Передается, что когда Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был уже халифом, то Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщил ему, что появились люди, отвергающие предопределение судьбы. И Умар (да будет доволен им Аллах) написал ему следующее письмо.
Вера в предопределение судьбы
«С именем Аллаха, Милостивого и Милующего.
От раба Аллаха, Умара ибн аль-Хаттаба, повелителя правоверных, Абдуллаху ибн Кайсу аль-Ашари:
И затем.
1) Всевышний Аллах утвердил Свое повеление и воплотил Свое установление. Он предопределил Свое желание, установив доводом против творений Свое им повеление подчиняться и запрет ослушаться[1].
2) Если Аллах любит какого-то раба, то поддерживает его, а если ненавидит, то унижает его. Пусть Аллах сделает нас и тебя из числа тех его рабов, которых Аллах поддержал и кто подчиняется Ему.
3) Когда мое письмо дойдет то тебя, то скажи им прекратить свое дело и запрети им обсуждать дело, которое Аллах уже установил.
4) Также знай, что первое творение Аллаха — это Перо, которому Он приказал: “Пиши”. И Перо написало все, что было и будет до Судного Дня[2]. Всевышний Аллах уже установил, кто будет счастливым, а кто — несчастным.
5) Запрети им обсуждать то, что Всевышний Аллах уже установил![3]
6) Скажи им заняться чтением Корана, потому что Всевышний Аллах за каждый прочитанный харф Корана дарует десятикратное воздаяние. Я не говорю, что за “Алим. Лям. Мим” будет десятикратное вознаграждение. За “Алиф” будет десятикратное вознаграждение, за “Лям” будет десятикратное вознаграждение, и за “Мим” — десятикратное[4].
А также скажи им заниматься тем, достоинство чего Всевышний Аллах разъяснил, — тем, что лучше для них и полезнее в этом мире[5] и в ахирате[6], — чем обсуждать то, что Всевышний Аллах установил и предопределил».
(Это письмо со своим иснадом до Умара ибн аль-Хаттаба передал хафиз Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Мандах (383–470 гг.х.) в книге «Ар-Рад аля маня кулю алиф лям мим харфун», С. 78)
Комментарии устаза Абу Али аль-Ашари:
[1] Имеется в виду, что если в Судный День неверующий скажет, что он не знал, то ему в качестве довода будет указан Коран и Сунна последнего пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
[2] Это один из явных доводов против акыды ибн Таймии в вопросе тасальсуля: если перо записало все, что было до Судного Дня, то как могло оно записать то, что бесконечно в прошлом? Это явный абсурд. (См. статью «Начало цепи творений»)
[3] В основе запрещено было обсуждать и будоражить умы обычных мусульман подобными темами, но когда сомнения и заблуждения развились, то уже пришлось на них отвечать.
[4] Это очень важный урок от Умара (да будет доволен им Аллах), что надо задавать себе самый главный вопрос: «А что я должен делать? Что Аллах возложил на меня?», а не: «Почему Аллах делает так-то так-то?»
[5] Человек отказом задавать бессмысленные вопросы может защитить себя от множества наущений.
[6] Человек получит награду за чтение Корана, а также его сердце найдет ответы в аятах на своих вопросы и успокоение, если он будет читать Книгу своего Господа с намерением принять там все без исключений.
darulfikr.ru