Глава 1: Побуждение к вступлению в брак
Хадис первый
عَنْ عبداللَّهِ رَضِ أللَّهُ عَنْهُ قَاَلَ:قَاَلَ ألَّنَبيِ صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم: يا مَعْشَرَ الشبابِ، من استطاعَ منكم الباءة فليتزوَّج، فإنَّه أغَضُّ لِلبَصرِ وأحصَنُ للفرجِ، لم يسْتَطِعْ فعَليه بالصَّوم،قإبَّه له وجاءٌ.رَوَاهُ البخاريُّ ومسلم واللَّفظُ مسلم
Абдуллах ибн Мас’уд (радыАллаху анху) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал нам: «О, юноши! Те из вас, кто имеет возможность, пусть женится, ибо это поможет вам опускать ваши взоры и сохранит ваши половые органы (от греха). Те же из вас, кто не имеет возможности (жениться), пусть держат пост, ибо это является защитой для вас»» (Бухари, 4779 и Муслим, 1400, цитируется в формулировке Муслима).
Комментарии:
В хадисе подчеркивается важность брака для верующих. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) побуждал людей к браку не только словесно (как в данном хадисе), но и собственным примером. Термин ба’а (обладание средствами) относится к финансовым и другим средствам, необходимым для брака.
Однако, для брака нет необходимости владеть большими средствами, иметь машину или дом, или высокооплачиваемую работу, достаточно иметь возможность выплатить минимальный махр (приданое) и обеспечивать жену необходимыми вещами для жизни. К сожалению, высокие ожидания и требования, распространенные в мусульманском обществе, вынуждают молодых людей откладывать брак, что открывает двери для греха. Снижение брачных ожиданий и требований, наоборот, поможет юношам раньше жениться, таким образом они смогут удержаться от греха.
Более того, повеление жениться, высказанное в хадисе, может расцениваться как обязанность (ваджиб), так и как совет (надб) в зависимости от обстоятельств. Факихи разделяют хукм (решение) о браке на пять категорий:
1. Обязанность (фард) вступать в брак, когда человек имеет чрезмерные сексуальные потребности, так что практически наверняка он может впасть в грех, если не женится. В дополнение к этому человек не должен испытывать страха перед возможным притеснением супруги (вследствие своего дурного характера, к примеру), а также иметь возможность содержать жену.
2. Необходимость (ваджиб), когда человек также имеет чрезмерные сексуальные потребности, так что он опасается, что впадет в грех, если не женится, или в иные грехи подобного рода, как похотливые взгляды на чужих женщин, просмотр порнографии, мастурбация. В дополнение к этому он должен быть уверен, что не станет притеснять супругу, а также имеет возможность содержать жену.
3. Сильная нежелательность (макрух тахрими), когда у человека есть серьезные опасения, что он будет притеснять супругу, даже если он имеет повышенный уровень сексуальных желаний.
4. Запретность (харам), когда человек убежден, что он будет притеснять свою жену, даже если у него повышенные сексуальные потребности.
5. Сунна или желательность, когда человек находится в умеренном состоянии: у него умеренные сексуальные потребности (а не повышенные, как в первых двух случаях) и нет опасения, что он будет притеснять супругу (как в двух других). Некоторые классические ученые считают, что в таком случае брак будет просто дозволен (мубах). Так что, по их мнению, в такой ситуации посвятить себя поклонению или иным желательным занятиям (получению знаний, к примеру) будет более похвально, чем жениться.
И наконец, если человек не имеет возможности жениться вследствие реальной финансовой ограниченности, или у него есть серьезные опасения, что он будет притеснять жену, в данном хадисе ему дан совет держать пост – так много, как только возможно. Это подразумевает не только пост сам по себе, но относится к употреблению пищи вообще – когда нужно по возможности уменьшить количество еды и питья, что поможет умерить сексуальные желания.
Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари
Azan.kz