Такого горя лучезарная Медина не знала со времён смерти Посланника Аллаха ﷺ. Это в какой-то степени напоминало понедельник, 12-ое число Раби аль-Авваль, когда Пророк ﷺ перешёл в мир иной. Медина пребывала в трауре, она скорбела по Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), по самому достойному человеку после всех пророков (мир им), по тому, чьё истинное величие известно лишь одному Всевышнему.
Это была невосполнимая потеря, самое настоящее бедствие для исламской уммы. Отец Абу Бакра Абу Кухафа, переживший своего сына, услышав вопли на улицах Мекки, назвал случившееся великой бедой.
Предсмертная болезнь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) продолжалась в течение 15 дней. Он страдал от сильной лихорадки, которая не давала ему возможности руководить джамаат-намазом. Функции имама были возложены на Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
Точно так же два года назад Абу Бакру приходилось замещать тяжело больного Пророка ﷺ в коллективной молитве. В этом можно заметить некую преемственность. Чувствуя приближение своего конца, Абу Бакр оставил завещание и несколько высказываний, которые говорят о степени его набожности.
Обращаясь к своей дочери госпоже Айше (да будет доволен ею Аллах), Абу Бакр сказал: «Дочь моя! Мы занимали руководящую должность, но не присвоили ни дирхама, ни динара. Мы, как и другие мусульмане, ели чёрствую еду, носили, как и они, грубую одежду. Из мусульманской казны в нашем распоряжении остаётся лишь этот эфиопский раб, верблюд и отрез старого бархата. Когда я умру, передай всё это Умару».
Это предсмертное завещание Абу Бакра настолько тронуло Умара, что он заплакал и при этом трижды повторил: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Он оставил в затруднительном положении тех, кто остался после него». Новоиспечённый халиф Умар под этими словами подразумевал, что практически невозможно быть таким же, как Абу Бакр.
В другой версии Абу Бакр, находясь при смерти, сказал: «По настоятельной просьбе Умара моё жалованье в халифате (в годы правления) составило 6 тысяч дирхамов. Компенсацией за это пусть будет мой земельный участок».
Стоит отметить, что до появления Ислама и на заре этой религии Абу Бакр был зажиточным человеком, который успешно вёл торговую деятельность. Затем в самые тяжёлые для Ислама годы Абу Бакр расходовал своё имущество на выкуп рабов-мусульман и их дальнейшего освобождения.
Пожертвования Абу Бакра пошли на целый ряд нужд мусульман. При подготовке к походу в Табук Абу Бакр израсходовал во имя Ислама всё своё состояние, оставив домочадцам, как он выразился, «Аллаха и Его Посланника».
Став халифом, ему пришлось свернуть свою торговлю и заняться делами мусульман. За это ему полагалось жалованье, которое он был вынужден принять, чтобы прокормить свою семью. Но даже это более чем законное жалованье Абу Бакр считал для себя бременем. Поэтому он перед смертью избавил себя от него, предложив мусульманам свой земельный участок взамен полученных из казны средств.
С каждым днём состояние Абу Бакра заметно ухудшалось. Мусульмане опасались за его здоровье и всё чаще совершали к нему визиты. Чаще всех Абу Бакра навещал Усман, который, видя, как он тяжело переносит болезнь, предложил вызвать к нему врача.
Но Абу Бакр заявил: «Врач уже осмотрел меня». Удивлённый Усман спросил: «И что же он сказал?» Абу Бакр, недвусмысленно намекая на Всевышнего, ответил: «Он сказал, что делает то, что желает».
Пребывая в таком состоянии, Абу Бакр обращался ко Всевышнему Аллаху со следующей мольбой, которую мы также можем взять на вооружение, поэтому приводим полный текст дуа с переводом и транскрипцией:
«Аллаhума дж’ал хайра ‘умри ахираху ва хайра ‘амали хаватимаху ва хайра аййями явма ликъаик» (О Аллах! Сделай лучшей частью моей жизни её конечную часть, лучшими деяниями – последние из них и лучшим моим днём – тот день, когда я встречусь с Тобой).
Когда у Абу Бакра началась предсмертная агония, его дочь Айша (да будет доволен ею Аллах) продекламировала стихотворение следующего содержания: «Клянусь, человеку ничем не поможет богатство, когда он издаёт предсмертный хрип и грудь сжимается от него».
Абу Бакру эта декламация явно пришлась не по душе, и он, убрав покрывало со своего лица, сказал: «Не так. Лучше скажи: «Предсмертная агония явится с истиной. Вот то, чего ты избегал!»». Именно этот коранический текст, а не стихотворение хотел слышать умирающий Абу Бакр.
Абу Бакр во всём стремился походить на Пророка ﷺ, перенять его благородный нрав. И даже находясь на смертном одре, Абу Бакр поинтересовался о саване, который был использован для погребения Пророка.
Ему сказали, что саван Пророка состоял из трёх йеменских тканей и что дополнительно не было использовано ни чалмы, ни рубахи. Абу Бакр, узнав об этом, попросил постирать одежду, которая была на нём, и добавить к ней ещё два куска ткани.
Ему предложили не делать этого, ведь он мог позволить себе новый саван. Но Абу Бакр настоял: «Живому больше подобает носить новое, нежели мёртвому, да и к тому же, участь мёртвого – разложение». Сходство с Пророком ﷺ было не только в этом. Абу Бакр прожил 63 года, как и Пророк ﷺ. Также Абу Бакр скончался в понедельник, как и Пророк ﷺ.
Последними словами Абу Бакра были аяты Корана следующего содержания: «Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам».
Согласно завещанию, Абу Бакра его тело было омыто его супругой Асмаъ. Погребальный намаз был совершён Умаром ибн аль-Хаттабом, а в похоронной процессии участвовали Усман, Тальха и его сын Абдурахман. Абу Бакр был похоронен рядом с усыпальницей Пророка ﷺ, в комнате Айши.
Так прожил свои последние дни ближайший соратник Пророка ﷺ, его верный друг и товарищ – Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Абу Бакр целиком и полностью посвятил свою жизнь служению Исламу, его благотворительность оказывала неоценимую помощь в становлении и развитии исламской религии.
Двухлетнее пребывание во власти и решительные меры, предпринятые им, подавили движение вероотступников в Аравии, исламская умма была спасена от раскола и обращения в язычество.
islamdag.ru