Одним из самых порицаемых качеств человека считается лицемерие. Лицемером является тот, у которого внешние проявления эмоций, поведение не соответствуют внутренним переживаниям и истинным чувствам. Такой индивид внешне может показать свою заинтересованность, но внутри у него таится коварство. И самое опасное, когда подобное качество проявляется в вере, когда человек внешне, якобы, благочестив, тогда как в душе его нет богобоязненности. Да сохранит Всевышний от такого, ведь это сродни обману самого Господа!
В хадисе Посланника Божьего ﷺ говорится: «Поистине, самое большее, чего я боюсь в отношении вас, после того как меня не станет, это лицемерие» (имам ат-Табарани).
Предлагаем вниманию читателей выдержку из статьи Муфтия Дагестана шейха Ахмада-афанди
Не являетесь ли вы лицемером (мунафиком)? Интересовались ли вы, кто такой лицемер? Каковы качества лицемера, чтобы избегать их? Искренне ли вы боитесь лицемерия – как в словах, так и в поступках? Как не стать лицемером? Должны ли мы этого остерегаться? Такие вопросы должен задать себе каждый мусульманин.
Из истории Ислама известно, что все праведники опасались впасть в лицемерие вплоть до самой смерти. Так, даже Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф, заслуживший за свою справедливость звание Аль-Фарук – «разделяющий добро и зло», ещё при жизни обрадованный Раем, как-то спросил Хузайфа, не видит ли он в нем признаки лицемерия?
Кто такой лицемер, и в чём проявляются его качества?
Лицемером, по Шариату, бывают: в убеждениях и поступках.
Лицемер в убеждениях – это человек, в сердце которого нет веры во Всевышнего, но перед окружающими он предстает как уверовавший. Такой лицемер хуже, чем неверующий кяфир. И после смерти он будет вечно пребывать на нижнем (самом мучительном) уровне Ада.
قال الله تعالى: «وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ» (سورة البقرة\8)
Всевышний в Коране говорит (смысл): «И среди людей есть те, которые говорят: „Уверовали мы в Аллаха и Последний день“. Но они не являются уверовавшими» (сура «аль-Бакара», аят 8).
قال الله تعالى: «إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا» (سورة النساء\145)
В Коране говорится (смысл): «Воистину, лицемеры на нижайшей ступени Огня. И не найти им заступника» (сура «ан-Ниса», аят 145).
Опознать лицемеров можно по их действиям: они плетут интриги, создают в обществе смуту (фитну). Внешне они совершают действия, соответствующие Шариату или для его блага, но делают это напоказ или скрывая какие-либо цели. Они не приходят на коллективные молитвы, на намаз встают с трудом. Лицемеры дают ложные клятвы, пытаясь запутать окружающих, распространяют среди верующих ложные слухи и т.д.
Самой страшной болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак. Этой болезни в Священном Коране посвящено много аятов и даже целая сура под названием «Лицемеры». Лицемеры всегда были и будут. Немало их и в наши дни среди нас. В этом мире мунафики находятся среди верующих, но в Судный день они будут находиться в Аду.
Лицемер в поступках – это самый распространенный вид лицемерия среди мусульман. Это человек, имеющий веру (Иман) в сердце, соблюдающий предписания Всевышнего, однако в некоторых поступках, словах или же чертах характера проявляющий признаки лицемера.
قال الله تعالى: «… وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً» (سورة النساء\142)
Всевышний Аллах сказал (смысл): «…Когда они встают на намаз, то встают неохотно, делая его напоказ перед людьми, и поминают Аллаха очень мало» (сура «ан-Ниса», аят 142).
«… وَلاَ يَأْتُونَ الصَّلاةَ إِلاَّ وَهُمْ كُسَالَى وَلاَ يُنفِقُونَ إِلاَّ وَهُمْ كَارِهُونَ» (سورة التوبة\45)
Всевышний сказал (смысл): «И на намаз они приходят лениво, и расходуют с неохотой» (сура «ат-Тавба», аят 54).
Ибн Касир сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почётного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «У лицемера есть три признака: когда они говорят, то лгут; когда обещают, нарушают обещания; а когда предоставляют гарантии чего-либо, предают» (има аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Есть четыре качества характера, и кому бы они ни были присущи, тот настоящий лицемер (мунафик), пока не прекратит их совершать: это лживость речей, злоупотребление доверием, неверность слову и склонность к спорам с отстаиванием неправильного» (имамы аль-Бухари и Муслим). Слова Пророка ﷺ о том, что такой человек является настоящим лицемером, означают, что он очень похож на неверующего лицемера.
Имам Ан-Навави пишет, что перечисленные черты влекут к лицемерию, и человек, обладающий ими, похож на лицемера, так как он проявляет их. Он уподобляется мунафикам в их нравах, поскольку лицемерием называется изречение устами противоположного тому, что в сердце, и это присуще ему. И лицемерие его проявляется в том, что он лжёт, не соблюдает договора, не оправдывает доверия, спорит, будучи неправым, то есть является лицемером во всём этом, но не по отношению к убеждению Ислама».
Один из алимов сказал: «Изложенное в упомянутом хадисе относится к тем, у кого эти черты проявляются часто, а не к тем, у кого они проявляются редко». Но мусульманин должен следить за тем, чтобы они не проявлялись даже изредка. Так как лицемерие в поступках – это когда поступки верующего мусульманина похожи на поступки настоящих лицемеров. Мусульманину, видящему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться (тавбу) и приложить максимальные усилия для избавления от них.
islam.ru