КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (73, 74)

  Таканну` Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям

باب ما جاء في تقنع
(رسول الله (صلى الله عليه وسلم
(وفيه حديث واحد)

Глава о таканну` Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в этой главе один хадис.

Сто девятнадцатый хадис

:حدثنا يوسف بن عيسى. حدثنا وكيع. حدثنا الربيع بن صبيح عن يزيد بن أبان عن أنس بن مالك قال
«كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم)  يكثر القناع كأن ثوبه ثوب الزيات«

Сообщил нам Юсуф ибн Иса от Ваки`а от ар-Раби`а ибн Субейха от Язида ибн Абана от Анаса ибн Малика:
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часто клал ткань [поверх умащенной головы]. И его одежда была подобна одежде торговца маслом».

Таканну` – это покрывать голову тканью после умащения, чтобы масло не запачкало одежду, в частности – чалму.
Автор «Мунтаха ас-суль»[1] передает от имама ас-Суюты, рахимахуллах, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, после умащения головы покрывал голову и большую часть лица тканью.
А еще имам аль-Байджури, рахимахуллах, приводит слова Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах:

التقنع من أخلاق الأنبياء

«Таканну` –
[одно] из нравственных качеств пророков»[2].
Это была одна из сунн Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и он был так постоянен в ее соблюдении, что его одежда стала похожа на одежду торговца маслом, ведь торговец работает с маслом – и поэтому его одежда пропитана им.
Также Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, смазывал маслом и бороду, и, как передает автор «Мунтаха ас-суль»[3] от ат-Табарани, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, смазывал бороду маслом, то начинал с эспаньолки.

[1] Мунтаха ас-суль, 1/318.

[2] Аль-Мавахиб, с. 241.

[3] Мунтаха ас-суль, 1/320.

 

 

 

УРОК 74

 

Как сидел Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям

 

باب ما جاء في جلسة
(رسول الله (صلى الله عليه وسلم
وفيه (3) أحاديث

Глава о том, как сидел Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней три хадиса.

Сто двадцатый хадис

:حدثنا عبد بن حميد. حدثنا عفان بن مسلم. حدثنا عبد الله بن حسان عن جدتيه عن قيلة بنت مخرمة أنها
«رأت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) في المسجد وهو قاعد القُرفصاء، قالت: فلما رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم)  المتخشّع في الجلسة فأرْعِدْتُ من الفَرَق

Сообщил нам Абд ибн Хумейд от Аффана ибн Муслима от Абдуллаха ибн Хассана от двух его бабушек[1] от Кайли бинт Махрама, что она видела, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сидел в мечети, прижав бедра к животу и обхватив руками голень (аль-курфуса). И он сказала: «И когда я увидела Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, таким сосредоточенным, то меня охватил страх».

Поза, описанная в хадисе, называется аль-курфуса – это когда человек сидит, прижав ноги к себе и обхватывает руками голень, и эта поза указывает на то, что человек сосредоточен, о чем-то думает, размышляет. Видимо, именно это напугало Кайлю бинт Махрама, да будет доволен ею Аллах: она увидела Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в размышлении и духовном сосредоточении.

Сто двадцать первый хадис

- :حدثنا سعيد بن عبد الرحمن المخزومي وغير واحد قالوا: حدثنا سفيان عن الزهري عن عباد بن تميم عن عمه
«أنه رأى النبي (صلى الله عليه وسلم) مستلقياً في المسجد واضعاً إحدى رجليه على الأخرى«.

Сообщил нам Саид ибн Абдур-Рахман аль-Махзуми и другие от Суфьяна от аз-Зухри от Аббада ибн Тамима от его дяди[2], что он видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, лежал на спине в мечети, положив ногу на ногу.

Имам аль-Байджури[3] указывает, что если в мечети можно лежать, то, однозначно, можно и сидеть. И поэтому имам ат-Тирмизи привел данный хадис в этом разделе.

А еще из этого хадиса видно, что разрешается лежать на спине, положив одну ногу на другую, если нет опасности раскрытия аурата[4].

Сто двадцать второй хадис

:حدثنا سلمة بن شبيب. حدثنا عبد الله بن إبراهيم المدني. حدثنا إسحاق بن محمد الأنصاري عن ربيح بن عبد الرحمن بن أبي سعيد عن أبيه عن جده أبي سعيد الخدري قال
«كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) إذا جلس في المجلس احتبى بيديه».

Сообщил нам Саляма ибн Шабиб от Абдуллаха ибн Ибрахима аль-Мадани от Исхака ибн Мухаммада аль-Ансари от Рубейха ибн Абдур-Рахмана ибн Абу Саида от его отца[5] от его деда, Абу Саида аль-Худри: «Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, садился, прижав ноги к себе и обхватив их руками (аль-ихтиба)».

Имам аль-Байджури указывает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сидел так, но не после утреннего намаза и не во время хутбы в пятницу, поскольку эта поза склоняет человека ко сну.

А после утреннего намаза Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сидел скрестив ноги до полного восхода солнца, когда небо становилось кристально белым.

[1] Сафия и Духая.

[2] Абдуллах ибн Зейд.

[3] Аль-Мавахиб, с. 244.

[4] Аль-Мавахиб, с. 244-245.

[5] Абдур-Рахман ибн Абу Саид.


Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах


Продолжение следует, ин ша Аллаh

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий