Умра — малое паломничество, которое можно совершить в любое время года, в отличие от Хаджа, который совершается только в месяц Зуль-Хиджа.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَأَتِمُّواالْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ
«Полноценно совершайте Хадж и Умру ради Аллаха»[1].
В этом аяте есть повеление совершать Умру так же, как и Хадж, и ученые шафиитского и ханбалитского мазхаба, согласно этому аяту, посчитали совершение Умры обязательным хотя бы раз в жизни, если есть возможность для этого.
Ученые маликитского и ханафитского мазхаба посчитали совершение Умры настоятельной сунной, которую желательно выполнить хотя бы раз в жизни, если есть возможность для этого, и сам аят указывает на ее достоинство, а не на обязанность совершения.
Достоинство совершения Умры в месяц Рамадан
Сообщается, что ‘Ата передал со слов ибн ‘Аббаса, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщине из числа ансаров:
مَا مَنَعَكِ أَنْ تَحُجِّي مَعَنَا؟
«Что помешало тебе совершить Хадж вместе с нами?».
Она ответила:
لَمْ يَكُنْ لَنَا إِلَّا نَاضِحَانِ فَحَجَّ أَبُو وَلَدِهَا وَابْنُهَا عَلَى نَاضِحٍ وَتَرَكَ لَنَا نَاضِحًا نَنْضِحُ عَلَيْهِ
«У нас есть только два верблюда. На одном из них в Хадж отправились муж и сын, а нам остался верблюд, которого мы используем для полива сада».
Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей:
فَإِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فَاعْتَمِرِي، فَإِنَّ عُمْرَةً فِيهِ تَعْدِلُ حَجَّةً
«Когда наступит месяц Рамадан, соверши Умру, ибо Умра, совершенная в Рамадан, равняется Хаджу»[2].
Имам ибн аль-Муляккин аш-Шафии комментирует:
وقوله: (“فَإِنَّ عُمْرَةً فِي رَمَضَانَ حَجَّةٌ”) أي: ثوابها، والمراد حجة التطوع، وثواب الأعمال يزيد بزيادة شرف الوقت، أو خلوص القصد وحضور القلب.
«Его слова “Умра, совершенная в Рамадан, равняется Хаджу” означают, что Умра здесь равна с Хаджем по награде. А под Хаджем здесь подразумевается дополнительный и желательный Хадж. Ведь награда за деяния увеличивается при увеличении достоинства временного промежутка, или с чистотой намерения и с присутствием сердца»[3].
Имам ан-Навави пишет:
ولا يكره عمرتان وثلاث وأكثر في السنة الواحدة ، ولا في اليوم الواحد ، بل يستحب الإكثار منها بلا خلاف عندنا ، قال أصحابنا : ويستحب الاعتمار في أشهر الحج وفي رمضان للأحاديث السابقة ، قال المتولي وغيره : والعمرة في رمضان أفضل منها في باقي السنة للحديث السابق
«И нет нежелательности в том, чтобы совершить две, три и более Умры за один год, напротив, желательно совершать ее (Умру) побольше, в этом нет разногласий у нас, шафиитов.
Сказали наши товарищи[4]: “Желательно совершать Умру в месяцы Хаджа и в Рамадан, согласно упомянутым ранее хадисам”.
Сказал аль-Мутавалли и другие: “Умра в Рамадан лучше, чем та, что совершена в другое время года”. И это согласно приведенному выше хадису»[5].
Стоит отметить, что благие и дурные деяния приумножается ввиду достоинства времени и места их совершения. Лучшее время — это месяц Рамадан, месяц, в котором был ниспослан Коран, месяц, в котором есть ночь, что лучше тысячи месяцев[6]. Лучшие места — это заповедные территории Мекки и Медины. Благие деяния, совершенные на этих территориях, приумножается как в количестве, так и в степени награды.
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَجْتَهِدُ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ مَا لَا يَجْتَهِدُ فِي غَيْرِهِ
«Во время Рамадана Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял больше усердия в делах поклонения, чем в любой иной месяц, а в последние десять дней он проявлял больше усердия, чем в остальные дни этого месяца»[7].
[1] Коран, 2:196.
[2] Муслим.
[3] «Ат-Тавдых» (12/231).
[4] Прим. ученые-шафииты.
[5] «Аль-Маджму’» (7/138).
[6] Прим. Ляйлят уль-Кадр.
[7] Муслим.
darulfikr.ru