Молитвы и воззвания, это признание рабом его немощности, и прощение Его снисхождения и помощи, возвеличивая Всевышнего Аллаха и признаваясь Ему в (своей) любви. Взывание, то есть, воззвание к Аллаху, являясь проявлением немощности раба и прибеганием за помощью лишь к Нему одному, имеет в религии весьма важное значение.
Раб должен обращаться в мольбах своих ко Всевышнему не только словестно, но и с чистым сердцем. Он должен обращаться ко Всевышнему с такими чувствами и расположением духа, когда сердце его ощущает нечто между «страхом и надеждой». Молитва должна зарождаться в сердце, которое должно чувствовать благоговенье перед тем, с чем оно обращается к Аллаху. Если же человек молиться за прощенье своих грехов, то он должен обращаться к Аллаху с твердым намерением и уверенностью что никогда больше не желает вернуться к содеянному им. Шейх Мавляна говорил об этом так:
«Обращайся к Господу и взывай к Нему с сердцем полным огня и раскаяний и сожалений, с глазами, полными от слез! Ведь цветы расцветают лишь там, где солнечно и влажно!»
Верующий, будучи рабом Господа своего, всегда должен пребывать в душевном стремлении к Нему. Истинное религиозное воспитание требует и того, чтобы упование верующего раба, всегда ждали своего времени, чтобы вылиться в слова воззвание и молитв к Аллаху. Ведь именно молитвы являются теми дверями, которые открывают сердце Аллаху. В священном аяте говорится:
«Когда тебя [о Мухаммад,] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне…». (Аль-Бакара, 186)
Молитвы, с которыми верующий обращается к Аллаху часто, запечатлеваются в душе и сердце его, перерастая в глубокие чувства и необуздаемые эмоции, отражаются на личности его, становясь неотъемлемой чертой его характера. Именно поэтому великие личности и возвышенные души, всегда живут с воззваниями и молитвами.
Молитва, это обращение ко Всевышнему, осознавая немощность свою перед его всемогуществом, и покорное склонение перед ним головы, представ перед ним наедине. Ведь для того, чтобы молитвы были услышаны, действительно следует признать в них свою немощность и несовершенство, ведь молитвы, это ничто иное, как упование на божье милосердие.
Тому, каким должно быть обращение раба к Аллаху, лучше всего нас научил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он совершал молитвы и обращаясь ко Всевышнему с чувствами немощности и беззащитности, молился до тех пор, пока от усталости не опухли его ноги, а глаза не взбухали от слез. Он любил обращаться к Аллаху точно зная того, чего желает, и не обращался к Нему, не прося ни о чем.[1]
«Самое близкое положение раба к его Господу, это земной поклон. Поэтому, совершая его, побольше просите Его, взывая к Нему!» (Муслим, Салят,215) — советовал он.
Помимо личного обращения к Аллаху с мольбами, верующий должен уметь заслужить благой молитвы за него и его верующих братьев, а также бедных, слабых и нуждающихся людей. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Нет молитвы, которая услышиться быстрее той, что произносит верующий, за отсутствующего брата своего». (Тирмизи, Бирр, 50/1980)
Об этом говорил и Мавляна (рахаматуллахи алейхи):
«Ты давай себя, свое состояние и имущество так, чтобы завоевать при этом чье-то сердце! Ведь молитва ее, станет для тебя во мраке вечной жизни светом!..»
Некоторые картины превосходства
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если мусульманин, который не помышляет ничего дурного, и не разрывает родственных уз, попросит у Аллаха чего-нибудь, то Аллах непременно ответит ему, или отдалит от него одно из несчастий».
На что асхабы стали говорить:
«Ну тогда у нас есть много чего желать от Аллаха!». На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Милость Аллаха намного безграничнее, чем то, чего вы желаете». (Тирмизи, Даават, 115/3573; Ахмад, III, 18)
Всевышний Аллах никогда не отвергает искренних молитв. Однако и не отвечает на некоторые из них, если те не соответствуют предопределенному Им. Вместе с этим и раб не должен отчаиваться в молитвах своих, и продолжать просить Аллаха. Ведь даже если он не увидит в этой жизни, того, чего просил в ней у Аллаха, это будет означать, что это перешло в его жизнь иную. Ведь Сам Всевышний повелевает: «..Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу…». (Аль-Мумин, 60)
Посланник же (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Каждая молитва раба будет услышана, если он не желает ничего дурного, или не желает разорвать родственных уз, а также, если он не окажется торопливым».
Его спросили:
«Что же означает быть торопливым?»
На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:
«Нередко раб говорит: «Сколько бы я не просил Аллаха, Он все не отвечает мне». Желая, чтобы на его молитвы было отвечено немедленно, оставляя, таким образом, и молитвы и прощения у Аллаха». (Муслим, Зикр, 92)
Ведь даже просьба Пророка Закариййи (алейхиссалям), даровать ему благого ребенка: «…Господи! Не оставляй меня одиноким…», (Аль-Анбия, 89), был выполнена Аллахом лишь сорок лет спустя, когда он был одарен Яхьей (алейхиссалям).[2]
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел человека, который, завершив молитву не произнес слов благословения Пророку и сказал тому:
«Этот человек поторопился», и, позвав человека к себе, и во всеуслышанье сказал:
«Когда кто-либо из вас желает помолиться, пусть, прежде всего воздаст хвалу Всевышнему Аллаху, затем передаст мне свое благословение и приветствие. Затем пусть просит у Аллаха чего пожелает». (Тирмизи, Даават, 64/3477)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал мусульманам молиться за своих собратьев, будь то в их присутствии, или наедине. Однажды, когда Омар (радыйаллаху анху) пришел отпроситься у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) отлучиться, чтобы совершить паломничество, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ему говорил:
«Не забудь, брать, упомянуть и нас в своих молитвах!» (Тирмизи, Даават, 109/3562)
Объясняя свои тогдашние чувства, Омар (радыйаллаху анху) говорил:
«Эти слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так взволновали меня, что если бы мне дали власть над всем миром, это не обрадовало бы меня больше чем они». (Абу Дауд, Витр, 23/1498)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Каждая молитва, которую произносит мусульманин за своего брата по вере в его отсутствии, непременно принимается Аллахом. Когда кто-то молится за кого-либо из своих собратьев, ангел, который наблюдает за этим говорит: «Пусть Аллах примет твою молитву, и даст того же и тебе!» (Муслим, Зикр, 87,88; Ибн Маджа, Манасик, 5)
Поэтому мы должны молиться за братьев наших, а также стараться заслужить их благих молитв и в наш адрес.
Так как самым ценным, что может быть в этой жизни является богобоязненность, то самым первым, чего мы должны просить у Аллаха в своих молитвах, должна быть именно она. Так, однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек и сказал:
«О Посланник Аллаха! Я выхожу в дорогу, помолись за меня».
На что Пророк Аллаха сказал:
«Пусть Аллах одарит тебя богобоязненностью».
Тогда человек, сказал:
«Можно ли еще чего-нибудь, о Посланник Аллаха!»
На что тот говорил:
«Пусть Аллах простит твои прегрешения».
Сподвижник же продолжал:
«Еще чего-нибудь, о Посланник Аллаха, пусть отец мой и мать станут выкупом за жизнь Твою!»
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пусть Аллах облегчит тебе совершение благодеяний, где бы ты ни находился». (Тирмизи, Даават, 44/3444)
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после слов Пророка Ибрахима (алейхиссалям): «Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков], — мой [по вере]…» (Ибрахим, 36) и слов Пророка Исы, (алейхиссалям), «Если ты накажешь апостолов, то ведь они — Твои рабы. Если же простишь им, то ведь Ты — великий, мудрый». (Аль-Маида, 118), сказал:
«О, Аллах! Сохрани мою умму, будь к ней милостлив!»
Видя это Всевышний Аллах послал к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) ангела Джабраила, со словами:
«О Джабраил! Господу Твоему известно все, спроси у Мухаммада, почему тот плачет».
Когда ангел Джабраил (алейхиссалям), спросил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) об этом, тот сказал ему, что беспокоится за свою умму, и поэтому плачет. Возвратившись, Джабраил рассказал Всевышнему, что сказал ему Пророк, на что Аллах говорил:
«О Джабраил! Ступай к Мухаммаду, и скажи ему: «Мы оставим тебя довольным уммой твоей, и никогда не побеспокоим тебя». ( Муслим, Иман, 346)
Таким вот сострадательным и привязанным своей умме был Посланник Аллаха. Мы же, размышляя над этим хадисом, должны отчитывать себя в том, насколько нашли любовь и привязанность к нему крепки, насколько мы следуем его сунне в своих поступках, и насколько наш нрав соответствует его благонравию.
Ибн Аббас (радыйаллаху анху), говорит:
«Однажды ночью, я слышал как Пророк Аллаха после молитвы произнес следующее:
«О Аллах! Я прошу Тебя такой милости, которая наставит сердце мою на путь истинный, приведет в порядок все мои дела, рассеянность в них заменит собранностью, украсит мой внутренний мир совершенством веры, а внешний облик мой, благими деяниями, придай деяниям моим чистоты и искренности, одари меня постоянством, верующим к Твоему благоволенью, дай мне преданного товарища, который стал бы мне другом, и упаси меня от всяческих бед и зла! О Аллах, одари меня такой верой и непоколебимостью, которая не оставляла бы и следа от всяческого неверия. Одари меня таким благом, с которым бы я и в этой мирской жизни и в жизни следующей остался бы дорог в глазах Твоих, достигнув этим великих степеней.
О Аллах! Я прошу снисхожденья Твоего в суждениях Твоих относительно нас, прошу у тебя проницательности тех, кто познал Тебя, жизни, подобной жизни тех рабов Твоих, кого облагодетельствовал Ты милостью Своей, прошу помощи Твоей против врагов Твоих!
О Аллах! Несмотря на ничтожность знаний моих и недостаточности моих деяний, я прибегаю за помощью (в мирских и потусторонних делах) лишь к Тебе. Ведь нуждаюсь я в милости Твоей, и лишь Тебе открываю душу свою.
О Том, кто вершит всякое дело, о Тот, кому ведомо что нужно каждому сердцу, О Господь мой!
Я прошу, чтобы ты отдалил от меня наказания адского пламени, подобно тому как разделил моря, прошу тебя уберечь меня от призыва к погибели и от мучений в могиле.
О Аллах! Если кому-нибудь из рабов Своих ты от Милости Своей дал того, что неведомо мне, и чего не постигли еще мои устремления, и я остался в стороне этого блага, то прошу тебя, О Господь миров, одари и меня милостью сей, и я из тех, кто горит желанием быть облагодетельствованным Тобою. О Аллах! О Господь пути истинного и всего, что к нему ведет (как Коран и религия)! В Судный День, когда неверные будут собраны к обещанному им огню адскому, я прошу у Тебя спасенья от огня адского, и прошу вступить в вечность, которая наступит за этим, вместе с приближенными к Тебе и Твоему величию ангелами, прошу Тебя ввести меня в сады райские вместе с теми, кто (в мирской жизни) поклонялись тебе и были верны своим обещаниям. Ты Владыка необъемлемой милости, ты владыка безграничной любви, и Ты творишь, что пожелаешь (и Ты мощен выполнить все, несмотря на бесчисленность и бесконечность желаний и тех, кто их желает).
О Аллах! Сделай нас из тех, кто не заблуждает и не заблуждается, из тех, кто является наставниками истины. Даруй друзьям Своим мир, и сделай нас их друзьями, и врагами Твоих врагов. Мы любим каждого, кто любит Тебя, во имя Тебя Одного. И нам ненавистны те, кто враждует с Тобой, только во имя ненависти Твоей к ним.
О Аллах! Это наши воззвания. Ты властен принять это милостью Своей и Щедротою. Это стремления наши, и ты наша опора.
О Аллах! Дай сердцу моему свет, сделай светлой мою могилу, сделай свет впереди меня, сделай свет позади меня, сделай свет справа и слева от меня, сделай свет надо мной и подо мной, сделай свет в слухе моем и зрении, сделай светлой волосы мои и кожу, мясо мое, мою кровь и кости!
О Аллах, прибавь мне света, дай мне свет, что охватит все (что сказано мной) (и то, чего я не смог охватить своими словами)!
Я прославляю Того, Могущество чье говорит само за себя. Я прославляю Того, чье величие говорит среди рабов Его само за себя.
Я прославляю и восхваляю Того, кто единственный достоин восхваления. Я восхваляю и прославляю Того, чья милость и блага неисчисляемы. Я восхваляю и прославляю Великого и Милостливейшего, Всемогущего и Щедрого. И он пречист от всяких недостатков». (Тирмизи, Даават, 30/3419)
Однажды асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) пожаловались ему на то, что уже давно не было дождя. На что тот потребовал, чтобы приготовили минбар. Ее установили за городом там, где обычно проводят пятничную и праздничные молитвы. Был назначен день, когда люди должны были собраться. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправился туда, чуть забрезжил рассвет. Он взошел на минбар и сел. Возвеличивая Аллаха, воздал Ему хвалу, и произнес следующую молитву:
«Вы пожаловали на засуху, на то, что давно не было дождя. Всевышний Аллах велит, чтобы вы помолились Ему за это, и обещает, что ответит на ваши молитвы».
«Хвала Аллаху, Господу миров. Он Милостлив и Милосерден. Он владыка Судного Дня. Нет Бога кроме Аллаха. Он творит то, что пожелает. О Господь наш! Ты Бог, помимо которого нет иного Бога. Ты богат, мы все нищи. Сниспошли на нас дождь. И сделай нас этим сильными. И сделай так, чтобы его нам хватило на некоторое время!»
Произнеся это, он поднял руки к небу. Он поднял их так высоко, что показалась белизна их у предплечья. Затем он повернулся к людям спиной, одел одежду свою наизнанку, а руки его все были простертыми к небу. Затем он снова повернулся к людям. Сошел с минбара, и совершил два раката молитвы. Сразу же после этого на небе образовались тучи. Сверкали молнии, гремел гром. И с дозволенья Всевышнего Аллаха пошел дождь. Не успев Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вернуться в мечеть, как все вокруг было залито водой. Наблюдая за тем, как люди бегут в свои укрытья, он улыбнулся, и сказал:
Я свидетельствую, что Аллах Могущ над сякой вещью, и, что я Его Посланник». (Абу Дауд, Истиска, 2/1173)
Посланник Аллаха, всегда прося Аллаха о ниспослании дождя, совершал молитву «о ниспослании дождя», и, взывая к Аллаху, произнося определенные слова.
Рассказывает мать правоверных Аиша (радыйаллаху анха):
«Однажды ночью я проснулась и не нашла Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рядом. Я подумала, что он пошел к другим из своих жен. И пошарив руками возле себя, наткнулась на его ноги. Я поняла, что он совершает молитву, и находится в земном поклоне. Прислушавшись, я услышала, что он сильно плачет и говорит:
«О Аллах! Я прибегаю к благоволенью Твоему от гнева Твоего. Прибегаю к прощенью Твоему от Твоего наказания! Нет Бога кроме Тебя, и Я прибегаю к Тебе от Тебе же Самого. Я немощен в воздании Тебе хвалы. И Ты восхвален и прославлен Так, каким Ты Сам восхвалил и прославил Себя!» (Муслим, Салят, 222, Тирмизи, Даават, 75/3493)
Рассказывает Ибн Омар (радыйаллаху анху):
«В день битвы при Бадре, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взглянул на неприятеля, их была целая тысяча. Асхабов его в тот день было триста тринадцать человек.[3] Тогда он, повернувшись к Каабе, поднял руки к небу, и громко произнес:
«О Аллах! Даруй мне то, что обещано мне Тобой! Даруй мне победу. О Аллах! Если ты погубишь эту горстку мусульман, то на земле уже не станет тех, кто будет тебе поклоняться!»
Он так долго и усердно взывал к Аллаху, подняв руки, что его плащ слетел с его плеч. Увидевший это Абу Бакр (радыйаллаху анху) подошел, и накинув плащ на тело Пророка Аллаха, сказал:
«О Посланник Аллаха! Твоих усердий уже предостаточно. И Он обязательно дарует тебе, то, что было обещано Им».
Именно тогда и снизошли аяты Всевышнего: «[Вспомните,] как вы обратились за помощью к своему Господу, и он ответил на ваш зов: Я пошлю вам в помощь тысячу ангелов, следующих один за другим». (Аль-Анфаль,9)
Тот день Всевышний помог верующим Своим ангелами, которые сражались вместе с верующими». (Муслим, Джихад, 59; Бухари, Магази, 4)
Был сахабий по имени Абу Малик. Он занимался совместной с другими торговлей. Он был честным и набожным человеком. Однажды он был в пути. И ему навстречу вышел разбойник и говорил:
«Отдавай мне все, что у тебя есть, я убью тебя». На что Абу Малик говорил:
«Если тебе нужно имущество, забирай!»
Но разбойник продолжал:
«Нет, мне нужна только твоя жизнь».
Тогда Абу Малик сказал:
«Тогда позволь мне совершить молитву».
«Молись сколько угодно!» — отвечал разбойник.
Совершив молитву, Абу Малик произнес следующую молитву:
«О Тот, кто любим сердцем каждого! О Владыка Величественного Трона! Он Аллах, кто властен над каждой вещью! Я прошу тебя защитить меня от разбойника этого, все досягающим могуществом Твоим, необъемлемой Властью Твоею, и во имя света Того, что покрывает Твой Трон! О Аллаха, который всегда своевремен в своей помощи, поспеши мне на помощь!»
Абу Малик повторил эту молитву трижды. И не успел он закончить ее, как откуда-то показался человек верхом на лошади, который несся навстречу тому разбойнику с копьем в руке.
Увидев, что злодей уже лежит мертвым, истекая кровью, Абу Малик спросил у всадника:
«Кто ты? Аллах спас меня с твоей помощью!»
Всадник отвечал:
«Я из обитателей четвертого неба. Когда ты произнес молитву в первый раз, я услышал треск небесных врат. Когда ты повторил ее во второй раз, я услышал гул всех обитателей неба. Когда ты произнес ее в третий раз, было сказано: «Один из тех, кто попал в беду, взывает о помощи!» Услышав это, я пожелал у Аллаха, чтобы я стал тем, кто убьет этого разбойника. Аллах принял от меня эту просьбу, и я явился. Знай же, что молитва любого, кто совершив омовение помолится четыре раката и произнесет эту молитву, будь он в беде, или нет, обязательно примется». (Ибн Хаджар, аль-Исаба, IV, 182)
У матери Правоверных, жены Пророка Уммы Салямы (радыйаллаху анха) спросили:
«О матерь правоверных! Какую из молитв Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил чаще всего, находясь рядом с тобой?». Она отвечала:
«Чаще всего он говорил:
«О Аллах, который поворачивает сердца как пожелает! Сделай сердце мое твердым на Твоей религии!» (Тирмизи, Даават, 89/3522; Ахмад, IV, 182, VI, 91)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) очень часто молился за свою умму и ее наставление. Известно, что он молился и за народ Йемена, сказав:
«О Аллах! Поверни их сердца к нам!» (Тирмизи, Манакыб, 71(3934))
А о жителях Таифа, которые прогнали его из своего селения, побивая камнями, и враждовали с мусульманами вплоть до девятого года по хиджре, он говорил:
«О Господь! Наставь жителей Сакифа на путь истинный! И приведи их к нам!». (Ибн Хишам, IV, 134; Тирмизи, Манакыб, 73/3942)
Посылая же своего племянника Али судьей в Йемен, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), беспокоясь об ответственности возлагаемой на плечи того обязанности, молился о нем. Говорится, что, положив свою ладонь на грудь Али, Пророк Аллаха произнес:
«О Аллах! Наставь его сердце на путь истинный, и пусть язык его следует лишь истине».
Рассказывает Али (радыйаллаху анху):
«После этой молитвы, я никогда не чувствовал никаких сомнений, судя между людьми». (Ибн Маджа, Ахкам, 1)
Во время одного из паломничеств, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) держа одной рукой поводья своего верблюда, а другую подняв к небу, произнес следующую молитву, которая раскрывает его внутренние переживания в служении его Господу.
Вот часть этой молитвы:
«О Аллах! Пусть будет тебе хвала такой, какой Ты Сам велел ей бить, превыше той, что мы воздаем Тебе! О Аллах! Все молитвы, совершаемые мной, все поклонения, жизнь моя и смерть, принадлежат Тебе! И к Тебе я буду возвращен!
О Аллах! Я ищу у Тебя прибежища от мучений после смерти, от леденящих душу наущений, от беспорядка в делах! О Аллах! Я ищу у тебя защиты от зла того, что таят в себе ветра!
О Аллах! Сотвори в очах моих, в ушах моих и в сердце моем свет! О Аллах! Расширь грудь мою! Облегчи мне дела мои! Я ищу Твоей защиты от немощности после здравствия, от внезапных бед, и всех бед, что могут постигнуть меня! О Аллах! Наставь меня на путь истинный! Прости мне былое и грядущее!
О возвышающий в степенях, ниспосылающий благодать и сотворивший небеса и землю Аллах! Все упования и взывания восходят тебе и языки их различны, все просят Тебя лишь Одного! То же, чего прошу Я, это не забвения Тобой меня в этой жизни, пристанище испытаний, где я преданы жителями ее забвению!
О Аллах! Ты слышишь то, что говорю я, видишь, где стою я и знаешь все то, что скрываю. И ни одно из деяний моих не скрыто от Тебя! Я беспомощен, обездолен, и прошу Тебя лишь о помощи и поддержке! Я страшусь и признаю свои недостатки! И я прошу Тебя так же, как просит Тебя любой беспомощный! Я взываю к тебе, также как и любой заблудший грешник взывает к Тебе! Я молю Тебя также, как это делает раб Твой, склонивший пред тобой свою голову, проливающий слезы, жертвующий всего себя ради Тебя лишь Одного, как раб, который простирается по земле пред тобой! О Господи! Не сделай так, чтобы молитвы мои не были услышаны! Будь благосклонен ко мне и милосерден, о самой благой из всех кого просят, о щедрейшей из всех, кто дает!» [4]
Какая чистосердечная молитва, какие слова, показывающие, каким было духовное состояние представшего пред Господом его, Посланника Аллаха, который чист от всяких прегрешений…
А вот молитва, которую произносили некоторые из благочестивых предков наших, будучи на горе Арафата во время паломничества:
«О Аллах! Кто может похвастаться собой пред Тобой? О Аллах! Язык мой, погрязший в грехе, не может и шелохнуться, и нет у меня тех благодеяний, что могли бы приблизить меня к Тебе, и нет другой надежды, кроме как уповать на Милость Твою! О Аллах! Я знаю, что из-за греха моего и недостатков, нет у меня ни лица, с которым я мог бы предстать пред Тобой, и просить прощенья Твоего, ни положения! Однако Ты Щедрейший из Щедрейших! О Аллах! Если я и не достоин Твоего милосердия, то милосердие Твое все ж все досягаемо! Так как милосердие Твое всеобъемлюще! О Аллах! Как бы ни были велики мои недостатки, они никчемны рядом с прощеньем Твоим! Прости же их, о обладатель щедрости Аллах!
Господь мой! Если прощенье Твое лишь для послушных Тебе, то у кого же должны искать спасенья грешники? Господь мой! Если Милость и милосердие Твои лишь для богобоязненных, то у кого должны искать помощи нечестивцы! Каждый миг Я нуждаюсь в Тебе! Ты же не нуждаешься во мне ни на мгновенье! И лишь Ты, будучи Творцом моим, можешь простить меня! Сделай же так, чтобы отсюда я ушел, удовлетворив все свои нужды, исполнив, все свои желания и воплотив все свои мечты!
О Аллах, в Чьих руках то, в чем нуждаются все! О Аллах, который ведает то, что в мыслях их, в момент их безмолвия! О Аллах, помимо которого некого просить помощи! О Аллах помимо которого нет никого, кого бы следовало страшиться! О Аллах, у которого нет визирей, чтобы договориться о встрече с Его Господином, и стражи, через которую нужно пройти! О Тот, Щедрость чья лишь растет с прибавлением желаний и просьб, величие которого лишь приумножается! О Аллах! Ты радушно принимаешь гостей Своих! Мы же гости Твои! Прими же нас в раю! О Аллах! Каждому каравану достается гостинец, каждому желающему, подарок и каждому посетителю оказывают прием! Каждому же желающему блага и награды, дается награда и воздаяние! Все мы вместе пришли к Запретному Дому Твоему! Сейчас мы стоим у одного из столпов его! Находимся на благословенных землях этих! То, чего желаем мы, это воздаяния и награды Твоей» Не сделай же надежды наши тщетными, о Аллах!» [5]
Абу Умама (радыйаллаху анху) говорит:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил очень много молитв, но мы не могли запомнить многие из них. На что мы сказали ему:
«О Посланник Аллаха! Вы прочитали очень много молитв, но мы не запомнили многое из них». Тогда он сказал:
«Хотите я научу вас одно молитве, которая вбирает в себя все молитвы? Говорите:
О Аллах! Мы просим у тебя все то, что просил у тебя раб и Посланник Твой Мухаммад. И мы ищем у тебя защиты от всего того, что искал у тебя защиты раб и Посланник Твой Мухаммад. Помощь только от Тебя. Лишь Ты даруешь человеку в этой жизни и следующей все то, что ему нужно. И сила и мощь, которые необходимы, чтобы остерегаться прегрешений и поклоняться Тебе, лишь у Тебя и с Тобой, о Аллах!» (Тирмизи, Даават, 88/3521)
Анас (радыйаллаху анху) рассказывает:
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) навестил тяжело больного человека. Он спросил его:
«Просил ли ты чего-нибудь от Аллаха?», — на что тот отвечал
«Да, просил, чтобы наказание, уготовленное мне в следующей жизни постигло меня в этой жизни!» На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ему сказал:
«Субханаллах! У тебя не хватет сил на это. Разве ж ты не мог говорить: «..Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (Аль-Бакара, 201)
После чего человек стал молиться подобным образом и вскоре выздоровел. (Муслим, Зикр, 23; Тирмизи, Даават, 71/3487)
Взывая к Аллаху и прося его о чем-либо, мы должны быть внимательными относительно того, что и как мы это просим. Всегда следует просить у Всевышнего блага, добра и благополучия.
В одном из преданий, передаваемых со слов Али (радыйаллаху анху) говориться, что к нему как-то пришел один наемный слуга и говорил:
«У меня нет возможности расплатиться с долгами, помоги мне!». На что тот отвечал ему:
«Хочешь я научу тебя молитве, которой научил меня Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)? Если ты постоянно будешь говорить ее, то даже если у тебя будут долги величиной в гору Себир, то Аллах Всевышний поможет тебе расплатиться с ними», — и продолжил:
«О Аллах! Пропитай меня благим и дозволенным и упаси от запретного! И не сделай меня, Милостью Своею, нуждающимся в ком-то ином, кроме Тебе одном!» (Тирмизи, Даават, 110/3563)
8 августа 1389 года, когда Султан I Мурад Худавендигар входил со своим войском в Косова, поднялась страшная песчаная буря. Ничего не было видно. Это была ночь Бараата. Совершив два раката молитвы, и помолившись Аллаху, с глазами полными от слез Мурад Хан говорил:
«О Господь! Если эта буря поднялась по причине грехов немощного раба Твоего Мурада, то не накажи ни в чем не повинных солдат его!.. О Аллах! Ведь они пришли до сюда лишь для того, чтобы возвеличить Имя Твое и распространить Ислам! О Аллах! Доселе ты не разу не оставлял меня пораженным. И всегда принял мои молитвы. Вот и сейчас я взываю к Тебе, услышь же мои молитвы! Пошли нам дождь! Пусть эта пыль осядет. Пусть мы увидим врага, и встретимся с ним лицом к лицу! О Аллах! Вся власть, и я раб Твой, принадлежит лишь Тебе. Я немощный раб. Нет никого кроме Тебя, кто знал бы мои намерения и тайны лучше тебя. Тебе известно, что я желаю ни имущества и не власти. Я желаю лишь благоволенья Твоего.
О Аллах! Не повергни это мусульманское войско руками неверных! Одари их такой победой, чтобы радовались и признавали все верующие! И если так нужно, то пусть я , раб твой Мурад, буду отдан во имя этого праздника в жертвы!
О Аллах! Не сделай меня причиной гибели стольких мусульман! Помоги им и одари их победой! Ради них я готов жертвовать своей жизнью, лишь бы Ты причислил меня к числу тех, кто отдал жизнь во имя веры!.. Я готов отдать душу ради Исламского войска… Ты вывел меня на тропу священной войны. Поэтому одари меня в конце от милости Своей и мученической смертью!.. Аминь!»
После такого чистосердечного объяснения со своим Господом, Султан с приподнятым настроением стал читать Коран. Не прошло и много времени, как небо покрылось тучами, и над Косовской долиной пролился дождь. Ветер стих. Пыль осела…
После всех этих явлений, враг был атакован. Сражение длилось восемь часов, и победа досталась мусульманам.
После сражения Мурад Хан ходил по месту сражения, осматривая убитых и раненых. Из кучи тел, вдруг поднялся раненый серб и сказал:
«Отпустите меня, я желаю целовать руку Султана и стать мусульманином!» Притворившийся раненым Серб, сделав вид, что целует Султану руку, нанес ему ножом смертельные раны в грудь. И Мурад Хан, который так недавно молился о подобном своему Господу, испил там чашу мученической смерти…
Иначе говоря, молитвы это суть всякого служения и поклонений. Ведь не может быть ничего, что могло бы Аллаху нравиться больше чем, объяснение Ему рабом Его своей беспомощности, упования на Него лишь Одного. И поэтому Аллах гневается на каждого, кто желая поднять руки к небу и воззвать к нему, ничего у Него не просит. Ведь в аяте говорится: «Скажи [Мухаммад, неверным]: «Мой Господь не станет заботиться о вас, если вы не воззовете [к Нему]…». (Аль-Фуркан, 77)
Молитвы и воззвания это ключи от дверей милости, оружие верующего, опора религии и свет земной жизни. Тем, кому были открыты двери молитвы, тому открылись и двери всего блага, мудрости и милости. Тот, кто желает, чтобы его молитвы были услышаны в невзгодах, должен молиться и взывать к Аллаху и Тогда, когда у него все благополучно. Нужно знать, что великие и возвышенные души, живут в постоянном воззвании и молитвах.
[1] Абу Дауд, Витр, 23/1482.
[2] См. Марьям, 7-8; Ибн Аллан, Далилуль-Фалихин, IV, 311-312.
[3] См. Бухари, Магази, 6; Тирмизи, Сияр, 38/1598.
[4] См. Ибн Касир, аль-Бидая, V, 166-168; Хайсами, III, 252; Ибн Каййым, Задуль-Маад, Бейрут 1995, II, 237.
[5] См. Газали, Ихйау Улумид-Дин, Бейрут 1990, I, 337-338; Байхаки, Шуабуль-Иман, II, 25-26.
fondihlas.ru