КОММЕНТАРИИ К «МАЛФУЗАТ» (27, 28)

  93. Уединение достигается сердцем, а не физическим уединением.
Аскетизм (зухд) – это состояние сердца,  когда наличие или отсутствие мирского никак не сказывается на нем.
Надо понимать, что аскетизм не означает только связь с мирским во внешнем аспекте.
Человек может жить в бедности, но его могут обуревать страсти совершенно другого масштаба.
 
94. Следует сторониться рынков, торговых центров и подобных мест.
В этом нет указания на запретность пребывания там или работы. В этом указание на то, что эти места пропитаны любовью к мирскому, и это не может не сказаться на сердце человека.
 
95. Бессмысленные возражения – это ствол невежества.
Стремление к Истине сопряжено с умением поставить правильный и, главное, уместный вопрос.
Многие учителя говорят, что наличие вопроса по пройденному материалу или книге свидетельствует об определенном уровне понимания. Отсутствие же вопросов в целом говорит о полном непонимании материала.
Также  неуместный вопрос или бессмысленное возражение на некое утверждение свидетельствует о невежестве возражающего. 
Людей с таким подходом необходимо игнорировать. Но если оппонент может поставить глубокий вопрос, то сам такой вопрос может обогатить человека и заставить о многом задуматься в процессе размышления над таким вопросом.
 
96. Для сохранения любви в сердце не является условием постоянно видеть человека. Но помнить о нем необходимо.
Поэтому любовь к духовному наставнику определяется не количеством его фотографий в социальных сетях и профилях, а тем, насколько мурид связывает свое сердце с ним.
Сегодня в просторах интернета можно увидеть продукты «пионерского» мышления некоторых муридов – фотографии с тортами или плафонами в виде зеленых тюбетеек и прочие внешние попытки подчеркнуть причастность к пути духовного исцеления. Разве в этом нет какого-то противоречия?
Для салика лучше всего свой духовный путь держать между собой и Аллахом. В этом больше искренности и меньше опасности впасть в прелесть и показуху.
Такой вид «тарикатской медиактивности» может внушить человеку, что его действия и есть сулук, а репост какой-то очень правильной цитаты есть следование ей.
Эта иллюзия следования на самом деле является одним их ухищрений шайтана на пути салика. Над этим следует задуматься и этого стоит остерегаться каждому, кто встал на этот путь. 

***
УРОК 28
97. Игнорирование случайно возникших мыслей и желаний – это защита от многих проблем.
Желания, возникающие у нас, — это форма нашего общения с собственным нафсом, а точнее – его команды, которые он ловко маскирует под наши желания. Умение игнорировать эти сигналы может защитить от многих проблем.
И поэтому важнейшее правило сулука – это не доверять себе и своим желаниям.
 
98. Затягивание споров не приносит пользу.
Почти каждый из практикующих мусульман спорит о религии каждый день. Эти споры бывают как с последователями «враждебного лагеря», так и с «однопартийцами».
Это неизбежное явление и не каждая форма такого спора является бесполезной и порицаемой. Но следует в голове держать мысль о степени пользы и исчерпанности изложения вопроса. Если пользы нет и вопрос исчерпан, то не стоит продолжать разговор.
Целью дискуссии должно стать раскрытие вопроса, а не личная победа в ней.
 
99. Стремление познать и раскрыть чужие недостатки – это порочное дело.
Гыйбат – это самый распространённый грех в среде практикующих мусульман.
Но, что ужасает еще больше, так это то, что объектом гыйбата становится уже, зачастую, даже не сам человек, а его жена, невеста или какие-то аспекты личной и семейной жизни.
Еще некоторое время назад данное явление считалось довольно низким выражением отсутствия культуры, и тем более неприемлемыми были подобные разговоры для поколения наших отцов.
Но, к сожалению, среди современных мусульман существует некоторый спрос на «желтизну», что с уверенностью можно назвать одной из причин отсутствия братской любви между людьми.
И поэтому найти в этой жизни хотя бы одного человека, которому можно доверять, это уже огромная милость Всевышнего Аллаха.

100.
Сохранение знаний достигается через изучение и практику.
Салаф не считали знание знанием без практического его воплощения. Слова без практики были лицемерием для них.
 
101. Подозрительность – корень многих ошибок.
Шариат запрещает плохо думать о мусульманине без явных причин и поводов для этого.
Подозрительность, которая свойственна большинству людей, следует контролировать и всегда ставить в зависимость от фактов.
Однако, если человек открыто совершает грех или непотребные действия, то к нему следует относиться соответствующе, не пытаясь закрывать на это глаза или оправдывать его.
Если человек открыто совершает мункар, а люди пытаются найти ему оправдание, то это лишь содействие в грехе. Порицание греха – это, в первую очередь, помощь самому грешнику.

Продолжение следует, ин ша Аллаh

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий