КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (49, 50)

  Пятьдесят девятый хадис
حدثنا سويد بن نصر. حدثنا عبد الله بن المبارك عن سعيد بن إياس الجريري عن أبي نضرة: عن أبي سعيد الخدري قال
«كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) إذا استجدَّ ثوباً سماه باسمه (عمامة أو قميصاً أو رداءً) ثم يقول اللهم لك الحمد كما كسوتنيه، أسألك خيره وخير ما صنع له، وأعوذ بك من شره وشر ما صنع له«.
حدثنا هشام بن يونس الكوفي. حدثنا القاسم بن مالك المزني عن الجريري عن أبي نضرة عن أبي سعيد الخدري عن النبي (صلى الله عليه وسلم) نحوه.

Сообщил нам Сувейд ибн Наср, которому сообщил Абдуллах ибн аль-Мубарак от Саида ибн Ияса аль-Джарири от Абу Надра от Абу Саида аль-Худри, который сказал: «Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, брал новую одежду, то называл ее по имени (чалма, или камис, или накидка), а затем говорил: «О Аллах, тебе хвала так, как ты одел меня. И я прошу у Тебя блага от нее и того, для чего она создана. И я прошу у Тебя защиты от ее зла и зла того, ради чего она создана».
Сообщил нам Хишам ибн Юнус аль-Куфи[1], которому сообщил аль-Касим ибн Малик аль-Музани[2] от аль-Джарири от Абу Надра от Абу Саида аль-Худри от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, подобный же хадис.
Что касается слов «называя ее по имени», то имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говорил: «Эта чалма», – или: «Этот камис», – и дальше читал приведенное дуа.
Что касается дуа, то считается сунной читать это дуа, когда человек надевает новую одежду, прося у Аллаха, чтобы она послужила для блага и чтобы Аллах защитил от зла, которое может быть совершено за счет этой одежды, например, привлечение к себе внимания противоположного пола.
Особенно это касается женщин, которые в наше время каждую свою покупку сразу же выставляют в социальные сети для общего обозрения и привлечения внимания противоположного пола.
Также имам ат-Тирмизи привел еще один иснад к подобному по смыслу хадису. И если матн хадиса похож, то мухаддисы не приводили его, а говорили: «Подобный же хадис».

Шестидесятый хадис
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا معاذ بن هشام. حدثني أبي عن قتادة عن أنس بن مالك قال:
«كان أحب الثياب إلى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يلبسه الحِبَرة«.

Сообщил Мухаммад ибн Башшар, которому сообщил Муаз ибн Хишам, которому сообщил его отец от Катада от Анаса ибн Малика, который сказал: «Самой любимой одеждой Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, была накидка».
Это было нечто вроде палантина из йеменского хлопка, в который укутывался Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Что касается внешнего противоречия с хадисом от Умм Салямы, в котором сообщается, что любимой одеждой Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был камис, то имам аль-Байджури указывает, что камис был любимой одеждой Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, когда он был у своих жен, а накидка – когда был среди своих сподвижников.
А еще имам аль-Байджури[3] говорит, что этот хадис более достоверный, потому что на нем сошлись Бухари и Муслим, и поэтому ему не может противостоять хадис от Умм Салямы, который приводился до этого.

[1] Достойный доверия. От него передают хадисы Абу Дауд и Тирмизи.

[2] Хадисы от него передают Бухари, Муслим, Тирмизи и Ибн Маджа.

[3] Аль-Мавахиб, с. 165.


УРОК 50


Шестьдесят первый хадис
حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا عبد الرزاق. حدثنا سفيان عن عون ابن أبي جحيفة عن أبيه قال:
«رأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) وعليه حلة حمراء كأني أنظر إلى بريق ساقيه قال سفيان أراها حِبَرَة«

Сообщил нам Махмуд ибн Гаялян, которому сообщил Абдур-Раззак, которому сообщил Суфьян[1] от Ауна ибн Абу Джухейфа от его отца[2]:
«Я видел на Пророке, солляллаху алейхи ва саллям, красное одеяние. И как будто я смотрю на блеск его голени». И Суфьян сказал: «И мне кажется, это накидка».
Из этого хадиса мы понимаем, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, закутывался в накидку полностью, так что края его палантина доходили до голени.

Шестьдесят второй хадис
:حدثنا علي بن خشرم. حدثنا عيسى بن يونس عن إسرائيل عن أبي إسحاق عن البراء بن عازب قال
ما رأيت أحداً من الناس أحسن في حلة حمراء من رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ، أنْ كانت جُمَّتُهُ لَتضرب قريباً من منكبيه»

Сообщил нам Али ибн Хашрам[3], которому сообщил Иса ибн Юнус[4] от Исраиля[5] от Абу Исхака от аль-Бараъ ибн Азиба, который сказал: «Я не видел никого в красном одеянии красивее Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. И его волосы почти касались плеч».
Этот хадис уже толковался ранее.
Шестьдесят третий хадис
:حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي. حدثنا عبيد الله بن إياد عن أبيه عن أبي رمثة قال
رأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) وعليه بردان أخضران»

Сообщил нам Мухаммад ибн Башшар, которому сообщил Абдур-Рахман ибн Махди, которому сообщил Убейдуллах ибн Ияд[6] от его отца[7] от Абу Римса: «Я видел Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и на нем были две зеленые накидки».
Это одежда вроде плаща, в который закутываются. Отсюда и название известной касыды «Аль-Бурда».
Шестьдесят четвертый хадис
:حدثنا عبد بن حميد. حدثنا عفان بن مسلم. قال حدثنا عبد الله بن حسان العنبري عن جدتيه دُحيبة وعُليبة عن قيلة بنت مخرمة قالت
رأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) وعليه أسمال ملّييتَيْن كانتا بزعفران وقد نفضته وفي الحديث قصة طويلة«

Сообщил нам Абд ибн Хумейд, которому сообщил Аффан ибн Муслим, которому сообщил Абдуллах ибн Хассан аль-Анбари от двух своих бабушек Зухейли и Гулейбы от Кальи бинт Махрама, которая сказала: «Я видела Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и на нем было несколько тканей одежды, окрашенных шафраном, цвет которого почти стерся». И в этом хадисе длинная история.
В некоторых хадисах содержится запрет носить одежду, которая окрашена шафраном. Имам аль-Байджури пишет, что речь идет, о свежеокрашенной одежде, когда заметны блеск и сияние шафрана, и запрет касается именно этой ситуации, а если шафран уже начинает выцветать, то запрета уже нет[8].[1] Суфьян ас-Саури.

 

[2] Абу Джухейфа. Известный сподвижник.

[3] Имам и хафиз. От него передают Муслим, Насаи, Ибн Хузейма и другие.

[4] Достойный доверия. Хадисы от него передаются во всех шести сборниках.

[5] Брат Исы ибн Юнуса. Был старше него.

[6] Хадисы от него встречаются во всех шести сборниках, кроме сборника Ибн Маджа.

[7] Ияда.

[8] Аль-Мавахиб, с. 169.



Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.

____________________________

Azan.kz

_______________________________

Добавить комментарий