КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (67, 68)

باب ما جاء في صفة مِغْفر
(رسول الله (صلى الله عليه وسلم
وفيه حديثان

Глава c описанием шлема Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней два хадиса.
Сто пятый хадис
:حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا مالك بن أنس عن ابن شهاب عن أنس بن مالك
أن النبي (صلى الله عليه وسلم) دخل مكة وعليه مغفر، فقيل له هذا ابن خَطَل متعلق بأستار الكعبة فقال اقتلوه«

Сообщил нам Кутейба ибн Саид от Малика ибн Анаса от Ибн Шихаба от Анаса ибн Малика, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, вошел в Мекку и на нем был шлем. И ему сказали: «Это Ибн Хаталь, который вцепился в одеяния Каабы». И он сказал: «Казните его».
Имам аль-Байджури указывает, что в другом риваяте говорится, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вошел в Мекку в черной чалме.
Между этими риваятами нет противоречия, так как шлем мог быть надет на чалму сверху.
Также в этом заключено указание, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был готов к сражению, а в сообщении, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был в чалме, указано, что он не был состоянии ихрам[1].
Сто шестой хадис
:حدثنا عيسى بن أحمد. حدثنا عبد الله بن وهب حدثني مالك بن أنس عن ابن شهاب عن أنس بن مالك
أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) دخل مكة عام الفتح وعلى رأسه المغفر قال فلما نزعه جاءه رجل فقال له: ابن خطل متعلق بأستار الكعبة فقال اقتلوه، قال ابن شهاب، وبلغني أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) لم يكن يومئذ محرماً«

Сообщил нам Иса ибн Ахмад от Абдуллаха ибн Вахба от Малика ибн Анаса от Ибн Шихаба от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вошел в Мекку при ее завоевании и на его голове был шлем. И когда он его снял, то пришел человек[2] и сказал: «Ибн Хаталь вцепился в одеяния Каабы». И он сказал: «Казните его».
Ибн Шихаб сказал: «До меня дошло, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в тот день не был в состоянии ихрама».
Что касается Ибн Хаталя, то он был раньше мусульманином, а затем отрёкся от Ислама, убивал мусульман, оскорблял и ругал Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Аммар ибн Ясир и Саид ибн Хурейс поспешили выполнить повеление Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, но Саид ибн Хурейс опередил Аммара.
В другом риваяте указывается, что казнь была осуществлена Абу Барзой, но можно объединить эти риваяты, если принять, что оба сподвижника участвовали в казни этого муртадда.
Именно на основе этого хадиса маликиты говорят, что того, кто ругал и оскорблял Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, казнят, даже если он покаялся и принял Ислам: казнь все равно должна быть осуществлена в виде защиты чести Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Также на основе этого хадиса шафииты говорят, что если человек не собирается совершать паломничество: ни малое, ни большое, – то ему разрешено заходить в Мекку, не будучи в состоянии ихрам.

[1] Аль-Мавахиб, с. 224.

[2] Это был Абу Барза, да будет доволен им Аллах.

 

 


УРОК 68

 

 

باب ما جاء في عمامة
(رسول الله (صلى الله عليه وسلم
وفيه (5) أحاديث

Глава о том, что передается о чалме Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней пять хадисов.

Сто шестой хадис
:حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي عن حماد بن سلمة (ح) وحدثنا محمود بن غيلان حدثنا وكيع عن حماد بن سلمة عن أبي الزبير عن جابر قال
دخل النبي (صلى الله عليه وسلم) مكة يوم الفتح وعليه عمامة سوداء«

Сообщил на Мухаммад ибн Башшар от Абдур-Рахмана ибн Махди от Хаммада ибн Саляма (ха), и Махмуд ибн Гаялян сообщил нам от Вакиа от Хаммада ибн Саляма от Абу аз-Зубейра от Джабира: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, вошел в Мекку в день ее завоевания – и на нем была черная чалма».
Чалма – это ткань, которая обвязывается вокруг тюбетейки, и ее ношение – Сунна[1].
Некоторые люди из бану аль-Мутасым говорили, что эта чалма была передана аль-Аббасу, дяде Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и потом ее повязывали на головы тех, кто становился халифом.
В этом хадисе мы наблюдаем явление, которое мухаддисы называют «тахвиль санад», то есть когда два иснада соединяются в одном из звеньев и приводят к одному хадису. Это указывается значком «ха».
В данном случае имам ат-Тирмизи, рахимахуллах, приводит два своих иснада до Хаммада ибн Саляма в этом хадисе: первый – Мухаммад ибн Башшар от Абдур-Рахмана ибн Махди, а второй – Махмуд ибн Гаялян от Вакиа.
В терминологии хадиса Хаммада ибн Саляма называют «мадар иснад», то есть центром, к котором возвращаются оба иснада.
Сто седьмой хадис
:حدثنا ابن أبي عمر. حدثنا سفيان عن مساور الوراق عن جعفر بن عَمرو بن حريث عن أبيه قال
«رأيت على رأس رسول الله (صلى الله عليه وسلم) عمامة سوداء«

Сообщил нам Ибн Абу Умар от Суфьяна[2] от Мусавира аль-Варрака[3] от Джафара ибн Амра ибн Хурейса от его отца: «Я видел на голове Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, черную чалму».
Сто восьмой хадис
:حدثنا محمود بن غيلان ويوسف بن عيسى قالا حدثنا وكيع عن مساور الوراق عن جعفر بن عمرو بن حريث عن أبيه
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) خطب الناس وعليه عمامة سوداء«

Сообщили нам Махмуд ибн Гаялян и Юсуф ибн Иса от Вакиа от Мусавира аль-Варрака от Джафара ибн Амра ибн Хурейса от его отца: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, обратился к людям с проповедью, и на нем была черная чалма».
Это все – пересказ одного события, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, с мусульманами вошел в Мекку, и на нем был шлем, что указывало на то, что он был готов отразить военные провокации язычников. И под этим шлемом была видна чалма.
И потом Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обратился к мусульманам с проповедью возле Каабы.

[1] Аль-Мавахиб, с. 227.

[2] Суфьян ибн Уейна,

[3] Аскет. Некоторые говорили о его незначительных ошибках. Хадисы от него встречаются во всех шести сборниках, кроме сборника Бухари.

 

 

Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий