РАЗВИТИЕ ИСЛАМСКОГО ПРАВОСУДИЯ

   Судебная система во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Исламская судебная система – «кадаъ» – отличается от других судов. Кадаъ – это проявление воли Аллаха и доведение её до участников процесса, вынесение решения между людьми (участниками судебного процесса) согласно тому, что было ниспослано Всевышним Аллахом Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха).

Начальный этап развития Кадаъ был тесно связан с деятельностью самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который был первым шариатским судьёй – «кадием». Первоначально он лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди мусульман, так и между ними и немусульманами, и выносил решения согласно тому, что было ему ниспослано. Что касается случаев, когда насчёт конкретного рассматриваемого дела нет четких указаний в откровении, Он обсуждал его со своими сподвижниками (да будет доволен ими Аллах) и делал иджтихад (предельное усердие в формулировании мнения или же в вынесении правового заключения по какому-либо вопросу, относительно которого нет чёткого указания в Коране и Сунне).

Изучение хадисов о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вершил правосудие, позволило мусульманским учёным правоведам в дальнейшем формулировать многие принципы и нормы судоустройства и процессуального права. Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выполнял обязанности кадия и разрешал споры жителей Медины и представителей живущих поблизости племен. Представители этих племен приходили в Медину, чтобы Он разрешил возникший между ними спор. Если для вынесения решения было необходимо присутствие на месте возникновения спора, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял туда человека из числа своих сподвижников, который замещал его в вынесении заключительного решения. Что касается более далёких областей исламского государства, то правители этих областей, назначенные Пророком (мир ему и благословение Аллаха), выполняли и обязанности шариатских судей на местах. Эти наместники были наделены всей полнотой власти на подопечной территории, осуществляя и функции судей. Али ибн Абу Талиб и Муаз ибн Джабаль (да будет доволен ими Аллах) были известны как правители, выполняющие и обязанности кадиев во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако специальное назначение освобождённых от прочих обязанностей лиц для постоянного выполнения только функций судей во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не практиковалось.

Судебная система во время правления АБУ БАКРА (да будет доволен им Аллах)

После смерти Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) правителем мусульман и халифом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), но заложенные Пророком (мир ему и благословение Аллаха) основы мусульманского правосудия в течение ряда лет оставались без существенных изменений. Особенно строго эта система сохранилась в дальних областях исламского халифата. Правитель области одновременно являлся и кадием, то есть выполнял обязанности шариатского судьи. А что касается Лучезарной Медины, то там со временем был введён новый метод ведения судебных дел. Основные задачи деятельности судебной системы были возложены на Умара (да будет доволен им Аллах), который был известен своей справедливостью. Это было началом только частичного отделения судебной системы, ибо Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) не передал Умару (да будет доволен им Аллах) полностью решение судебных дел и сам также выполнял обязанности кадия. Судебная система не была разделена в других областях халифата, и наместник той или иной области одновременно считался и полноправным кадием этой местности. Такая система сохранилась на протяжении всего правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Судебная система во время правления УМАРА (да будет доволен им Аллах)

В начале правления Умара (да будет доволен им Аллах) он оставался и кадием, и правителем, и полководцем. Его наместники вместе со своими прямыми обязанностями также одновременно выполняли и обязанности кадиев, и обязанности командиров войск, находящихся на вверенных им территориях. Но с увеличением числа важных политических и государственных дел и расширением территорий халифата у него не оставалось времени на решение судебных споров, которые все чаще и чаще возникали среди жителей Медины. На это также повлияло увеличение население города и потока товаров, которое привозилось в Медину из разных уголков страны после завоевания новых территорий. Много времени уходило на создание органов управления на вновь присоединённых к халифату территориях. С этой целью с полководцами на местах велась постоянная переписка. Таким же было положение и у правителей областей на местах. Поэтому стало необходимым назначение отдельных освобождённых от прочих дел помощников для решения судебных дел простого населения, не касающихся интересов государства.

Учитывая всё это, Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), первым делом отделил обязанности кадия от обязанностей правителя и помимо наместников на местах назначил освобождённых от остальных дел кадиев, которые решали все судебные дела на местах. Однако некоторым кадиям, вдобавок к прямым обязанностям, были поручены вопросы образования или казны. Такая же система правления вводилась и во всех присоединённых во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) территориях Египта, Шама и Ирака. Причиной же немедленного введения на новых территориях отдельного института судей была высокая плотность населения и увеличение числа спорных дел между жителями этих областей. Тем не менее, мы не можем утверждать, что Умар (да будет доволен им Аллах) полностью отделил судебную систему от государства, это было только началом становления отдельного института судей. Потому что он сам назначал, освобождал и в случае необходимости привлекал к суду самих кадиев. Также он давал указания наместникам на местах по вопросам выбора и назначения кадиев. Он писал правителям областей, чтобы они назначали кадиями праведных мусульман. Он также давал указания и самим кадиям на местах и вёл с ними переписку. Умар (да будет доволен им Аллах) сам экзаменовал некоторых кадиев перед их назначением на эту ответственную должность, указывал им направление, от которого нельзя было отклониться, делился ценными советами и своими познаниями в этой области. Об этом свидетельствуют его письма, отправленные кадиям в разных областях, а также его бессмертные изречения, которые передаются из поколения в поколение.

С целью полного освобождения кадиев только для решения судебных дел, чтобы они не отвлекались на свои трудности и проблемы своей семьи материального плана Умаром (да будет доволен им Аллах),для них было установлено материальное содержание из казны государства. Это позволяло им сосредоточиться на своих прямых обязанностях и быть полностью независимыми в ходе вынесения судебных решений. С некоторыми незначительными изменениями такая судебная система сохранялась на протяжении всего правления Умара (да будет доволен им Аллах).

В дальнейшем официальное право назначения судей постепенно утвердилось за правителем, и уже в начальный период власти династии Аббасидов (750-1258) судьи в правовом отношении выступали от имени халифа, который делегировал им часть своих полномочий.

Следует иметь в виду, что после прихода к власти Аббасидов необычайно большие полномочия в халифате приобрёл верховный судья, который по поручению Халифа подбирал и назначал других судей, контролировал их деятельность и даже экзаменовал их на знание мусульманского права перед вступлением в должность.
islamdag.ru

Добавить комментарий