Посланник Аллаха тоже был смертным.
Он зашивал свои одежды, доил овец и все свои дела решал сам.
Ибн Ханбаль, 6/256
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что каждый человек сполна получит за свои старания и труды. При этом он и сам лично стремился служить человечеству и оказать посильную помощь людям. Раз он так относился к чужим людям, нетрудно понять, какой любовью и желанием помочь своим родным и близким была наполнена его душа, ибо на своих супруг он смотрел как на драгоценность, данную ему Аллахом на временное хранение.
Он относился к ним очень бережно и осторожно. Хотя его супруги порхали вокруг него словно бабочки вокруг света, он всегда старался все делать своими руками, сам чистил свою одежду, доил овец, нашивал заплаты на порванные места, чинил свою обувь, наводил порядок в доме и, привязав верблюда, давал ему корм.
Чтобы никому не быть обузой, даже вещи, купленные на рынке, он старался нести домой сам.
Когда у Айши (радыйаллаху анха) спросили о том, чем Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) занимался дома, она поведала следующеее:
— Он так же, как и вы, ремонтировал свою обувь и нашивал заплатки свои одежды. (Ибн Ханбаль, 6/106)
— Он тоже был смертным: шил одежды, доил овец, и все свои дела делал сам. (Ибн Ханбаль, 6/256)
— Он всегда старался помочь своим супругам. А когда наступало время намаза, он шел в мечеть. (Бухари, Азан, 44; Нафакат, 8; Тирмизи,)
В книгах, повествующих о жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), содержится множество историй о том, как он старался помочь своим женам и по возможности доставлять им радость. Вот некоторые из них:
«После окончания битвы за Хайбар Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) посадил свою супругу Сафию на верблюда. При этом, чтобы ей было удобно и мягко, он постелил на седло покрывало. Затем он подвел верблюда и, положив его на землю, помог Сафие взобраться на седло». (Бухари, Джихад, 102; Муслим, Никах, 464)
«Однажды во время совершения хаджа верблюд внезапно опустился на передние ноги. От неожиданной выходки животного Сафия упала на землю и от боли падения заплакала. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подошел к ней и, своими руками вытирая ей слезы, стал утешать ее». (Мухибутдин ат-Табари, ас-Самтус Самин, стр.143)
О том, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) помогал ей во всех хозяйственных делах, рассказывала Айша (радыйаллаху анха):
«Однажды мы вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) сидели у меня дома. Мой отец Абу Бакр (радыйаллаху анху) передал нам кусок баранины. Этот кусок в кромешной темноте мы разделывали вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям)».
Один из присутствующих спросил:
— А что, у вас разве не было дома светильника? Айша:
— Если бы у нас дома было масло, чтобы залить его в лампаду, то мы, разумеется, использовали бы его в качестве приправы к пище. (Ибн Са’д, 1/405)
Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) находился дома, он, помогая женщинам, присматривал за детьми. Как-то он сидел в доме своей дочери Фатимы.
Сначала его внук Хасан, а следом и Хусейн попросили у него воды. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу вскочил и, принеся воды, дал сначала Хасану, а затем Хусейну. Заметив, что его дочь пришла к выводу, что он больше любит Хасана, он пояснил:
«Ведь первым воды попросил именно Хасан. Всегда одинаково относитесь к своим детям, не делите их!» (Хайсами, 4/153)
Похожую историю поведал Али (радыйаллаху анху):
«Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к нам домой. Хусейн попросил попить. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу направился к нашей овечке и подоил ее. В это время к нему подошел Хасан и тоже попросил чего-нибудь, чтобы утолить жажду. Однако Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сначала дал пить Хусейну. Стоявшая здесь Фатима спросила у отца:
— О Посланник Аллаха! Кажется, вы больше любите Хусейна? В ответ он заявил:
— Нет! Просто он раньше Хасана попросил пить!» (ибн Ханбаль 1/101)
Однажды Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подозвал к себе внука Усаму и, увидев вокруг глаз черные круги от грязи, вытер их своими руками.
Айша (радыйаллаху анха) рассказала такую историю:
«Усама бин Зайд, зацепившись за входную дверь, потерял равновесие и упал на землю. В результате падения он поранился, и из раны на лице сочилась кровь. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу заметил это и быстро приказал мне:
— Очисти лицо ребенка!
Мне было неприятно это делать, и тут Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) быстро встал с места и, вытерев кровь, помыл ему лицо. Затем он промолвил:
— Если бы Усама был девочкой, я бы нацепил на него украшения, надел бы на него красивое платье и таким образом сделал бы его привлекательным». (Ибн Маджа, Никах, 49; Ибн Са’д, 4/61-62)
Усама был сыном Зайда бин Хариса, бывшего невольника. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно любил его. Поэтому он известен в истории Ислама как «Хиббун Наби» (любимец «Пророка). Всю свою жизнь он провел в седле, возглавляя мусульманские армии и воюя ради милости Аллаха. Любовь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) к Усаме объяснялась его чувствительным характером, любовью ко всем творениям Аллаха. Кроме этого, была еще одна существенная причина: его отец Зайд пал на поле боя шахидом. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) взял под свое покровительство этого сироту и относился к чему, как к собственному сыну.
Несмотря на такое отношение к своей семье, невзирая на щепетильность, с какой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подходил к этому вопросу, в наши дни мусульмане не показывают особого понимания своей роли в семье. Помощь жене считается постыдным занятием. Однако пусть эти люди твердо усвоят, что оказание помощи домашним вовсе не позорное явление, а следование Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). То есть, насколько мужчина помогает своей супруге, настолько, значит, твердо он следует по стопам Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Некоторые считают, что «женщин не стоит жалеть, не стоит подпадать под их влияние». Однако хотелось бы заметить, что подобные взгляды вовсе не к лицу истинному верующему. Конечно, это совсем не означает, что мужчина должен во всем потакать жене, выполнять ее постыдные или же запретные желания. Мужчины, давшие супругам полную свободу, также достойны осуждения.
Из книги Осман Нури Топбаш «Лучший пример. Самый совершенный человек»