Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

цв30   Распределение трофеев

 

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сняв блокаду с крепости Таифа, прибыл в Джиране с войском Ислама. В Джиране находились пленники и военные трофеи. В это же время туда прибыл и Абу Муса Аль-Ашари, одержавший победу в Автасе. Исламское войско ликвидировало всех врагов. Теперь настало время распределения военных трофеев. Во время военных действий было добыто двадцать четыре тысячи верблюдов, сорок тысяч голов мелкого рогатого скота и четыре тысячи укийя серебра. Кроме того, в плен было взято шесть тысяч пленников.[1] Прежде чем приступить к распределению трофеев, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова:

«Пусть все те, у кого находится трофейное добро, вернут его, вплоть до иголки с ниткой! Запомните, как следует, что совершение коварства по отношению к трофейному добру обернется для обладателя его стыдом и пламенем Ада в Судный День!» (Муватта «Джихад», 22; Ахмад, V, 316)

В это время Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получил известие о том, что среди пленников находится его молочная сестра Шейма. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел немедленно привести ее к Нему. Он снял свой плащ и расстелил, чтобы она могла сесть на него. Проявив огромное чувство верности и благодарности к этой дорогой для него молочной сестре, с которой они выросли вместе в пустыне, Он ласково сказал ей:

– Добро пожаловать!

Он вспомнил минувшие дни, и глаза его наполнились слезами. Спросил о матери и об отце Шеймы. Она сообщила, что они уже умерли. Пророк Аллаха расспросил ее и об остальных родственниках. Позднее Он сказал ей:

– Если хочешь, то оставайся жить рядом со мной, в любви и в уважении. Если пожелаешь, то Я отправлю тебя к твоему племени, дав тебе добра! Я это сделаю для тебя!

Шейма сказала ему в ответ:

– Ты дай мне добра и отправь меня к моему народу.

Потом она приняла Ислам и стала мусульманкой. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выделил Шейме и тем из ее домочадцев, кто остался жив, верблюдов и овец. Кроме того, специально Шейме (радыйаллаху анха) Он дал одного раба и одну рабыню. А Шейма поженила их. (Ибн Хишам, IV, 91-92; Вакиди, III, 913)

После этого Высокочтимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отложил на какое-то время распределение трофеев. Часть людей не сумели понять мудрого сокровенного смысла отсрочки распределения трофеев. Те из них, которые были не столь покорны и смиренны перед Аллахом и Посланником Его, стали сетовать и предъявлять претензии. Арабы-бедуины стали настойчиво требовать распределения трофеев. В итоге они остановили нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) под деревом Самура. Его джубба зацепилась в это время за ветви этого колючего дерева. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), остановив своего верблюда, сказал им:

«Отдайте мою мантию! Если бы у меня было столько животных, сколько вы видите здесь деревьев, то я раздал бы их всех вам. А вы бы тогда увидели, что я не скуп, не лжив и не труслив!» (Бухари, «Джихад», 24)

В то время, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) раздавал трофеи людям, они так навалились на Него, что Он, говоря об одном из предыдущих Пророков, сказал:

«Всевышний Аллах направил одного из своих рабов к его племени. Соплеменники избили его и проломили ему голову. А раб тот,  вытирая рукой кровь, стекающую с его лба, сказал: «О Господь! Прости мой народ! Ибо они не ведают, что творят!»» (Ахмад, I, 456; Муслим «Джихад», 105)

Сокровенный смысл задержки распределения трофеев нашим Господином (саллаллаху алейхи ва саллям) был понят лишь на десятый день Его пребывания в Джиране. Делегация людей из племени Хавазин, понесшего поражение, прибыла к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Они сообщили Ему о том, что стали мусульманами. И поэтому они потребовали возвращения им назад пленников своих и своего добра. В это время некто из племени бани Са`да, встав с места, сказал следующие слова:

– О Посланник Аллаха! Вот эти женщины, что сидят в тени, Твои молочные тетушки, которые, вскормив Тебя своим молоком, вырастили Тебя! Если бы наши женщины вскормили своим молоком королей Шама или Ирака, и мы, попав в такую же ситуацию, как сейчас, попросили бы у них благодеяния и милости, они не пожалели бы этого для нас. А между тем, Ты самый благословенный и добродетельный из всех тех, кто был вскормлен молоком женщин, у которых Ты был на попечении!

Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в ответ:

Я задержал распределение трофеев до сегодняшнего дня! Но вы сильно запоздали. Теперь же выбирайте что-нибудь одно: или ваших пленников, или же что-нибудь из вашего добра!

Делегация предпочла своих пленников.

Я возвращаю вам пленников, которые выпали на мою долю, а также на долю сынов Абдульмутталиба. За остальными пленниками приходите завтра, после обеденного намаза!»

На следующий день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собрал своих асхабов и рассказал о случившемся. Сообщив им о том, что Он отпустил на волю пленников, выпавших на его долю, сказал:

«Если кто-то из вас желает отдать своих пленников безвозмездно, по велению своей души, поскольку ему нравится доставлять удовольствие своим братьям, то пусть он поступит так! Если же кто-либо не пожелает отдать безвозмездно пленников, выпавших на его долю, тогда мы заплатим то, что причитается ему, при первой же благоприятной возможности, которую нам любезно пожалует Аллах! И пусть тот, кто пожелает это, поступит подобным образом!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к асхабам с этой речью, потому что пленники по праву принадлежали им. В связи с тем, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), отпустив на свободу своих пленников, попросил также и их поступить подобным образом, все асхабы, желая удостоиться той же добродетели, с радостью на душе сказали:

«А мы дарим своих пленников Пророку Аллаха!» (Бухари «Магази», 54; Ибн Хишам, IV, 134-135)

Вот так племени Хавазин в тот день были возвращены тысячи пленников без всякого выкупа, совершенно безвозмездно. История никогда прежде не была свидетельницей подобной картины, когда в течение одной минуты шесть тысяч пленников, благодаря этическим нормам Ислама, которым нет равных, и которые привил своей общине Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), были отпущены на свободу совершенно безвозмездно.

Это проявление, не имеющее себе равных, чувств верности и благодарности за молоко, которым Он был вскормлен. Какой это прекрасный урок добродетели жестокому и несправедливому обществу! Тогда как человек часто не вспоминает о добре, оказанном ему когда-то давно, так что и следы этого стерлись в его памяти! В подавляющем большинстве случаев с понятием «верность» мы сталкиваемся лишь в словарях в виде напечатанного слова. В результате этой бесподобной благовоспитанности и щедрости асхабов, все племя Хавазин целиком приняло Ислам. Вождь племени Малик бин Авф, находившийся в ту пору в Таифе, узнав о ситуации, был изумлен произошедшим. Он удостоился чести принятия Ислама после того, как Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пригласил его к Себе. Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подарил ему 100 верблюдов и удостоил его снова чести стать вождем своего племени.[2]

Урок, который следует извлечь из этого, заключается в том, что наилучшим видом или способом сообщения (таблига) истины Аллаха человеком является его прекрасный нравственный облик, его добропорядочность. Кроме того, уроком является осознание того, что политика, основанная на здравомыслии, является поводом к благоденствию. И этот случай позволяет осознать величину ущерба, который может быть нанесен в результате неразумных, безрассудных действий и поступков.

 

*

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) распределил трофеи самым наилучшим способом. Трофеи были разделены на 5 частей, четыре из них были отданы воинам, а одна была оставлена государственной казне. Распоряжение государственной казной же принадлежало Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и это было его правом. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вырвав у стоящего перед ним верблюда один волосок, сказал своим асхабам до распределения трофеев:

«Я не имею интереса к вашим трофеям, даже ни на один волосок от верблюда. Отчего же вы проявляете нетерпение? Если бы трофейного добра было столько, сколько в этой долине имеется камней и деревьев, я бы раздал его вам. Если я отделяю от них одну пятую часть, то и она будет израсходована на нужды бедных людей, находящихся среди вас». (Муватта «Джихад», 22; Ахмад, V, 316)

Одну пятую часть трофеев, которые, согласно Божьему заявлению, были вверены Пророку Аллаха, в виде больших паев раздали тем, кого хотели приобщить к Исламу так называемым «Муаллафаи-Кулуб».

Один из их числа, Хаким бин Хизам (радыйаллаху анху), рассказывает:

«Я попросил у Посланника Аллаха выделить мне некоторое количество добра, добытого во время войны. Он выделил мне сто верблюдов. Попросил еще раз, и Он опять выделил мне сто верблюдов. Я попросил в третий раз, Он дал мне еще сто верблюдов. Потом Он сказал мне:

– О Хаким! Это добро и в самом деле притягательное, соблазнительное и приятное. Тот, кто возьмет без жадности и алчности его, тому это добро принесет счастье и благоденствие. Но не будет счастья и благоденствия для того, кто возьмет это добро алчно, впившись в него глазами. Это можно сравнить с человеком, который все ест и ест, но никак не может наесться досыта. Дающая рука гораздо благословеннее, чем рука берущая!

Тогда я сказал:

– О Пророк Аллаха! Клянусь именем Аллаха, пославшего Тебя с истинной религией! Пока я буду жив, я не приму ничего ни от кого, кроме как от Тебя!»

Хаким (радыйаллаху анху), взяв двести верблюдов, данных ему Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), остальные сто верблюдов оставил. Настал день, когда Высокочтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) пригласил Хакима, чтобы вручить ему его долю от трофейного добра. Однако Хаким воздержался от того, чтобы взять его. Гораздо позднее Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) пригласил его, чтобы вручить ему что-то из трофеев. Хаким (радыйаллаху анху) вновь отказался принять трофейное добро. В связи с этим Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) сказал:

«О мусульмане! Вы свидетели того, что я вручал ему его долю от трофейного добра. Однако Хаким воздержался от того, чтобы взять его».

В другой раз Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) пригласил его для того, чтобы вручить ему что-то из трофеев. Хаким (радыйаллаху анху) вновь отказался принять трофейное добро. Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) сказал:

«О мусульмане! Вы свидетели того, что я вручаю ему его долю от трофейного имущества, выделенную Аллахом, однако он не хочет принимать».

После смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) до самого конца своей жизни Хаким (радыйаллаху анху) не принимал ничего от кого бы то ни было. (Бухари «Васайа», 9; Вакиди, III, 945)

Сафван бин Умеййа – один из авторитетных людей среди мушриков Курайша. Несмотря на то, что он не был мусульманином, он не отходил от Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время сражений при Хунайне и Таифе. В то время, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ходил, рассматривая собранное в Джиране трофейное имущество, Сафван также, находясь рядом с ним, изумленно смотрел на долину, заполненную верблюдами, овцами и пастухами. Наш Господин Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) краешком глаза заметил его состояние. Обращаясь к нему, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Абу Вахб! Что, очень понравилась долина?

Сафван ответил утвердительно. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Тогда пусть и долина, и все, что находится в ней, будут твоими!

Сафван, не сумев сдержать себя, сказал:

– Ничье сердце не может быть в такой степени великодушным, кроме сердца Пророка!

Сказав эти слова, он произнес слова Шахады и стал мусульманином. (Вакиди, II, 854-855)

Позже Сафван (радыйаллаху анху), вернувшись к племени Курайша, сказал своим соплеменникам:

«О мой народ! Станьте мусульманами. Валлахи! Мухаммад, оказывая благодеяния, так одаривает! Он совсем не боится бедности, нужды и недостатка!» (Муслим «Фадаиль», 57-58)

Абу Суфьяну, Акру бин Хабису, Уйейне бин Хисну, Аббасу бин Мирдасу, Малику бин Авфу и им подобным людям, чьи сердце необходимо было смягчить, а затем приобщить к Исламу, а число таких людей составило около сорока, таким образом были вручены щедрые, ослепительные дары.[3]

Поэт по имени Аббас бин Мирдас, сочтя, что количество добра, данного ему, мало, написал укоризненное  стихотворение в адрес Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха, услышав об этом, позвал его и сказал:

Я отрежу тебе язык!

Еще раньше наш Господин Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), предупредив Биляла Хабаши (радыйаллаху анху), сказал ему: «Когда я велю тебе отрезать его язык, дай ему одно платье!»

Затем Он сказал Билялу:

– О Билял! Ну-ка, веди его и отрежь ему язык!

Когда Билял, взяв Аббаса за руку, вел его, Аббас стал истошно кричать, говоря:

– О Пророк Аллаха! Он отрежет мне язык! О Мухаджиры, он что, отрежет мне язык?

Билял же продолжал тащить за собой Аббаса. Когда вопли и крики Аббаса усилились, высокочтимый Билял сказал:

– Тише! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел мне дать тебе платье, чтобы заставить замолчать тебя!

В итоге Билял Хабаши (радыйаллаху анху) дал успокоившемуся Аббасу еще одно платье. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) же выделил ему сто верблюдов. (Ибн Са`д, IV, 273; Муслим «Закят», 137)

В это время Са`д бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху) сказал:

– О Посланник Аллаха! Ты оставил без внимания такого бедного человека, как Джуайл бин Сурака, а такому богатому и влиятельному человеку племени, как Акра, дал сотни верблюдов!

Наш Господин – Свет бытия – сказал в ответ:

Клянусь Аллахом, в чьих Могущественных руках находится моя жизнь, что даже если такими людьми, как Уйейна и Акра, наполнится вся земля, все же Джуайл будет благословеннее их всех, вместе взятых! Однако Я поддерживаю их для того, чтобы приобщить к Исламу, Джуайла же, крепко-накрепко привязанного к Исламу, Я препоручаю тем высочайшим наградам, которые уготованы для него в вечном мире! (Ибн Хишам, IV, 143; Ибн Са`д, IV, 246)

Выделение в большом количестве трофеев людям, которых Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) желал приобщить к Исламу, вызывало беспокойство среди некоторой части асхабов, неверно истолковавших действия Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Зу`л-Хувайсира из рода бани Тамима даже дерзнул сказать так:

– О Пророк Аллаха! Соблюдай справедливость!

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сильно опечалившись, сказал в ответ с укоризной в голосе:

Неужели это не так? Если и Я не соблюдаю справедливость, то кто же ее тогда соблюдает? (Муслим «Закат», 148)

Спустя немного времени были ниспосланы следующие священные аяты:

 

 

وَمِنْهُم مَّن يَلْمِزُكَ فِي الصَّدَقَاتِ فَإِنْ أُعْطُواْ مِنْهَا رَضُواْ وَإِن لَّمْ يُعْطَوْاْ مِنهَا إِذَا

هُمْ يَسْخَطُونَ وَلَوْ أَنَّهُمْ رَضُوْاْ مَا آتَاهُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَقَالُواْ حَسْبُنَا اللّهُ سَيُؤْتِينَا اللّهُ مِن فَضْلِهِ

وَرَسُولُهُ إِنَّا إِلَى اللّهِ رَاغِبُونَ

 

Значение: «Среди них есть такие, кто злословит о тебе из-за милостыни. Если им перепадет что-либо из милостыни, то они рады; а если же не перепадет, то они сердятся. О, если бы они довольствовались тем, что даровал им Аллах и Его Посланник и сказали бы: «Довольно нам Аллаха. Он дарует нам от Своей щедрости, и Его Посланник [дарует по Его указанию]. Воистину, мы жаждем только [милости] Аллаха!»» (Сура «Ат-Тавба», 58-59)

В этих священных аятах сообщается о том, что распределение трофеев, совершенное руками Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), на самом деле было совершено самим Всевышним Аллахом. Также определена разница между сердцем кальби-салим, принадлежащим человеку благодарному, который живет так, как велит Коран, и сердцем, принадлежащим человеку недальновидному и алчному.

Подавляющее большинство из тех, кто сетовал и предъявлял претензии, составляли Ансары. Хотя для этих щедрых даров Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не были использованы богатства, предназначенные для общего распределения. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для своих благодеяний использовал товары, называемые «фей», которые составляли одну пятую часть всех добытых трофеев, и которыми распоряжался Он по своему усмотрению. Однако даже это взбудоражило молодых Ансаров.[4] Для того чтобы предотвратить возникшие протесты такого рода, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собрал всех Ансаров. На этом собрании не было никого, кроме Ансаров. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) напомнил им о тех милостях, которые им оказал Всевышний Аллах, и обратился к ним со словами:

О Ансары! Я узнал о вашей печали, вызванной вашими мыслями обо Мне. Однако скажите Мне, разве Всевышний Аллах не указал вам путь истины через Меня, когда вы были заблудшими мушриками? Разве Всевышний Аллах не сделал всех вас богатыми людьми с Моим приходом к вам в то время, когда вы нищенствовали? Разве Всемогущий Аллах не объединил вас, примирив друг с другом вместе с Моим приходом, в то время когда вы были терзаемы ненавистью и враждой, которые вы испытывали друг к другу?

В ответ на все эти вопросы, заданные Ансарам, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал следующие слова:

– Благодарность и признательность за все Аллаху и Пророку Его!

Благородный Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получив этот ответ, произнес следующие многозначительные и эмоциональные слова:

О Ансары! Я бы подтвердил ваши слова, сказав, что вы говорите правду, если бы вы сказали Мне: «Ты пришел к нам, когда твой народ опроверг Тебя, Тебя утвердили мы, когда твой народ отрекся от Тебя, оставив без внимания. Тебе оказали помощь мы, мы раскрыли для Тебя свои объятья, когда твой народ прогнал Тебя. Ты был бедным и терпел нужду, а мы сделали Тебя своим компаньоном!»

О Ансары! Но разве справедливы ваши упреки в том, что я вручил другим мирское добро? Не оттого ли вам стало тесно, вы не в духе и вы раздражены, что Я, понадеявшись на силу, совершенство и крепость вашей веры в Аллаха, лишил вас этих мирских благ, не имеющих большого значения. Это имущество Я отдал людям, дабы приобщить их к Исламу, согрев их сердца? О Ансары! Разве вы не желаете возвращаться в ваши дома со своим Пророком, в то время как все возвращаются домой с полученными товарами?»

После этих слов Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) слезы, накопившиеся у Ансаров, хлынули из их глаз, подобно ручьям. Теперь они, громко рыдая, говорили:

– О Посланник Аллаха! Мы желаем идти с Тобой!

Говоря эти слова и плача, они словно освежали и обновляли то чувство любви, которое они испытывали к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), видя проявление смирения и покорности Ансарами, в порядке похвалы и одобрения сказал им:

О Ансары! Вне всякого сомнения, Я хотел бы быть одним из Ансаров, если бы не честь и добродетель Хиджрата… О Ансары! Если бы все шли, придерживаясь одного пути, Я бы пошел путем Ансаров!

После того грустного собрания со стороны Ансаров были слышны следующие слова:

«Нам достаточно Пророка Аллаха!»

Вот так, благодаря словам Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), была исцелена душевная рана, открывшаяся в результате непонимания истины. (Бухари «Магази», 56; Муслим «Закят», 135; Хайсами, X, 31).

Из этого образцового поведения Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мы можем извлечь для себя немало уроков. Человек по своей природе устроен так, что его можно завоевать при помощи благодеяний и доброты. Тот, кого облагодетельствовали, если это враг, то вражда его исчезает, если он находится посередине, то он становится гораздо ближе, если находится рядом – дружеские чувства его усиливаются.

Случай распределения трофейного добра является одним из ясных проявлений того, что Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) –  это наилучший образец для подражания.

 

*

После того, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пробыл тринадцать дней в Джиране, Он, облачившись в одежду паломника (ихрам), отбыл с намерением совершить малый хадж.[5] Вот почему стало считаться более добродетельным для совершения паломничества жителям Мекки и ее окрестностей облачаться в ихрам в Джиране.

 

 


[1] Ибн Са`д, II, 152.

[2] Ибн Хишам, IV, 137-138.

[3] Вакиди, VI, 944-947.

[4] Камиль Мирас «Перевод Таджрида», X, 341.

[5] Бухари «Умра», 3; Тирмизи «Хадж», 92 / 935.

fondihlas.ru

от admin

Добавить комментарий