ИЗ ЖИЗНИ ТАБИИНОВ: САЛИМ ИБН АБДУЛЛАh

Поговорим об одном из выдающихся богословов Ислама прошлых веков. Он был двоюродным братом Касима ибн Мухаммада и подобно ему считался одним из семи факихов (правоведов) Медины, так же он был сыном Ибн Умара, знаменитого передатчика хадисов, сына второго праведного Халифа Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен ими Аллах). Это имам, известный своей богобоязненностью и набожностью, аскет, чья отрешенность от мирского вызывала у окружающих удивление и восхищение, муфтий, чьим решениям следовала вся лучезарная Медина и табиин (последователь сподвижников), которому посчастливилось лицезреть многих из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его имя Салим ибн Абдуллах ибн Умар иб Аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах).

«Никто из современников Салима ибн ‘Абдуллах не был более похожим на праведных предшественников в равнодушии к мирским благам, достоинствах и образе жизни, чем он».

Имам Малик ибн Анас

Салим ибн Абдуллах (да будет доволен ими Аллах) (ум.–106/– 724)

Салим ибн Абдуллах родился во времена правления третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) в столице халифата того периода Медине. Отец будущего ученого Абдуллах был сподвижником пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и сыном известного своей набожностью и справедливостью праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Принадлежность к такому благородному роду стала определяющей в жизни будущего богослова. Живя и воспитываясь в атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой сиянием божественного Откровения, Салим ибн Абдуллах с каждым днем становился все ученее, мудрее и набожнее – таким же, каким был и его благородный отец Абдуллах ибн Умар. Воспетые Исламом достоинства и коранический нрав стали отличительными чертами его характера.

Первым и одним из основных учителей Салима стал его отец Абдуллах. У него он учился Корану и хадисам, которые тот слышал непосредственно от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Но мудрый отец не позволил сыну ограничиться знаниями, полученными лишь от него. Попутно он отправлял Салима и в мечеть Пророка (мир ему и благословение), где в те времена было все еще немало благородных асхабов (сподвижников).

С первого же дня своего пребывания в мечети Салим погрузился в удивительную атмосферу, излучавшую свет богобоязненности и праведности. Куда бы ни посмотрел и к чему бы он ни прислушался, везде и всегда мальчик слышал и видел лишь благое. Ему посчастливилось встретиться и перенять знания у таких великих асхабов, как у человека, приютившего в своем доме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) когда тот переселился из Мекки в Медину Абу Айюб аль-Ансари (мир ему и благословение), и передавшего самое большое количество хадисов Посланника Всевышнего (да будет доволен им Аллах) Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах); жена Посланника Аллаха Айша и многие другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Праведные и благочестивые – асхабы являлись маяком для всех желающих обрести знания и искренность в служении Аллаху. Их духовная энергия заряжала верующих на самые благородные и великие дела.

Получивший сильнейший заряд этой энергии сподвижников в виде бесценных знаний герой нашего рассказа Салим ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) вскоре и сам стал его обильным источником.

Проявив усердие и настойчивость в изучении исламских наук, Салим ибн Абдуллах очень скоро стал одним из самых выдающихся ученых и одним из предводителей табиинов – последователей сподвижников. Его знания были настолько обширны, а влияние в народе столь высоко, что люди шли к нему с просьбами как разрешить религиозные вопросы, так и за помощью в мирских делах. Богобоязненный, набожный, правдивый и искренний в речах и делах, он стал любим как среди простого народа, так и среди правителей огромной исламской империи. Авторитет ученого возвысился до такой степени, что даже наместники халифов позволяли своим судьям выносить то или иное шариатское решение только после того, как его одобрит Салим и остальные богословы из числа семи факихов Медины.

Занимая такое высокое положение в сердцах народа, Салим при желании мог окружить себя огромными мирскими богатствами, подаренными ему благодарными последователями, однако в надежде преуспеть в мире вечном богослов отвернулся от мира этого, и земные блага у него долго не задерживались. Как бы омейядские Халифы, находившиеся в то время у власти в исламской империи, ни пытались одаривать Салима ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) подарками в надежде оказать ему услугу, каждый раз они встречали на своем пути беспечность и равнодушие к мирским благам. Один из таких случаев произошёл во времена халифа Сулеймана ибн ‘Абд-аль-Малика.

Однажды халиф Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик прибыл в Мекку для совершения хаджа. Выполняя обход вокруг Каабы (таваф кудум), он увидел Салима ибн Абдуллах, который со смиренным видом отрешившись от мирской суеты и преисполненный покорности и смирения, тихо читал Священный Коран, усевшись напротив Каабы. Халиф пожелал оказать какую-нибудь услугу именитому ученому и, пройдя через расступившиеся перед ним ряды мусульман, приблизился и сел рядом с Салимом.

Занятый поминанием Аллаха и погруженный в свои мысли, Салим не придал происходящему вокруг никакого внимания и как ни в чем не бывало продолжил свое богослужение. А понимающий, какую важность для ученого представляет богослужение правитель остался наблюдать выжидая, когда же тот закончит читать Коран, чтобы можно было обратиться к нему. И когда вскоре такой шанс представился, халиф обратился Салиму.

Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик, поприветствовав сначала алима, низким голосом обратился к благородному праведнику: «Попроси меня о чём хочешь, и я исполню твою просьбу, о Абу ‘Умар».

Но просьба правителя осталась без ответа, казалось, что ученый просто не услышал его. И наклонившись ещё ниже прежнего, Сулейман вновь сказал ему:

«Я желал бы, чтобы ты обратился ко мне с какой-нибудь просьбой, и я исполнил бы её».

Но и на этот раз просьба халифа не осталась без ответа, Салим сказал правителю:

«Клянусь Аллахом, мне стыдно, находясь в доме Всевышнего Аллаха, обращаться с просьбами к кому-то, кроме Него». После чего Сулейман ибн‘Абд-аль-Малик почувствовал себя неловко и больше не проронил ни слова.

Вскоре, завершив свои молитвы, Салим собрался уйти. Но люди обступили его со всех сторон – кто задать вопрос, кто спросить о хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а кто и просто попросить богослова вознести Всевышнему мольбу за него. К ним же вскоре примкнул и халиф Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик.

Подойдя к Салиму ибн Абдуллах так близко, что его плечо касалось плеча ученого и наклонившись к нему, Халиф Сулейман в очередной раз наклонился к богослову и прошептал ему в самое ухо: «Вот теперь мы вышли из мечети, обратись же ко мне с какой-нибудь просьбой». На что Салим задал уточняющий вопрос: «Из потребностей мира этого или мира вечного?» Ответ халифа был: «Да нет, из потребностей мира этого, конечно…» После чего Салим тихим и спокойным голосом обратился к Сулейману ибн‘Абд-аль-Малику: «Поистине, я не прошу мирских благ даже у Того, Кто владеет ими [у Всевышнего Аллаха] так как же я могу просить их у того, кто не владеет ими?». После этих слов ученого халифу ничего не оставалось как попрощаться с Салимом и уйти.

Но прежде он сказал слова, которые как никакие иные характеризуют Салима ибн Абдуллах и род, из которого он происходил; халиф воскликнул:

«Кто может превзойти вас в равнодушии к мирским благам и в богобоязненности, о семейство аль-Хаттаба? [известного своей праведностью и богобоязненностью второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)] Поистине, вам достаточно Всевышнего Аллаха… Да благословит вас Аллах, о родственники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»!

Так получилось, что в течение жизни Салима ибн Абдуллах у халифата сменилось несколько правителей. Но кто бы ни приходил к власти, уважение и почет к благородному алиму оставалось неизменным. Это правило изменилось и когда к власти пришел Умар ибн Абдульазиз, а как же иначе, ведь его называли пятым праведным халифом. Став правителем государства, Умар написал Салиму ибн Абдуллах письмо следующего содержания:

«Поистине, Всевышний Аллах испытал меня тем, чем испытал, то есть управлением делами мусульман. Со мной не советовались, и сам я не просил об этом. И я прошу Аллаха, Который испытал меня этим, помочь мне перенести это испытание. Когда получишь моё письмо, пошли мне письма ‘Умара ибн аль-Хаттаба, судебные решения, которые он выносил, а также его жизнеописание. Поистине, я твёрдо намерен идти по его стопам и следовать его примеру, если только Аллах поможет мне в этом… Мир тебе».

Салим ибн Абдуллах, внимательно прочитав письмо, написал халифу такой ответ:

«Я получил твоё письмо, в котором ты упоминаешь о том, что Всевышний Аллах испытал тебя управлением делами мусульман, и что с тобой не посоветовались, и сам ты не просил об этом, и что ты желаешь идти по стопам ‘Умара. Не забывай о том, что ты живёшь в другое время, не в то, в которое жил ‘Умар, и что среди твоего окружения нет людей, которые могут сравниться с окружением ‘Умара. Но знай, что если ты намерен следовать истине и желаешь этого, то Аллах поможет тебе в этом и пошлёт тебе помощников, которые сделают это для тебя. Он приведёт их к тебе оттуда, откуда ты и не ожидаешь их обрести. Поистине, Аллах помогает Своему рабу согласно его намерению. Тому, чьё благое намерение совершенно, и Аллах будет оказывать полноценную помощь, а у кого неполноценное намерение, тому Аллах будет оказывать помощь пропорционально его намерению. Если душа твоя станет подталкивать тебя к тому, что неугодно Всевышнему Аллаху, то вспомни о твоих предшественниках-правителях, которые уже покинули этот мир, опередив тебя. Подумай о том, что осталось от их глаз, которыми они смотрели на наслаждения, и о том, как разверзлись теперь их животы, которые были ненасытными на удовольствия, как они превратились в гниющие трупы: если бы их оставили возле наших жилищ вместо того, чтобы предать земле, мы бы немало пострадали от исходящего от них зловония… И мир тебе, милость Аллаха и Его благословения».

Один из упомянутых нами семи факихов Медины Саид ибн Мусаййиб как-то сказал: У повелителя верующих ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) было несколько сыновей, но больше всего был похож на него Абдуллах. У Абдуллаха сыновей было еще больше, чем у его отца ‘Умара, но больше всего был похож на него Салим». И схожесть эта, надо отметить, была не только внешней.

Салим ибн Абдуллах был человеком, очень далеким от мирских соблазнов и утех. Желая получить довольство Аллаха, он довольствовался из мирского только самым необходимым. Носил грубую шерстяную одежду, в еде довольствовался хлебом и растительным маслом, а на вопрос: «И тебе хочется такой еды?» ответил: «Если мне её не хочется, то я ничего не ем, пока голод не заставит меня захотеть её…» Когда посчитали все его домашнее имущество, оказалось что, так же как и у его отца, оно не превышало по стоимости даже ста дирхемов.

Салим ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) прожил долгую и наполненную богобоязненностью жизнь. Когда, закончив свой жизненный путь, он перешел в мир иной, Медину охватила глубокая скорбь и печаль, от горя и боли из-за такой большой утраты люди просто не могли сдержать слез.

Случилось это печальное событие в 106 году хиджры в лучезарной Медине. Салиму ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) посчастливилось быть похороненным на кладбище аль-Баки, там, где нашли свое последнее пристанище многие из членов семьи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и многие из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). В последний путь алима провожала огромная толпа верующих, среди которых был и Халиф того времени Хишам ибн ‘Абд-аль-Малик. Увидев, сколько людей собралось на похороны богослова, пораженный представшей перед ним картиной и испытав некое подобие зависти, халиф даже сказал про себя: «А если бы халиф мусульман скончался в этом городе, сколько людей вышло бы, чтобы проводить его в последний путь?»

Таким мы знаем великого табиина и богобоязненного ученого Ислама Салима ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах). Пусть поучительные примеры из жизни праведных предшественников служат нам ярким примером и наставлением в нашей повседневной жизни!
islamdag.ru

Добавить комментарий