КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (55, 56)

  Семьдесят четвертый хадис 

:حدثنا إسحاق بن موسى الأنصاري. قال حدثنا معن. قال حدثنا مالك. حدثنا سعيد بن سعيد المقبري. عن عبيد بن جريج أنه قال لابن عمر رأيتك تلبس النعال السّبتية قال
إني رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يلبس النعال التي ليس فيها شَعَر، ويتوضأ فيها فأنا أحب أن ألبسها«

Сообщил нам Исхак ибн Муса аль-Ансари[1], которому сообщил Ма`н[2], которому сообщил Малик, которому сообщил Саид ибн Саид аль-Макбури[3] от Убейды ибн Джурейра, что он сказал Ибн Умару: «Я вижу, что ты носишь обувь из кожи, на которой нет волос». И он сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, надевал обувь из кожи, на которой не было волос. И он совершал омовение в них. И поэтому я люблю надевать их».
 

Речь идет о сандалиях из кожи, на которой после дубления не остается никаких волос.
Что касается слов «и он совершал омовение в них», то имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, омыв ноги, сразу же надевал сандалии, прежде чем ноги высохнут[4].

Семьдесят пятый хадис
 

:حدثنا إسحاق بن منصور. حدثنا عبد الرزاق عن معمر. عن ابن أبي ذئب عن صالح مولى التوأمة عن أبي هريرة قال
«كان لنعل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قِبالان

Сообщил нам Исхак ибн Мансур, которому сообщил Абдур-Раззак от Ма`мара[5] от Ибн Абу Зиъба[6] от Салиха[7] (мавля ат-Тавмаъа) от Абу Хурейры, который сказал: «На обуви Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, было два ремешка»
.
Передается, что эта обувь была сделана из коровьей кожи[8]. Также имам аль-Байджури передает, что Али, да будет доволен им Аллах, любил носить обувь желтого цвета[9].
Семьдесят шестой хадис 

:حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا أبو أحمد حدثنا سفيان عن السُّدي قال حدثني من سمع عمرو بن حُريث يقول
رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يصلي في نعلين مخصوفتين«
 
Сообщил нам Ахмад ибн Муни`, которому сообщил Абу Ахмад, которому сообщил Суфьян от ас-Судди, которому сообщил тот, кто слышал, как Амр ибн Хурейс говорил: «Я видел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз в залатанных сандалиях». 

Иными словами, сандалии Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, были не новыми, а уже ношеными, и сам Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, собственноручно их чинил[10].
Как мы видим, в этом хадисе есть неизвестный передатчик, а именно тот, от которого ас-Судди слышал слова Амра ибн Хурейса.
Аль-Байджури передает от аль-Кастыляни, что это, скорее всего, Ата ибн ас-Саъиб, но, так как в конце жизни он стал путаться в риваятах, ас-Судди не назвал его имя, чтобы его не критиковали на это, но сам слышал от него хадис до этой перемены[11].

[1] Имам аль-Байджури указывает, что существуют разночтения в разных рукописях «Аш-Шамаиль» в отношении имени этого передатчика. В некоторых говорится, что это Исхак ибн Муса, а в некоторых – что это Исхак ибн Мухаммад, который, согласно «Ат-Такриб» Ибн Хаджара считается неизвестным передатчиком.

[2] Один из имамов хадиса. Один из самых надежных передатчиков от Малика.

[3] Достойный доверия.

[4] Аль-Мавахиб, с.188.

[5] Один из величайших ученых Йемена.

[6] Мухаммад ибн Абдур-Рахман. Величайший ученый и праведник.

[7] Достойный доверия, но в конце жизни он начал путаться в риваятах, приводя хадисы, похожие на выдуманные, но Ибн Абу Зиъб передает от него до этой перемены.

[8] Аль-Мавахиб, с. 190.

[9] Там же.

[10] Аль-Мавахиб, с. 190.

[11] Там же.


УРОК 56

Семьдесят седьмой хадис
:حدثنا إسحاق بن موسى الأنصاري. حدثنا معن. حدثنا مالك عن أبي الزناد عن الأعرج عن أبي هريرة أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قال
لا يمشينّ أحدكم في نعل واحدة، لينعلهما جميعاً أو ليحفهما جميعاً«
.حدثنا قتيبة عن مالك بن أنس عن أبي الزناد نحوه

Сообщил нам Исхак ибн Муса аль-Ансари, которому сообщил Ма
`н, которому сообщил Малик от Абу аз-Зинада[1] от аль-А`раджа[2] от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Пусть никто из вас не ходит в одной туфле на ноге, пусть носит обувь на обеих ногах либо ходит босым». Кутейба сообщил нам подобное же от Малика ибн Анаса от Абу аз-Зинада.
Запрет в этом хадисе указывает на нежелательность[3]. И речь идет о том, когда одну часть парных частей тела выделяют в одежде. Также сюда относится случай, когда человек надевает хуфф или носок только на одну ногу[4].
В молодежной среде, например, модно закатывать одну штанину, а другую оставлять как обычно, и это тоже нежелательно.
Имам ат-Тирмизи в конце привел другой иснад к этому же сообщению от своего другого шейха, Кутейды ибн Саида. Иногда мухаддисы приводят два одинаковых хадиса с разными иснадами как два отдельных хадиса, а иногда, если в хадисе нет смысловых различий, они приводят в конце часть иснада, говоря, что этот риваят передается «подобным же образом». Это очень часто можно увидеть в «Сунан» имама ат-Тирмизи.
Также имам аль-Байжури[5] указывает, что в этом иснаде пропущен аль-А`радж, и поэтому второй риваят – мурсаль, но шейх Мухаммад Аввама, хафизахуллах, указывает, что тут ссылка на предыдущий риваят, и поэтому здесь нет ирсаля и хадис с непрерывным иснадом.
Семьдесят восьмой хадис 

:حدثنا إسحاق بن موسى. حدثنا معن. حدثنا مالك عن أبي الزبير عن جابر
أن النبي (صلى الله عليه وسلم) نهى أن يأكل –يعني الرجل- بشماله أو يمشي في نعل واحدة«

Сообщил Исхак ибн Муса, которому сообщил Ма`н, которому сообщил Малик от Абу аз-Зубейры от Джабира, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, запретил, чтобы человек ел левой рукой и ходил в одной туфле.
 

Что касается потребления пищи без нужды левой рукой, то, согласно мнению шафиитов, это является макрух танзихи, а по мнению маликитов и ханбалитов – макрух тахрими[6].
Также Ибн Хаджар аль-Хайтами указывает, что нежелательно надевать обувь стоя, для этого следует присесть[7].
Семьдесят девятый хадис 

:حدثنا قتيبة عن مالك (ح) وحدثنا إسحاق بن موسى. حدثنا معن. حدثنا مالك عن أبي الزناد عن الأعرج عن أبي هريرة
أن النبي (صلى الله عليه وسلم) قال: إذا انتعل أحدكم فليبدأ باليمين. وإذا نزع فليبدأ بالشمال، فلتكن اليمين أولهما تنعل وآخرهما تنزع«

Сообщил Кутейба от Малика (ха) и сообщил нам Исхак ибн Муса, которому сообщил Ма`н, которому сообщил Малик от Абу аз-Зинада от аль-А`раджа от Абу Хурейры, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Если кто-то из вас надевает обувь, то пусть начнет с правой ноги, а если снимает – то с левой. И пусть правая нога будет первой, на которую надевается
[туфля], и последней, с которой снимается».
 

Это один из адабов обувания и разувания.

[1] Абдуллах ибн Зикван. Относится к числу малых табиинов.

[2] Абдур-Рахман ибн Хурмуз. Великий ученый.

[3] Аль-Мавахиб, с. 191.

[4] Там же.

[5] Аль-Мавахиб, с. 192.

[6] Аль-Мавахиб, с.193.

[7] Ашраф аль-васаиль, с. 143.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий