Представляем вашему вниманию стенограмму лекции шейха Юсуфа Рияда аль-Хакк «Может ли человека 7-го века быть примером подражания в 21-ом веке!?»
Уважаемые братья и сестры, мир вам, милость и благословение Всевышнего Аллаха!
Мы говорим о том, может ли человека 7-го века быть примером подражания в 21-ом веке!? Так же, как и профессор Джамал Бадави до меня, я тоже постараюсь раскрыть эту тему с исламской точки зрения, будучи уверовавшим в Священный Коран и последователем Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. И постараюсь ответить на этот вопрос в основном с позиции Ислама, а далее, в продолжении темы и с немусульманской точки зрения. Для того чтобы понять, может ли человек 7-го века быть примером подражания в 21-ом веке, я думаю нам нужно обратить внимание на то состояние, в котором находилась Аравия, когда он появился и на ту трансформацию, которая произошла и была достигнута чудесным образом. И если рассматривать именно те несколько лет в качестве примера, то я думаю, что не только 21-й век с имеющимися проблемами, но и любая эпоха, любой век в истории или же в будущем, несмотря на проблемы и сложности, стали бы доказательством того, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, лучший пример для подражания. До появления Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Аравия была неуправляемой местностью.
Для Персидской и Римской империи Аравия была своего рода болотом, глушью, помимо того, что была неуправляемой. Несмотря на имевшиеся претензии к полуострову, ни одна из этих империй, и даже Абиссинская империя не попытались даже оказать давление на Аравию. Аравия для них была неуправляемой местностью, место без каких-либо ресурсов, ничего неспособное производить, и жители которой были как сброд диких бедуинских племен, вовлеченных в межплеменные войны, уничтожавшие оставшееся население. Для них не было ничего и никого в целой Аравии.
Аравия была полна идолопоклонства, письмо и чтение было редкостью. Большинство людей были необразованными и неграмотными. Оно никак не могло быть центром цивилизации, потому что там не имелось ни торговли, ни коммерции, вообще ничего. Мекка была спящим пустынным городом.
И в этом самом спящем пустынном городе Мекке родился ребенок без отца. И если вы проследите его жизнь, очень коротко, и в контексте одной эпохи попытаетесь понять, чего мог достигнуть ребенок с таким описанием. Ребенок, рожденный без отца, не проживший с матерью даже толком три года и потерявший ее в возрасте трех лет, а затем и дедушку в возрасте 8-ми лет. Росший с дядей, который не мог даже обеспечивать его, из-за чего в возрасте 10-ти лет он сам начинает работать пастухом, чтобы заработать деньги. И живя, таким образом, не женившись до возраста 25-ти лет и не на молодой девственнице, а на женщине дважды овдовевшей и с детьми от двух предыдущих браков и которая была старше него на 15 лет. И до сорока лет Пророк, будучи великолепной и удивительной, а с другой стороны скромной личностью, не мог бы иметь многообещающего будущего тем способом, которым, в конце концов, он и достиг.
Ребенок, родившийся без отца, затем теряет мать и переходящий из одного дома в другой, лишенный отцовской заботы и материнской любви, не имевший целостной семьи, ни брата, ни сестры. Затем, столкнувшийся с враждебностью своей же семьи, а позже остального города и в конце всего народа.
Живший, когда идолопоклонство было превалирующим, этот ребенок все же не поверил в идолопоклонство. С очень раннего возраста он несет в себе единобожие, несмотря на то, что вокруг него идолопоклонство. И не имелось ни образования, это не было центром цивилизации, уж точно он не мог ни читать и ни писать. Если мы проследим историю и жизнь этого человека, начиная от рождения и до сорока лет, он был очень скромным. И все же в течение короткого времени этот же самый человек изменил всю цивилизацию, он искоренил идолопоклонство и угнетение. Он изменил все общество.
Несмотря на все противостояние, и, несмотря на свой скромный и мягкий характер, он завоевал и покорил всю Аравию. А спустя лишь несколько лет после него, его наследие и пророчество, его учение и религия распространились по всему миру, что даже мы здесь сейчас обсуждаем его спустя более чем 14 столетий.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, смог добиться всего этого за 10-ти летний промежуток времени. В то время, когда не было современных возможностей, не было услуг и не смотря на то, что он жил в условиях пустыни, за 10 лет Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, изменил религию, идею, философию, общину, общество и всю остальную страну. Только пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мог достигнуть такого, несмотря на детство и историю, которое я только что описал. Это чудесное достижение. И с исламской точки зрения, только пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мог достичь такого. А что говорит Священный Коран о продолжении учений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и о пригодности этого учения для любой эпохи, любого времени и любого места. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Скажи, о Пророк Аллаха! О человечество! О люди! Я Посланник Аллаха для всех вас». В другом аяте Аллах говорит (смысл): «Мы ниспослали тебя увещевателем о радостной вести и как предостерегающего для всех людей». В другом аяте: «Мы послали тебя только как милость для миров». Пророк как человек, и его наследие, его учение, его сунна, и мы не можем ни одно из этого отделить от его личности. Все это является милостью, при чем, не только во времена самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а до самого судного дня, то есть на все времена. Какое бы из учений вы не взяли, это закон Аллаха. Аллах неоднократно говорит (смысл): «Аллах желает для вас легкость и спокойствие, Аллах не желает для вас трудностей». Аллах таким же образом упоминает в Коране о законах Ислама и учениях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как о милости, легкости, мягкости, облегчения нашей участи.
В одном из аятов сказано (смысл): «Те, кто следуют за неграмотным посланником и пророком, чье упоминание они находят в предыдущих писаниях, в Торе и в Евангелии пророка Исы. Он велит им творить добро и запрещает предосудительное. Разрешает им благую пищу и запрещает вредное для людей, снимает с них бремя и оковы, которые были на них». Это и есть описание учений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Корана. Они снимают с нас оковы и освобождают от бремени. Они облегчают нашу ношу. Это и есть милосердие и сострадание в его личности и в его учении.
Как мусульмане, мы верим, что такой закон, такой образ жизни, такая сунна и такое учение сохраняет милость не только для седьмого века и не только для 21-го века, а для всего человечества и навечно. Он, как личность, непременно является наилучшим примером для подражания.
А сейчас мы посмотрим на это с немусульманской точки зрения, даже чисто со светской, нерелигиозной позиции. Как говорил имам Джавхари, что беспристрастные, честные и справедливые историки и академики, которые изучали жизнь Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, да и в контексте остальной истории всего человечества, они придут к неизбежному заключению, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был и остается единственной самой влиятельной, сильной и всеобъемлющей личностью в истории человечества. Он несет собой уважение и любовь, что вызывает почтительные чувства и слезы у миллиардов людей в прошлом, в настоящем и в будущем. И мы называем его наивысшим примером подражания. И это не только мусульмане, даже не мусульмане.
Я приведу цитаты двух личностей, хотя многое о Пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, сказано и множеством других известных людей. К примеру, Майкл Харта, автора книги – 100 самых влиятельных людей, где на первом месте он поставил Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В любом случае, множество людей говорили о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует. Я же процитирую двух личностей.
Почему я выбрал именно этих двоих!?
Потому что они оба представляют что-то. С одной стороны, у нас драматург и поэт, интересный философ, которого заботили и беспокоили проблемы этого мира. А с другой стороны, другая личность, у которого тоже было видение мира. Но он старался бороться за свое видение мира, чего, в конце концов, и достиг посредством практических завоеваний, законодательства и будучи лидером.
Первый – поэт и философ – Джордж Бернард Шоу. Второй — практический завоеватель, законодатель и лидер – Наполеон.
Что же говорит Наполеон, как реальный завоеватель!? Он издавал законы, он захватывал государства, пытаясь быть императором, он привнес новое понимание новой цивилизации и империи вместе. Так вот этот самый Наполеон говорит: «Я надеюсь ни за горами то время, когда я смогу собрать всех мудрых и образованных людей всех стран мира и установить единый режим, основанный на принципах Корана, которые и являются истиной и только они могут привести человечество к счастью.»
А в словах того же философа, драматурга и поэта, Джорджа Бернарда Шоу мы видим, опять-таки и у него было видение мира. Так вот он говорит: «Я всегда давал религии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, высокую оценку, из-за ее чудесной жизнеспособности. На мой взгляд, это единственная религия, вобравшая в себя и обладающая способностью, изменяющей этап существования, которая может сделать себя востребованной во все времена. Я изучил жизнь этого замечательного человека и будучи очень далеким от антихриста, коим его считали европейцы, его можно назвать спасителем человечества». Далее он говорит: «Я уверен, что если бы такой человек, как он, руководил бы современным миром, то он успешно разрешил бы все мировые проблемы, и мы бы жили наконец-то в счастье и согласии, в которых мы так нуждаемся. Я предсказываю относительно религии Мухаммада, что она будет приемлема для Европы завтра, так же, как она начинает быть приемлемой для Европы сегодня. Это изумительные слова поэта, драматурга, философа, имевшего видение мира и которого волновали проблемы и другого реального завоевателя, законодателя и лидера, командующего, как Наполеон и опять-таки тоже имевшего видение мира. Если люди такого уровня и способностей рассматривали Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как не только идейного примера для подражания, а как лидера для всего человечества, не только для Европы».
А раз так, то мы, как мусульмане, верим, что это даже больше, чем так.
Хвала Аллаху господу миров!
talib.ru