КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (77, 78)

باب ما جاء في اتكاء
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (حديثان)

Глава
о том, на кого Посланник Аллаха, солляллаху алейхи васаллям, опирался, и в ней два хадиса.
 

Сто двадцать восьмой хадис 

:حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن. حدثنا عمرو بن عاصم. حدثنا حماد بن سلمة عن حميد عن أنس
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان شاكياً فخرج يتوكأ على أسامة بن زيد وعليه ثوب قِطْري قد توشّح به فصلى بهم«

Сообщил нам Абдуллах ибн Абдур-Рахман от Амра ибн Асима от Хаммада ибн Саляма от Хумейда от Анаса: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, был болен, и вышел, опираясь на Усама ибн Зейда. И на нем была йеменская одежда, в которую он был укутан. И он совершил с ними намаз».
 

Разница между это главой и предыдущей заключается в том, что в предыдущей сообщалось о том, на что опирался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и что с этим связано, а в этой главе сообщается о том, на кого опирался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Что же касается самого хадиса, то речь идет о времени, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, уже был близок к тому, чтобы покинуть этот мир, он был болен и выходил из своей комнаты, опираясь на Усама ибн Зейда, для совершения намаза в качестве имама.
Сто двадцать девятый хадис 

:حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن. حدثنا محمد بن المبارك. حدثنا عطاء ابن مسلم الخفاف الحلبي. حدثنا جعفر بن برقان عن عطاء بن أبي رباح عن الفضل بن عباس قال
«دخلت على رسول الله (صلى الله عليه وسلم) في مرضه الذي توفي فيه، وعلى رأسه عصابة صفراء، فسلمت عليه، فقال يا فضل. قلت: لبّيك يا رسول الله، قال: اشدُد بهذه العصابة رأسي، قال: ففعلت ثم قعد فوضع كفّه على منكبي، ثم قام فدخل المسجد، وفي الحديث قصة

Сообщил нам Абдуллах ибн Абдур-Рахман от Мухаммада ибн аль-Мубарака от Ата ибн Муслима аль-Хаффафа аль-Халяби от Джафара ибн Буркана от Ата ибн Абу Рабаха от аль-Фадля ибн Аббаса[1]: «Я вошел к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, во время болезни, от которой он скончался. И на его голове была желтая ткань. И я поприветсвовал его. И он сказал: «О Фадль!»
 

Я сказал: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха». 

И он сказал: «Завяжи крепче эту повязку на мой голове». 

И я сделал это, потом он сел и ладонью оперся на мое плечо. Затем он встал и зашел в мечеть. И в этом хадисе есть история». 

В этом хадисе сообщается о последних днях жизни Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, его болезни и о том, как он выходил к людям в мечеть, опираясь на кого-либо.
И имам ат-Тирмизи, рахимахуллах, сообщил нам о двух таких сподвижниках: Усаме ибн Зейде и аль-Фадле ибн Аббасе, да будет Аллах доволен ими.
Что касается упомянутой истории, то имам ат-Тирмизи в последующих главах приведет ее полностью.

[1] Старший сын аль-Аббаса, дяди Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.

 

 


УРОК 78

 

 

باب ما جاء في صفة أكل
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (5) أحاديث

Глава о том, как ел Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней пять хадисов
.
Сто тридцатый хадис 

:حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي عن سفيان عن سعيد بن إبراهيم عن ابن لكعب بن مالك عن أبيه
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان يلعَق أصابعة ثلاثاً«
قال أبو عيسى وروى غير محمد بن بشار هذا الحديث قال: «يلعق أصابعه الثلاث«.

Сообщил нам Мухаммад ибн Башшар от Абдур-Рахмана ибн Махди от Суфьяна[1] от Саида ибн Ибрахима от Ибн Ка
ба ибн Малика от его отца, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, облизывал пальцы трижды.
 

Абу Иса сказал: «Остальные, кроме Мухаммада ибн Башшара, передают этот хадис: «Он облизывал три своих пальца»». 

Имам аль-Байджури[2] указывает, что это сунна и в этом следует подражать Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Что касается того, как следует облизывать пальцы: поочередно или сразу вместе, – имам аль-Байджури указывает, что сунна достигается обоими способами, но первый – более совершенный[3].
Что касается уточнения, какие именно пальцы использовал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, во время еды имам аль-Байджури передает от имама ат-Табарани, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ел большим, указательным и безыменными пальцами.[4]
А в некоторых риваятах передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ел пятью пальцами, и противоречие можно снять предположением, что в разных ситуациях происходило по-разному[5].
Сто тридцать первый хадис 

:حدثنا الحسن بن علي الخلال. حدثنا عفان. حدثنا حماد بن سلمة عن ثابت عن أنس قال
«كان النبي (صلى الله عليه وسلم) إذا أكل طعاماً لعق أصابعه الثلاث«

Передает аль-Хасан ибн Али аль-Халляль от Аффана от Хаммада ибн Салама от Сабита от Анаса: «Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ел, то облизывал три своих пальца».
 

Если человек будет испытывать отвращение к облизыванию пальцев после еды, но отвращение будет связано именно со своей практикой, а не с тем, что это относится к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, то в этом не будет неверия. Иначе есть страх, что человек может впасть в неверие, ведь, кто испытывает отвращение к какому-либо состоянию или действию Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, зная, что это исходит от Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, тот впадает в неверие[6].

[1] Суфьян ас-Саури.

[2] Аль-Мавахиб, с. 255.

[3] Там же.

[4] Аль-Мавахиб, с. 255-256.

[5] Там же.

[6] Аль-Мавахиб, с. 256.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует, ин ша Аллаh

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий