КОММЕНТАРИИ К «МАЛФУЗАТ» (31, 32)

   109. Сострадание всегда должно быть частью природы салика.

В это тяжелое время для мусульманской общины салику очень важно иметь сердце, которое переживает за происходящее, и боль единоверцев должна быть его болью.

К сожалению, сегодня многие мусульмане ввиду чрезмерной увлеченности теологическими баталиями перестали замечать страдания и нужды своих братьев по вере. Хотя бы в дуа мы должны быть всегда с ними.

110. Не следует смотреть на себя с гордостью, но следует смотреть на себя с презрением.

Гордыня – мать духовных пороков и грехов.
Всевышний Аллах сказал об Иблисе:

أَبَىٰ وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ

Отказался, возгордился и стал одним из неверующих. (Коран 2:34)
Если же человек даже сам перед собой пытается проявлять гордыню и самодовольство, то его положение плачевно.
В наши дни понимать, кем ты являешься на самом деле, – это уже духовность.

111. Заявлять о храбрости легко, а проявлять ее в нужное время трудно.

Храбрость не имеет ничего общего с риторикой, которую никак не проверить на практике. Храбрость – это то, что воплощается в действие в нужное время.
Если же для совершения какого-либо поступка человеку требуются какие-то запредельные условия, невозможность претворения которых он сам прекрасно осознает, то это говорит о наличии одного из видов трусости, которую человек пытается выставить за храбрость.

112. Кто боится Аллаха, тот всегда защищен.

Лучший способ для защиты от бед – это не талисманы и обереги, а строгое соблюдение своей религии.
113. Сделай своим обычаем прощать людей.
Неспособность простить обидчика является признаком гордыни. И следует бояться этого в себе.

Если между тобой и твоим братом произошла ссора, то будь первым, кто стремится к примирению и возобновлению связи.

114. Всегда бери в расчет свои убеждения и свою принадлежность, но старайся уважать и позицию другого.

Один из самых трудных пунктов – это умение различать между приемлемым и неприемлемым разногласиями.
К примеру, существующее разногласие в вопросах музыки является неприемлемым, поскольку существует иджма о ее запретности, и по этой же причине хукм ее запретности не может быть изменен несмотря на иные мнения и доводы.
Но существует, например, приемлемое разногласие в дозволенности фотографии или в хукме укорачивания бороды.
Один из способов различения между приемлемым и неприемлемым разногласиями: если некое мнение является сильным в каком-то из четырех мазхабов, то это однозначно приемлемое мнение, а отрицающие это являются фанатиками.

Фикх начинается с простого понимания, что не каждое мнение, высказанное учеными в истории фикха, подходит для практики.

УРОК 32

115. Умный человек тот, кто знает как вести себя в разных обстоятельствах и с разными людьми.

Говорящий о религии должен думать о пользе и мудрости в своих речах и действиях. Нельзя говорить людям то, что может подорвать их веру в религию Аллаха.

Поэтому, чтобы люди были готовы к принятию каких-то определенных ахкамов религии, следует прежде уделить много времени призыву к тавхиду.

116. Сердце — это почва, а шахада — это зерна. После того, как зерна посажены, человек должен взращивать свой иман благими деяниями.

Это наилучшее толкование слов саляфов: «Иман — это убеждения, слова и деяния».

Каждое наше благое деяние — это увеличение якина нашей шахады и воплощение в жизнь нашего тавхида.

117. Держи свой нафс занятым, пока он не начнет тебя занимать сам.

Правильный режим дня является одной из лучших форм борьбы с нафсом. Если у человека получается спланировать свой день, и он умеет себя заставлять следовать этому плану, то нафсу будет крайне сложно втиснуть свои идеи в этот распорядок.

Если же планы на день формируются в течение дня, то нафсу всегда будет несложно заставить человека сделать то, что ему хочется, а не то, что нужно и полезно.

118. Помощь от Аллаха достигается через хидмат (служение) религии Аллаха.

Величайшая милость Всевышнего Аллаха для раба — это провести жизнь в услужении Его религии. Сам этот путь совершенствует человека и преображает его.

И стойкость на этом пути — это признак тауфика от Аллаха. Если человек возьмет отрезок в десять лет, проанализирует его с религиозной точки зрения и проведет ревизию всех лиц, с которыми так или иначе сталкивался в этой среде, то это может послужить довольно полезным уроком.

Кто-то был очень яростным и стойким студентом, активно участвующим в диспутах, а потом оставил знания и ушел в бизнес; кто-то строил из себя большого мюрида и суфия, а в итоге его жена не носит даже платок. Положение таково, что уже в этой жизни бывает видно, кто что из себя представляет и какова цена его словам.

Это очень пугающие и страшные, на самом деле, уроки жизни. Пусть Аллах даст нам тауфик и стойкость в деле служения Его религии. Амин.

119. Близость к Аллаху достигается через поминание Аллаха.

Зикр — это главное оружие на пути приближения к Аллаху.

Суфийские наставники говорят, что зикр, полученный от истинного наставника, более полезен для сердца мюрида, чем зикр, который человек совершает самостоятельно без указаний шейха.

Видимо, данное утверждение основано на духовном опыте шейхов и устазов, потому что явного доказательства из текстов Корана и Сунны на это утверждение автору этих строк не приходилось видеть.


Продолжение следует, ин ша Аллаh.

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий