КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (81)

  Глава с описанием хлеба Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

Сто тридцать восьмой хадис

:حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن. حدثنا عبيد الله بن عبد المجيد الحنفي حدثنا عبد الرحمن بن عبد الله بن دينار. حدثنا أبو حازم عن سهل بن سعد أنه قيل له
«أكل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) النقيّ يعني الحُوَّارَي فقال سهل: ما رأى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) النقي حتى لقي الله عز وجل، فقيل له: هل كانت لكم مناخل على عهد رسول الله (صلى الله عليه وسلم)، قال: ما كانت لنا مناخل، قيل كيف كنتم تصنعون بالشعير، قال كنا ننفخه فيطير منه ما طار ثم نعجنه«.

Абдуллах ибн Абдур-Рахман сообщил нам от Убейдуллаха ибн Абдуль-Маджида аль-Ханафи[1] от Абдур-Рахмана ибн Абдуллаха ибн Динара от Абу Хазима от Сахля ибн Саада[2], что у него спросили:

– Ел ли Посланник Аллаха [хлеб] из очищенной муки?»

И Сахль сказал:

– Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, никогда не видел хлеб из очищенной муки вплоть до того, как встретил Всевышнего Аллаха.

Также его спросили:

– Было ли у вас сито во время Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям?

И он ответил:

– У нас не было сита.

И тогда спросили:

– А что же вы делали тогда с ячменем?

И он сказал:

– Мы дули на него, и то, что устранялось, устранялось, а затем мы месили его.
Этот хадис дает нам некоторые представления о быте того времени и простоте жизни этих людей – людей, которые сокрушили империю персов полностью и подорвали основы Византийской империи так, что она никогда не смогла оправиться от этого удара.
Весь призыв (даават) и распространение Ислама фактически произошли во время сподвижников, и основные ключевые завоевания были сделаны ими – людьми, у которых во времена Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не было сита, чтобы просеять муку и испечь хлеб из чистой муки.
Что касается сита и других вещей, которые появились в области приготовления еды, то они относятся к дозволенным новшествам[3].

Сто тридцать девятый хадис

:حدثنا محمد بن بشار. حدثنا معاذ بن هشام قال: حدثني أبي عن يونس عن قتادة عن أنس بن مالك قال
«ما أكل نبي الله (صلى الله عليه وسلم) على خوان ولا في سُكُرُّجَةٍ ولا خبز له مرقَّقٌ. قال: فقلت لقتادة فعلام كانوا يأكلون؟ قال: على هذه السُفَرْ«.
قال محمد بن بشار يونس هذا الذي روى عن قتادة هو يونس الإسكاف.

Мухаммад ибн Башшар сообщил нам от Муаза ибн Хишама от его отца от Юнуса от Катады от Анаса ибн Малика: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, никогда не ел за столом
и не ел с тарелки. И ему никогда не готовили хлеб из очищенной муки».

И я спросил Катаду: «И на чем они ели?»

И он сказал: «На этой ткани».

Мухаммад ибн Башшар сказал: «Этот Юнус, который передает хадис от Катады, – это Юнус аль-Искаф»[4].

Это тоже важный хадис, в котором говорится об образе жизни Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, а именно – о том, что он не ел не за столом, а сидя на полу.

Как указывает имам аль-Байджури, есть за столом – это новшество, поскольку это обычай не-арабов, в котором проявлялось их высокомерие и нежелание сгибаться перед едой. Но если в этом действии не будет высокомерия, то запрета есть за столом не будет[5].

Но это действие будет противоречить Сунне, поэтому мусульманам нужно устранить из домов обычай есть за столом: следует есть на полу и руками, и это принесет свет и баракат Сунны в дома.

К сожалению, иногда в домах тех, кого принято считать учеными, едят за столами, а вместо большой библиотеки стоит новая «плазма».

Что касается того, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не ел из посуды, то, как указывает имам аль-Байджури, это связано с тем, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не ел досыта, поэтому не было нужды в посуде[6].

Что касается того, на чем ели во времена Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, то они расстилали кусок ткани или одежду и ели на ней, потому что в использовании столов проявляется высокомерие, а если кушать просто на земле, то это может испачкать и испортить еду. Потому Шариат установил использование ткани, которая на арабском называется «суфра», а в индо-пакистанском мире принято использовать слово из фарси «дастархан». И, как указывает имам аль-Байджури со слов аль-Хасана аль-Басри, есть на этом будет сунной[7].

[1] Указано, что он был из племени бану Ханифа, которое было частью большого племени Раби’а. Достойный доверия. Хадисы от него встречаются во всех шести сборниках.

[2] Он и его отец были сподвижниками.

[3] Аль-Мавахиб, с. 263.

[4] Яхья ибн Маин указал на него как на достойного доверия. И ат-Тирмизи приводит с ним лишь этот хадис. Это указание нужно, чтобы отличить его от другого Юнуса – Юнуса ибн Убейды, одного из имамов Басры, который передавал от аль-Хасана аль-Басри и Абу Бурда.

[5] Аль-Мавахиб, с. 264.

[6] Там же.

[7] Аль-Мавахиб, с. 265.


Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Добавить комментарий