КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (75, 76)

(باب ما جاء في تكأة رسول الله (صلى الله عليه وسلم
وفيه (5) أحاديث

Глава о том, на что опирался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в этой главе пять хадисов.
 

Сто двадцать третий хадис 

:حدثنا عباس بن محمد الدوري البغدادي. حدثنا إسحاق بن منصور عن إسرائيل عن سماك بن حرب عن جابر بن سمرة قال
رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) متكئاً على وسادة على يساره«

Сообщил нам Аббас ибн Мухаммад ад-Дури аль-Багдади от Исхака ибн Мансура от Исраиля от Симака ибн Харба от Джабира ибн Самура: «Я видел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, опирался на подушку левой рукой».
 

Имеется в виду, что, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сидел, он опирался на подушку локтем.
Джабир, да будет доволен им Аллах, указывает, что рука была левой, но это свидетельствует о том, что он видел тогда, и здесь нет указания на то, что нежелательно опираться на правую руку[1].

Сто двадцать четвертый хадис
 

:حدثنا حميد بن مسعدة. حدثنا بشر بن المفضل. حدثنا الجريري عن عبد الرحمن بن أبي بكرة عن أبيه قال
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم)  ألا أحدثكم بأكبر الكبائر؟ قالوا بلى يا رسول الله قال: الإشراك بالله، وعقوق الوالدين قال: وجلس رسول الله (صلى الله عليه وسلم) وكان متكئاً قال: وشهادة الزور، أو قول الزور، قال فما زال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يقولها حتى قلنا ليته سكت«

Сообщил нам Хумейд ибн Мас`ада от Бишра ибн аль-Муфаддаля от аль-Джарири от Абдур-Рахмана ибн Абу Бакра от его отца: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам. сказал: «Не сообщить ли мне вам о самых больших грехах?» И они сказали: «Да, о Посланник Аллаха». И он сказал: «Придавать Аллаху сотоварищей и доставлять родителям хлопоты». И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, полулежал, опершись, а затем сел и сказал: «Лжесвидетельство», – либо сказал: «Ложь». И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не переставал повторять это, пока нам не пожелалось, чтобы он перестал».
 

Что касается определения большого греха, то среди факихов есть разногласия в этом вопросе.
Некоторые сказали, что большой грех – это грех, за который, согласно Корану и Сунне, угрожает наказание Адом или проклятием. Некоторые сказали, что это грех, за который в Шариате полагается физическое наказание (хадд), но это определение слабое, потому что в Шариате нет наказания за употребление в пищу свинины, однако это считается большим грехом[2].
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, назвал среди больших грехов многобожие (ширк). Все виды неверия (куфр) и многобожия (ширк) – это грехи, и нет грехов больше этих грехов, и если человек не покается в этих видах греха и не примет Ислам, то он будет вечно наказан в Аду. Но не все грехи будут неверием и многобожием.
Что касается родителей, то имеются в виду любые слова и действия, которые будут им причинять боль, беспокойство и неудобства, то есть все, что выходит в общепринятом смысле (урф) за рамки уважительного и хорошего отношения к родителям.
Прежде чем назвать третий большой грех, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, который полулежал, привстал – и упомянул лжесвидетельство.
Указание на то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, полулежа, на что-то опирался, и есть причина, по которой имам ат-Тирмизи привел данный хадис в этом разделе.
Имам аль-Байджури отмечает, что отсюда можно вынести, что дозволено преподавать в такой позе.

[1] Аль-Мавахиб, с. 245.

[2] Аль-Мавахиб, с. 246.

 

 

 

УРОК 76

На что опирался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

 

Сто двадцать пятый хадис 

- :حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا شريك عن علي بن الأقمر عن أبي جحيفة قال
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) أما أنا فلا آكل متكئاً«.

Сообщил нам Кутейба ибн Саид от Шарика от Али ибн аль-Акмара от Абу Джухейфа[1]: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Что касается меня, то я не ем, опираясь на что-то»».
 

Имеется в виду принимать пищу, склонившись на один из боков и опираясь при этом на что-то.
И имам аль-Байджури, рахимахуллах, указывает, что причина нежелательности связана с тем, что это действие высокомерных людей. Что же касается приема пищи лежа, то это еще более нежелательно.
От Али, каррамаллаху ваджхаху, передается, что он ел фрукты, орехи и подобные вещи лежа, поэтому в этом не будет нежелательности.
Что касается позы во время еды, то желательно сидеть на коленях либо сидеть на одной ноге, поставив другую прямо. В сидении по-турецки нет нежелательности, но это отказ от лучшего (хиляф аль-авля)[2].
Сто двадцать шестой хадис 

:حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي. حدثنا سفيان عن علي بن الأقمر قال سمعت أبا جحيفة يقول
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) لا آكل متكئاً «.

Сообщил нам Мухаммад ибн Башшар от Абдур-Рахмана ибн Махди от Суфьяна от Али ибн аль-Акмара: «Я слышал, как Абу Джухейфа сказал: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Я не ем, опираясь на что-либо»»».
 
Сто двадцать седьмой хадис 

:حدثنا يوسف بن عيسى. حدثنا وكيع. حدثنا إسرائيل عن سماك بن حرب عن جابر بن سمرة قال
«رأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) متكئاً على وسادة«.
قال أبو عيسى: لم يذكر وكيع على يساره، وهكذا روى غير واحد عن إسرائيل نحو رواية وكيع ولا نعلم أحداً، روى فيه على يساره إلا ما رواه إسحاق بن منصور عن إسرائيل.

Сообщил нам Юсуф ибн Иса от Ваки
а от Исраиля от Симака ибн Харба от Джабира ибн Самура: «Я видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, опирался на подушку». Абу Иса говорит: «Ваки не упомянул о левой руке. И все остальные передают от Исраиля так же, как и Ваки. И никто не передает от Исраиля про левую руку, кроме Исхака ибн Мансура».
 

Здесь имам ат-Тирмизи, рахимахуллах, указывает на важный аспект науки о хадисе, который называется «’иляль», то есть «скрытые изъяны хадиса».
Для того чтобы передатчик считался «сика», то есть достойным доверия, предъявляются два главных условия: адаля, то есть чтобы человек не совершал больших грехов, не совершал постоянно малые и не не делал того, что не подобает делать соблюдающему мусульманину. Второе, более сложное, условие – это совершенная память (ад-дабт ат-там), то есть чтобы передатчик хадиса, который он услышал от своего шейха, передавал его точно так же, не добавляя ничего от себя и не убавляя.
Если соответствие первому условию установить легко, то как определить, что у человека хорошая память и он не ошибается в своих передачах?
Имам Муслим, рахимахуллах, в предисловии к «Сахих» указывает, что для этого рассматривают имамов хадиса, которые служат образцами и насчет которых нет никаких разногласий, например, передачи Юнуса или Укейля от имама аз-Зухри. Эти ученики находились рядом с имамом долгое время и считаются самым достоверными передатчиками от этого имама. Потом передачи других передатчиков от этого имама сравнивают с теми, кого мы взяли за эталон, и если их передачи совпадают с эталонными риваятами, то считается что их память совершенна и у них нет ошибок. Если есть расхождения, то считается, что в их риваятах есть изъяны и ошибки.
И в нашем случае в качестве мадара иснада выступает Исраиль ибн Юнус (умер в 162-м г.), который считается великим имамом хадиса и самым лучшим передатчиком от Абу Исхака ас-Сабии.
И от этого имама Абу Суфьян Ваки’ ибн аль-Джаррах ар-Руаси (умер в 198-м г.), который считается одним из величайших имамов хадиса, передает хадис о том, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам, опирался на подушку, без указания на руку. Имам ат-Тирмизи говорит, что все остальные передатчики от Исраиля передают так же, как и Ваки’, кроме Исхака ибн Мансура ас-Салюли аль-Куфи, который также считается достойным доверия (сика)[3].
Иными словами, невозможно, чтобы все ученики Исраиля ибн Юнуса передавали один и тот же риваят без этого дополнения, а лишь один Исхак ибн Мансур передал его с этим дополнением, и именно на этот изъян указал имам ат-Тирмизи.

[1] Вахб ибн Абдуллах. Сподвижник, да будет доволен им Аллах.

[2] Аль-Мавахиб, с. 248-249.

[3] Икмаль тахзиб аль-камаль, 2/113, биография №422.



Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий