Вопрос о наследстве
В это время были ниспосланы аяты, имевшие отношение к вопросу о распределении наследства. Ибо после событий в Ухуде в этом вопросе возникло немало путаницы. Брат Сада бин Раби (радыйаллаху анху), павшего смертью великомученика в сражении при Ухуде, забрал себе все его наследство, не оставив ничего его двум дочерям, поскольку это было обычаем людей, живших в период невежественности – джахилии. В период джахилии женщинам и девушкам не придавали никакого значения и не ценили их, у них не было права на наследство. Ислам положил конец этому невежественному обычаю:
يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاء
فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا
النِّصْفُ وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن
كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ
فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي
بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ
نَفْعاً فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيما حَكِيماً.
Значение: «Аллах предписывает вам завещать [наследство] вашим детям так: сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей. А если оставшиеся дети — женщины числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же осталась всего одна дочь, то ей принадлежит половина наследства. А родителям умершего, если у него к тому же остался ребенок, принадлежит каждому по одной шестой того, что он оставил. А если же у умершего нет ребенка, и ему наследуют родители, то матери достается одна треть наследства. Если же у умершего есть братья, то матери принадлежит одна шестая после вычета по завещанию и выплаты долга. Вы не знаете, кто вам больше приносит пользы — родители ваши или сыновья, и установил Аллах закон [наследования]. Ведь Аллах — Знающий, Мудрый». (Сура «Ан-Ниса», 11)
Вот так впервые в истории Ислама осуществилось распределение наследства между наследниками Сада бин Раби (радыйаллаху анху).[1] Ислам в законе о наследстве соблюдает справедливое равновесие долей наследства и обязанностей. Мужчине, несущему большие по сравнению с женщиной расходы, выдается большая доля. Ибо ответственным лицом семьи в вопросах материальных издержек, начиная с выкупа за невесту, расходов на свадьбу и кончая содержанием дома, является мужчина.
То есть, в исламском праве, касающемся вопросов наследования, различный подход к мужчине и женщине лежит в различии их обязанностей и меры ответственности. Между этими двумя субъектами создано сбалансированное равновесие. Поскольку на женщине лежат такие трудные обязанности, как защита рода, забота о детях, их воспитание, обеспечение порядка в семье, на нее не возложена ответственность за содержание семьи. Поэтому ее доля в наследстве уменьшена вполовину. И доля эта была дана им с учетом того, что части женщин не удастся выйти замуж или же женщина окажется в ситуации развода.
Таким образом был учтен целый ряд личных запросов и потребностей женщин. Женщинам были любезно подарены Аллахом такие достоинства, как глубина чувств, утонченность, нежность, сострадательность, стыд, самоотверженность, преданность, а также такие отличающие их от мужчин особенности, как уход за детьми, забота о потомстве. Их устройство хрупко, изящно, чувства необыкновенно сильны, у них развито чувство сострадательности и сердобольности. Поэтому, встречаясь на различных этапах жизни с целым рядом неожиданностей, они иногда становятся телесно и душевно слабыми и незащищенными. Вот почему в Исламе свидетельство женщины считается неполным, незавершенным. Сделавшие этот факт «притчей во языцех» и совершающие нападки на Ислам люди, не учитывая совершенства этого правила, возникшего из неизменных специфических особенностей женщины, делают вид, будто они не замечают этого, то ли из-за злобности, то ли из-за злонамеренности.
А истина заключается в том, что Всевышний Аллах создал все сущее и каждую его частицу для определенного назначения, наделив их для осуществления намеченной Им цели физической (биологической) и душевной (психологической) структурой. Всевышний Творец, обязав мужчину быть ответственным за содержание дома, за защиту рода, создал его телесно более крепким и душевно более стойким, дабы он мог выполнять возложенную на него миссию достойным образом. Женщина же была создана для того, чтобы нести ответственность за заботу о потомстве, за воспитание детей, а также для того, чтобы защищать их и ухаживать за ними в то время, когда они еще слабы и беспомощны. Ее миссия требовала того, чтобы она была наделена не физической, телесной силой, а гораздо более глубокими чувствами. Женщине как божий дар была дана сверхчувствительность, чтобы она могла держать в полных глубокой любви и сострадания объятьях свое дитя, когда оно еще беспомощно и беззащитно. Если бы на женщину-мать с ее тонкой душевной организацией, на этот источник сострадания была бы возложена непосильная для нее обязанность, противоречащая цели ее создания, то результат был бы негативным. Поэтому вероятность того, что женщина, посочувствовав виновному и пожалев его, может сбить с толку и ввести в заблуждение правосудие, весьма велика. А это – одна из мудрых сокровенных причин Божественного решения вопроса о том, что ее показание является несовершенным. С другой стороны, Ислам упорядочивает свидетельство согласно психической структуре человека. Где это уместно, свидетельство мужчины не принимается во внимание, а свидетельство женщины там, где оно уместно, принимается полностью. К примеру, в вещах, которые невозможны для мужчин, поскольку они не осведомлены о них Господом, считается уместным свидетельство женщин.[2]
Люди, утверждающие в связи с вопросом о свидетельстве, что женщина считается человеком с изъяном – «недочеловеком», не понимают или не хотят понять, что Ислам стоит в стороне от подобного рода обвинения. Установления Ислама создают справедливое равновесие между правами и обязанностями с учетом неизменных, данных от природы, особенностей человека, беря во внимание все общество в целом. Женское совершенство проявляется в защите и сохранении данных ей Аллахом прекрасных способностей. Если же женщина использует специфические, данные только ей особенности в направлении, противоположном тому, которое указал Всевышний Аллах, распрощавшись со своей истинной сутью, то это губит ее достоинство, делает ее несчастной и лишает ее покоя. Так она погасит огонь семейного очага, а жизнь общества оскудеет.
В наше время между мужчинами и женщинами происходит искусственная противоестественная гонка за равноправием. Это соперничество неестественно, ибо оно противоречит особенностям женщины, заложенным от природы. Ибо оно ранит и уязвляет семью, наносит ущерб добродетели, достоинству женщины-матери.
Участившиеся в наши дни случаи прерывания беременности – это модернизированный вид преступления, которое сродни закапыванию живьем маленьких девочек во времена джахилии. Между изнуренной и выбившейся из сил женщиной нашего века и женщиной века джахилии осталась лишь разница в гардеробе, то есть в манере одеваться. А это — катастрофа для общества, которая возникла в результате бездуховного материалистического воспитания и обучения.
[1] Ахмад, III, 352-375.
[2] «Маджалла», ст. 1685.