилистики, были краткими, лаконичными и выражали резко категоричную, четкую и ясную позицию по отношению к многобожию и идолопоклонничеству. Ибо мекканские язычники обладали красноречием и устраивали литературные состязания по изяществу стиля. А потому слово, могущее оказать на них эмоциональное воздействие, должно было быть безупречным с точки зрения красоты речи и изящества стиля. К примеру, Всевышний Аллах, проигнорировав литературный уровень и прогресс язычников, для того, чтобы, сбив их с толку, привести в замешательство, вопреки привычному им способу начинать слово, использовал метод «Хуруфи-Мукаттаа». Все суры, исключая Суры «Аль-Бакара» и «Али Имран», начинающиеся с «Хуруфи-Мукаттаа», являются сурами мекканского периода. Из-за этих специфических особенностей литературный прием первых аятов был настолько действенным, что они проникали в самую душу слушающих их людей, задевая за живое, а их красота и плавность звучания прямо-таки завораживали и очаровывали их. Одним из стилистических приемов священных аятов, ниспосланных в Мекке, является, наряду с существованием исключений, употребление большей частью обращения «О люди!» В сурах мекканского периода с целью принятия язычниками очень многих вопросов и тем, противоречащих их убеждениям, имеют место клятвы на таких, пользовавшихся их уважением, объектах бытия, как Солнце, Луна, звезды, день, ночь и т.д. Ибо они в то же время демонстрируют Всемогущество, Силу Всевышнего Аллаха, являлись отражением Его Мощи.
С другой стороны, очень многие повествования Корана снизошли в мекканский период. Ибо характерной особенностью аятов мекканского периода было то, что они обращали внимание на «извлечение уроков из прошлого». Суры, в которых повествуются истории о пророках и ушедших народах, и особенно суры, в которых идет речь о Пророке Адаме (алейхис салям) и есть повесть об Иблисе, – это, главным образом, суры мекканского периода.
Сура «Аль-Бакара», которая была ниспослана в Медине, является единственным исключением. Повествование историй о том, что произошло с ушедшими народами, имея характер назидания, сыграло важную роль в деле сообщения истины Ислама язычникам, способствуя их постепенному исправлению и перевоспитанию. В этих аятах, где содержались различные повести и истории, на первом плане был всегда принцип Единобожия или веры в Единого Бога – Всевышнего Аллаха.
Аяты мекканского периода выявляли также образ действий человека, сообщающего истину – совершающего таблиг. В этих аятах объясняется необходимость призывать к истине Аллаха не с целью обладания земными благами, а желая удостоиться одобрения Всевышнего Аллаха и ожидая вознаграждения лишь от Него. К примеру, в Суре «Аш-Шуара» Пророки Нух, Худ, Салих, Лут и Шуайб (алейхимус салям) всегда велели своим народам быть набожными, благочестивыми и смиренными перед Аллахом. Говоря о себе, что они являются «надежными и верными посланниками», они говорили:
Значение: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь Миров». (Сура «Аш-Шуара», 109, 127, 145, 1 64, 180).
Вторая часть Корана большей частью была ниспослана в Мекке. Поскольку большинство мекканцев были личностями высокомерными и горделивыми, при помощи повтора слов «нет, это не так» их манера поведения отклонялась и не принималась и таким образом этих гордецов устранили, угрожая им. По этой причине все суры, где упоминается слово «Кялля» – «Нет, это не так!», являются сурами мекканского периода, и слово это встречается только во второй части Корана. Точно также в Мекке были ниспосланы и суры, содержащие аяты с молитвами.
Таким образом, людей, поклонявшихся не только Аллаху, побудили поклоняться только Всевышнему Аллаху, и так были обеспечены условия для совершенствования их душ и их внутреннего мира. Эти первые аяты, ниспосланные в Мекке, заявляют о том, что старые обычаи возникли на почве невежественности, и что они являются ложными. В то же время, они выявляют основы нравственности и морали мирового масштаба.
Аяты, ниспосланные в мекканский период, заложили фундамент здорового общества с точки зрения религии, морали и идеи. В этих аятах есть предписания нравственного, этического характера. Таким образом, они направлены на то, чтобы укрепить веру мусульман, способствовать появлению у них таких прекрасных качеств характера, как терпение, твердость, решимость, усердие, а также они нацелены на то, чтобы избавить их от ложных верований. В аятах мекканского периода нет правовых тем, так же, как нет и предписаний, касающихся богослужения, за исключением намаза. Например, Суры «Юнус», «Ар-Рад», «Аль-Фуркан», «Ясин», «Аль-Хадид» являются сурами мекканского периода, и в них не присутствуют аяты, носящие характер предписаний. В них главным образом рассказывается об основах религии, о сотворении, об атрибутах Аллаха, есть в них также истории о пророках, носящие поучительный характер, а также сцены Судного дня.
[1] Обстоятельные суры, являясь последней главой «Мусхафи-Шариф», представляют собой около 50 сур. Эти суры начинаются с Суры «Каф» и продолжаются до Суры «Ан-Нас» включительно. Из-за их краткости и того, что они частенько разделялись словами «Бисмилляхир-рахманир-рахим», они получили подобное название.