Это очередное замечательное дуа, которое мы знаем из Сунны. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) редко вставал со своего места, не обратившись к Аллаху с этой мольбой за своих сподвижников.
اللَّهُمَّ اقْسِمْ لَنَا مِنْ خَشْيَتِكَ مَا تَحُولُ بِهِ بَيْنَنَا وَبَيْنَ مَعَاصِيكَ، وَمِنْ طَاعَتِكَ مَا تُبَلِّغُنَا بِهِ جَنَّتَكَ، وَمِنَ الْيَقِينِ مَا تُهَوِّنُ بِهِ عَلَيْنَا مَصَائِبَ الدُّنْيَا، اللَّهُمَّ مَتِّعْنَا بِأَسْمَاعِنَا، وَأَبْصَارِنَا، وَقُوَّاتِنَا مَا أَحْيَيْتَنَا، وَاجْعَلْهُ الْوَارِثَ مِنَّا، وَاجْعَلْ ثَأْرَنَا عَلَى مَنْ ظَلَمَنَا، وَانْصُرْنَا عَلَى مَنْ عَادَانَا، وَلَا تَجْعَلْ مُصِيبَتَنَا فِي دِينِنَا، وَلَا تَجْعَلِ الدُّنْيَا أَكْبَرَ هَمِّنَا، وَلَا مَبْلَغَ عِلْمِنَا، وَلَا تُسَلِّطْ عَلَيْنَا مَنْ لَا يَرْحَمُنَا
«Аллахумма, надели нас страхом пред Тобой, который удержит нас от непокорности Тебе, и повиновением Тебе, которое приведёт нас к Твоему Раю, и убеждённостью, чтобы невзгоды мира этого казались нам незначительными! Аллахумма, дай нам возможность пользоваться нашими слухом, зрением и силой, пока Ты будешь поддерживать в нас жизнь, и оставь их нам до конца жизни, и сделай так, чтобы месть наша постигла тех, кто нас притеснял, и помоги нам против тех, кто враждует с нами, и не допусти, чтобы с религией нашей что-нибудь случилось, и не делай мир этот ни нашей самой большой заботой, ни пределом нашего знания, и не давай власти над нами тем, кто не станет проявлять милосердия к нам!» [Тирмизи, 3502; аль-Хаким, 1934].
Эта мольба, вне всяких сомнений, является вратами ко многим благам мира этого и мира вечного. Ведь обращаясь к Господу с этой мольбой, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Его о том, что является благом для каждого верующего в обоих мирах, о том, в чём он нуждается и что приносит ему несомненную пользу. Вот почему нам полезно ознакомиться с этой мольбой и, по возможности, выучить её и обращаться с ней к нашему Создателю.
В начале этого дуа Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил Господа даровать ему и остальным верующим то, что станет для них вратами к великому благу. Так, он попросил у Господа благоговейного страха перед Ним, ведь это качество удерживает своего обладателя от грехов. Воспитать же в себе это качество верующему помогает приобретение полезных знаний. Ведь чем больше человек знает о Господе своём, тем больше он осознаёт и ощущает Его величие, совершенство и безграничное могущество, тем больше думает о Нём, тем больше поминает Его, тем больше благоговеет перед Ним и страшится навлечь на себя Его гнев. Поэтому в Кyр`ане упоминается о том, что боятся Господа именно обладающие знанием.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также попросил у Всевышнего покорности Ему, которая помогает снискать довольство Господа миров, тем самым облегчая своему обладателю путь в Рай.
А ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Всевышнего такой твёрдой убеждённости, такой непоколебимой веры, не ведающей сомнений и колебаний, что её обладатель всецело устремляется к Господу, стремясь к Его довольству и к Его награде. На фоне такой веры все мирские испытания, сколь бы серьёзными и многочисленными они ни были, начинают казаться человеку незначительными. Ведь он понимает их смысл, и за ними он видит великую и важную цель. А когда у человека есть такая цель, его не способны остановить никакие невзгоды и трудности, и он с невероятным упорством преодолевает все препятствия, возникающие на его пути к этой цели.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас просить о том, чтобы дарованные нам блага — зрение и слух — сохранились у нас до конца наших дней и служили нам верой и правдой, принося нам пользу, дабы эти блага стали для нас союзниками в нашем шествии к спасению, преуспеянию и Раю. Ведь они помогают нам в нашем поклонении Господу, приобретении и передаче полезного знания и совершении богоугодных дел, за которые мы надеемся получить награду от Него.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас просить о том, чтобы нам не переходить границы дозволенного, когда мы отвечаем тем, кто обидел или притеснил нас, дабы нам самим не превратиться в притеснителей и ни в коем случае не выходить за рамки справедливости.
Также нам следует просить у Господа помощи против тех, кто покушается на нас и поступает с нами несправедливо. Ведь именно у Него, Всемогущего и Всесильного, надлежит испрашивать защиты от любого зла, постигающего нас в этом мире.
Это дуа также учит нас просить Господа о том, чтобы с нашей верой не случилось ничего дурного, то есть о том, чтобы нас не постигало ничто из того, что может негативно отразиться на нашей вере и на нашем исповедании религии, потому что беда, затрагивающая религию человека, есть величайшая из бед.
И, естественно, нам надлежит просить Всевышнего о том, чтобы ничтожные мирские блага не становились нашей главной заботой, ибо это не только недостойно верующего, но и может самым скверным образом сказаться на нашей участи в мире вечном. А разве какое-то из недолговечных мирских благ стоит того, чтобы ради него лишиться вечного блаженства в райских садах?.. Ведь человеку, которого заботит лишь мирское, нет доли в мире вечном.
И, наконец, эта мольба учит нас просить у Господа защиты от того, чтобы нам оказаться во власти любого из тех, кто не проявит ни жалости, ни милосердия к нам, будь то скверные, злые люди, или ещё кто-то.
Таким образом это замечательная мольба, заключающая в себе огромный и очень важный смысл.
muslim.kz