114 урок. Смех Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
حدثنا أبو عمار (الحسين بن حريث). حدثنا وكيع. حدثنا الأعمش عن المعرور بن سويد عن أبي ذر رضي الله عنه قال:
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): إني لأعلم أول رجل يدخل الجنة وآخر رجل يخرج من النار. يُؤتَى بالرجل يوم القيامة فيقال: أعرضوا عليه صغار ذنوبه ويُخبأ عنه كبارها فيقال له عملت يوم كذا كذا وكذا، وهو مقر لا ينكر وهو مشفق من كبارها، فيقال أعطوه مكان كل سيئة عملها حسنة، فيقول: إن لي ذنوباً لا أراها ههنا. قال أبو ذر: فلقد رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ضحك حتى بدت نواجذه».
Абу Аммар аль-Хусейн передал нам от Вакиа от аль-Амаша от аль-Марура ибн Сувейда от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Поистине, я знаю первого человека, который войдет в Рай, и последнего человека, который выйдет из Ада. Человека приведут в Судный день, и [ангелы] ему скажут: «Покажите ему его малые грехи и скройте от него его большие грехи». И ему скажут: «В такой-то день ты совершил то-то и то-то». И он будет это подтверждать, не отрицая, но боясь при этом своих больших грехов. Затем будет сказано: «Каждый проступок замените благим делом». И он скажет: «У меня есть грехи, которых я тут не вижу!»». Абу Зарр сказал: «И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, рассмеялся так, что показались его коренные зубы[1]».
И последнего человека, который выйдет из Ада, – то есть из числа грешных мусульман[3].
Человека приведут в Судный день: это новое предложение, которое не связано с предыдущим[4].
Покажите ему его малые грехи: то есть ему покажут либо книгу, в которой будут записаны его грехи, либо они будут визуализированы.
Но боясь при этом своих больших грехов: то есть он думает, что если его спрашивают про его малые грехи, то про большие точно спросят.
Каждый проступок замените благим делом: из-за его смирения, признания своих ошибок, и готовности предстать перед Судом без отрицания вины[5]. Или, возможно, из-за того, что в жизни его притесняли, или потому что он совершал много благих дел[6].
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, рассмеялся: он засмеялся из-за того, что человек боялся, что его накажут за его большие грехи, но когда понял, что грехи заменяют на праведными поступками, то сразу же вспомнил о них и начал требовать, чтобы их тоже показали.
Это указывает, что нет нежелательности в том, чтобы смеяться, если происходит или рассказывается нечтозабавное[7].
وَلَا تُكْثِرِ الضَّحِكَ ؛ فَإِنَّ كَثْرَةَ الضَّحِكِ تُمِيتُ الْقَلْبَ
«Не надо часто смеяться, потому что частый смех умерщвляет сердце»[8].
[1] Имам Муслим (№190) и Тирмизи в «Сунан» (№2596) тоже передают этот хадис.
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 365).
[3] Джам’ аль-васаиль, 2/17.
[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 365).
[5] «Хашия» аль-Байджури (с. 366).
[6] Джам’ аль-васаиль, 2/17.
[7] «Хашия» аль-Байджури (с. 367).
[8] Тирмизи, №2305.
115 урок. Смех Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا معاوية بن عمرو. حدثنا زائدة عن بيان عن قيس بن أبي حازم عن جرير بن عبد الله رضي الله عنه قال:
«ما حجبني رسول الله (صلى الله عليه وسلم) منذ أسلمت ولا رآني إلا ضحك».
Ахмад ибн Мани’ передал нам от Муавии ибн Амра от Заида от Байана от Кейса ибн Абу Хазима от Джарира ибн Абдуллаха: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, со времен, как я уверовал, всегда впускал к себе и всегда, когда видел меня, смеялся»[1].
«Со времен, как я уверовал»: Джарир ибн Абдуллах принял Ислам на последнем году жизни Посланника солляллаху алейхи ва саллям[2].
Двести двадцать первый хадис
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا معاوية بن عمرو. حدثنا زائدة عن إسماعيل بن أبي خالد عن قيس عن جرير قال:
«ما حجبني رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ولا رآني منذ أسلمت إلا تبسم».
Ахмад ибн Мани’ передал нам от Муавии ибн Амра от Заида от Исмаиля ибн Абу Халида от Кейса от Джарира: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, всегда впускал меня к себе и всегда, когда видел меня, с тех пор как я уверовал, улыбался мне»[3].
Двести двадцать второй хадис
«Я знаю человека, который последним выйдет из Ада»: через Откровение.
«Ты помнишь время, в котором раньше был?» Иными словами, ты помнишь, как мирской жизни все было ограниченно и бедные люди жили в нужде, но в Раю всего этого не будет[6].
«Ты Царь и при этом подшучиваешь надо мной?!»: он так сказал, удивившись награде и признавая, что ее не заслуживает, поэтому не понимал, что говорит[7], потерял контроль над своим языком и начал говорить так, как говорил в мирской жизни[8].
[1] Этот хадис также передают аль-Бухари (№3822), Муслим (№2475) и ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№3820).
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 367).
[3] Этот хадис также передают аль-Бухари (№3035), Муслим (№2475), ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№3821).
[4] «Хашия» аль-Байджури, с. 368.
[5] Этот хадис также передают аль-Бухари (№6571), Муслим (№186), ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№2595), Ибн Маджа (№4339).
[6] Джам’ аль-васаиль, 2/20.
[7] «Хашия» аль-Байджури (с. 371).
[8] Джам’ аль-васаиль, 2/20.