КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (63, 64)

   Девяносто второй хадис
:حدثنا يحيى بن موسى. حدثنا عبد الله بن نمير. حدثنا إبراهيم بن الفضل عن عبد الله بن محمد بن عقيل عن عبد الله بن جعفر
أنه (صلى الله عليه وسلم) كان يتختم في يمينه»

Сообщил нам Яхья ибн Муса от Абдуллаха ибн Нумейра от Ибрахима ибн аль-Фадля[1] от Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Акиля от Абдуллаха ибн Джафара, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо на правой руке.
Имам аль-Байджури, рахимахуллах, указывает, что в одной из передач этого риваята есть добавление: «И правая рука более достойна красоты, чем левая».

Девяносто третий хадис
:حدثنا أبو الخطاب زياد بن يحيى. حدثنا عبد الله بن ميمون عن جعفر بن محمد عن أبيه عن جابر بن عبد الله  
أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان يتختم في يمينه«

Сообщил нам Абу аль-Хаттаб Зияд ибн Яхья[2] от Абдуллаха ибн Маймуна от Джафара ибн Мухаммада[3] от его отца[4] от Джабира ибн Абдуллаха, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо на правой руке».
 
Девяносто четвертый хадис

:حدثنا محمد بن حميد الرازي. حدثنا جرير عن محمد بن إسحاق عن الصلت بن عبد الله قال: كان ابن عباس يتختم في يمينه ولا إخاله، إلا قال
كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يتختم في يمينه»

Сообщил нам Мухаммад ибн Хумейд ар-Рази от Джарира от Мухаммада ибн Исхака от ас-Сальта ибн Абдуллаха: «Ибн Аббас носил кольцо на левой руке, и я думаю[5], что он сказал: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо на правой руке»».
Имам аль-Байджури[6] говорит, что этот хадис есть у Абу Дауда в более полной форме: «Мухаммад ибн Исхак сказал: «Я увидел на правом мизинце ас-Сальта кольцо и спросил его об этом. И он сказал: «Я видел, как Ибн Аббас носил его – и далее идет этот хадис»»».
Девяносто пятый хадис
:حدثنا محمد بن أبي عمر. حدثنا سفيان عن أيوب بن موسى عن نافع عن ابن عمر
أن النبي (صلى الله عليه وسلم) اتخذ خاتماً من فضة وجعل فصّه مما يلي كفه ونقش فيه محمد رسول الله ونهى أن ينقش أحدٌ عليه، وهو الذي سقط من مُعَيقيب في بئر أريس«

Сообщил нам Мухаммад ибн Абу Умар от Суфьяна от Аюба ибн Муса от Нафиа от Ибн Умара: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо из серебра. И его сердцевина была на стороне ладони. И на нем было написано: «Мухаммад – Посланник Аллаха». И он запретил кому-либо [еще] иметь такую же надпись. И это то же кольцо, которое упало у Муайкаба в колодец Арис».
Существуют разные риваяты насчет того, была сердцевина перстня на внешней стороне ладони или на внутренней.
Надпись «Мухаммад – Посланник Аллаха» была запрещена для остальных, потому что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, использовал это кольцо для печати. Если у кого-то еще была бы такая же печать, то это могло бы внести смуту и неясность в дела мусульман[7].

[1] Мухаммад ибн аль-Фадль ибн Сулейман аль-Махзуми, не Мухаммад ибн аль-Фадль ибн Сувейд. Хадисы от него передают Ибн Маджа и ат-Тирмизи. Считается слабым передатчиком.

[2] Считается слабым передатчиком. Хадисы от него передает лишь ат-Тирмизи.

[3] Джафар ас-Садык.

[4] Мухаммад аль-Бакир.

[5] Это слова ас-Сальта ибн Абдуллаха.

[6] Аль-Мавахиб, с. 211.

[7] Аль-Мавахиб, с. 213.

 

УРОК 64

 

Девяносто шестой хадис

:حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا حاتم بن إسماعيل عن جعفر بن محمد عن أبيه قال
.»كان الحسن والحسين يتختمان في يسارهما»

Сообщил мне Кутейба ибн Саид от Хатима ибн Исмаиля от Джафара ибн Мухаммада от его отца[1]: «Аль-Хасан и аль-Хусейн носили кольца на левой руке».
Что касается Мухаммада аль-Бакира, то он не мог видеть Хасана и передавать, на каком пальце тот носил кольцо. А что касается Хусейна, то в день, когда его убили, тому было четыре года, и есть вероятность, что он мог запомнить, на каком пальце носил Хусейн, то есть его дед, это кольцо.
Есть версия, что он передавал это от своего отца, Зейн аль-Абидина, да будет доволен им Аллах, и тогда в риваяте пропущен передатчик.
Имам аль-Байхакы передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Абу Бакр, Умар, Али, Хасан и Хусейн носили кольца на левой руке.
И, возможно, автор привел этот риваят с таким иснадом в главе с таким названием, потому что этот риваят не считается доводом.
Девяносто седьмой хадис

:حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن. حدثنا محمد بن عيسى (وهو ابن الطباع) حدثنا عباد بن العوام عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن أنس بن مالك
أنه (صلى الله عليه وسلم) كان يتختم في يمينه«

Сообщил нам Абдуллах ибн Абдур-Рахман от Мухаммада ибн Иса (и это Ибн ат-Таба`)[2] от Аббада ибн аль-Аввама[3] от Саида ибн Абу Аруба[4] от Катады от Анаса ибн Малика, что
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо на правой руке.
Имам аль-Байджури[5] указывает, что в некоторых рукописях «Шамаиль» после этого хадиса идут слова имама ат-Тирмизи:
قال أبو عيسى: هذا حديث غريب لا نعرفه من حديث سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن أنس عن النبي (صلى الله عليه وسلم) نحو هذا إلا من هذا الوجه. وروى بعض أصحاب قتادة عن قتادة عن أنس بن مالك عن النبي (صلى الله عليه وسلم) أنه كان يتختم في يساره وهو حديث لا يصح أيضاً
«Этот хадис – гариб. И из хадисов от Саида ибн Абу Аруба от Катады от Анаса от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, мы знаем лишь этот хадис. Некоторые ученики Катады передают от Катады от Анаса, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо и на левой руке. И этот хадис также недостоверен».
Девяносто восьмой хадис

:حدثنا محمد بن عبيد الله المحاربي. حدثنا عبد العزيز بن أبي حازم عن موسى بن عقبة عن نافع عن ابن عُمر قال
اتخذ رسول الله (صلى الله عليه وسلم) خاتماً من ذهب فكان يلبسه في يمينه فاتخذ الناس خواتيمَ من ذهب فطرحه (صلى الله عليه وسلم) وقال لا ألبسه أبداً فطرح الناس خواتيمهم

Сообщил нам Мухаммад ибн Убейдуллах аль-Мухараби от Абдуль-Азиза ибн Абу Хазима от Мусы ибн Укбы от Нафиа от Ибн Умара: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо из золота, а затем и люди начали носить из золота, и он выкинул его, сказав: «Я никогда больше не буду носить». И люди потом тоже их выбросили».
Речь идет о том времени, когда золото еще не было запрещено, и то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, выбросил это кольцо, совпало с запретом золота и серебра для мужчин.

[1] Мухаммад аль-Бакир.

[2] Имам-хафиз.

[3] Хадисы от него встречаются во всех шести сборниках.

[4] Имам своего времени. Хадисы от него встречаются во всех шести сборниках.  

[5] Аль-Мавахиб, с. 215.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий