Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Погребение14  Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем.

Один из немаловажных аспектов похоронного обряда, к которому, к сожалению, некоторые мусульмане относятся халатно и не уделяют должного внимания, является вопрос о талкине. Относительно этого вопроса есть некое недопонимание со стороны простолюдинов и расхождение во мнениях со стороны ученных ахлю-сунна. И поэтому мы попытаемся, с дозволения Аллаха, раскрыть этот вопрос с точки зрения всех четырех мазхабов.

 

Определение талкина

Талкин в отношении усопшего – это обряд, во время которого некий мусульманин становится (присаживается) у изголовья могилы мусульманина после его захоронения и обращается к нему, напоминания о свидетельстве, что нет бога (достойного для поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. А также он напоминает о некоторых столпах веры: смерть – это истина, Рай – это истина, Всевышний Аллах воскресит всех людей, чтобы тем самым он смог ответить на вопросы ангелов Мункара и Накира. У талкина нет строго определённой формы, всякое обращение, что подходит по смыслу, называется талкином.             

 

Доводы из Сунны

Имам ат-Табарани в сборнике хадисов «ад-Дуа» приводит хадис от Абу Умамы аль-Бахалий, который сказал:

أخرج الإمام الطبراني عن الصحابي أبي أمامة الباهلي أنه قال: إذا أنا مت فاصنعوا بي كما أمرنا رسول الله — صلى الله عليه وسلم — أن نصنع بموتانا، أمرنا رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فقال: إذا مات أحد من إخوانكم فسويتم التراب على قبره، لِيَقُمْ أَحَدُكُمْ عَلَى رَأْسِ قَبْرِهِ وَلْيَقُلْ: يَا فُلَانَ ابْنَ فُلَانَةَ، فَإِنَّهُ يَسْمَعُ وَلَا يُجِيبُ، ثُمَّ لِيَقُلْ: يَا فُلَانَ ابْنَ فُلَانَةَ، فَإِنَّهُ يَسْتَوِي قَاعِدًا، ثُمَّ لِيَقُلْ: يَا فُلَانَ ابْنَ فُلَانَةَ، فَإِنَّهُ يَقُولُ: أَرْشِدْنَا يَرْحَمُك اللَّهُ وَلَكِنْ لَا تشعرون، فليقل: اُذْكُرْ مَا خَرَجْت عَلَيْهِ مِنْ الدُّنْيَا شَهَادَةَ أَنْ لا إلَهَ إلا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ وَأَنَّ الْجَنَّةَ حَقٌّ وَأَنَّ النَّارَ حَقٌّ وَأَنَّ الْبَعْثَ حَقٌّ وَأَنَّ السَّاعَةَ آتِيَةُ لا رَيْبَ فِيهَا وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي الْقُبُورِ وَأَنَّك رَضِيت بِاَللَّهِ رَبًّا وَبِالإِسْلامِ دِينًا وَبِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَبِيًّا وَ بِالْقُرْآنِ إمَامًا، فإن منكرًا ونكيرًا يأخذُ كلُّ واحدٍ منهما بيدِ صاحبِه ويقولُ : انطلقْ بنا ، مَا يُقْعِدُنَا عِنْدَ هَذَا وَقَدْ لُقِّنَ حُجَّتَهُ ، قال — أي أبو أمامة -: فقال رجلٌ : يا رسولَ اللهِ ، فإنْ لمْ يعرفْ أمَّه ؟ قال : يُنسبُ إلى أمِّه حواءَ ، يا فلانُ بنَ حواءَ.

«Когда я умру, то сделайте в отношении меня то, что повелел нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в отношении усопших людей. Посланник Аллаха повелел нам: «Когда кто-то умрет из числа ваших братьев (мусульман), вы осыпьте его могилу землей, и пусть один из вас встанет у его изголовья и затем скажет ему: «О такой-то, сын такой-то!», и в действительности он будет слышать вас, но не сможет ответить вам, и пусть далее он скажет: «О такой-то, сын такой-то» и после этого тот (кто в могиле) сядет. Затем пусть скажет: «О такой-то, сын такой-то», и действительно, он станет говорить: «Направь (наставь) нас, да смилуется над тобой Аллах», но вы не будете этого чувствовать (слышать). И пусть он скажет: «Скажи то, с чем ты покинул этот мир, свидетельство, что нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник. И что ты доволен Аллахом – как Господом, Исламом – как религией, Мухаммадом – как пророком, и что ты доволен Кораном – как руководителем». Поистине, ангелы Мункар и Накир возьмутся за руки и скажут: «Пойдем, нет нам необходимости сидеть рядом с ним, ему подсказали его довод (доказательства)». Сказал Абу Умамат: «Сказал некий (спрашивающий): «О Посланник Аллаха! А если его мать будет неизвестной (не известно её имя)?» Он ответил: «Его причислят к его праматери Хава: о такой-то, сын Хава»».

 

Мнение ханафитов

Шейх Абдуль-Гани аль-Гунайми аль-Ханафи в книге «Любаб» (1/125) сказал:

قال الشيخ عبد الغني الغنيمي الدمشقي الحنفي في اللباب في شرح الكتاب (1/125): (وأما تلقينه — أي الميت — في القبر فمشروع عند أهل السنة لأن الله تعالى يحييه في قبره).

«Что же касается талкина, когда он уже в могиле, то это законное право по мнению ахлю-сунна, потому что Аллах оживит его в могиле».

Имам ибн Абидин в книге «Хашия радд Мухтар» пишет:

حاشية رد المحتار — ابن عابدين

و إنما لا ينهى عن التلقين بعد الدفن ، لأنه لا ضرر فيه بل فيه نفع ، فإن الميت يستأنس بالذكر على ما ورد في الآثار

«Не запрещают совершение талкина после смерти (человека), так как в этом нет никакого вреда, наоборот, в этом есть польза, потому что мертвый радуется (успокаивается) зикром…».

 

Мнение маликитов

Имам Мухаммад ибн Юсуф аль-Абдарий в книге «ат-Тадж валь Иклил» говорит:

وقال الإمام محمد بن يوسف العبدري المالكي كما في التاج والإكليل(2/375):»قَالَ أَبُو حَامِدٍ: وَيُسْتَحَبُّ تَلْقِينُ الْمَيِّتِ بَعْدَ الدَّفْنِ. وَقَالَ ابْنُ الْعَرَبِيِّ فِي مَسَالِكِهِ: إذَا أُدْخِلَ الْمَيِّتُ قَبْرَهُ فَإِنَّهُ يُسْتَحَبُّ تَلْقِينُهُ فِي تِلْكَ السَّاعَةِ وَهُوَ فِعْلُ أَهْلِ الْمَدِينَةِ الصَّالِحِينَ مِنْ الْأَخْيَارِ لِأَنَّهُ مُطَابِقٌ لِقَوْلِهِ تَعَالَى:{وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَى تَنْفَعُ الْمُؤْمِنِينَ} وَأَحْوَجُ مَا يَكُونُ الْعَبْدُ إلَى التَّذْكِيرِ بِاَللَّهِ عِنْدَ سُؤَالِ الْمَلَائِكَةِ»..

«Абу Хамид (аль-Газали) сказал: «Желательно совершить талкин усопшему после его захоронения». Сказал Ибн аль-Арабий в книге «Масалик»: «Когда уложат усопшего в могилу, в это время желательно совершить талкин, и это действие (практика) благородных/праведных жителей Медины. Потому что это (действие) соответствует слову Всевышнего Аллаха: «Напоминай! Ибо напоминание приносит пользу верующему». Время, в котором усопший нуждается в напоминании, это время, когда ангелы допрашивают его».

Имам Куртуби, автор знаменитого тафсира, в книге «ат-Тазкирату фи ахвали-льмавта ва умури-льахира» приводит отдельную главу, посвященную талкину, в которой говорит:

باب ما جاء في تلقين الإنسان بعد موته شهادةَ الإخلاصِ في لحده

«قال المؤلف: قال شيخنا أبو العباس أحمد بن عمر القرطبي: ينبغي أن يرشد الميت في قبره حيث يوضع فيه إلى جواب السؤال، ويذكر بذلك فيقال له: قل الله ربي. والإسلام ديني. ومحمد رسولي فإنه عن ذلك يسأل.

Сказал наш Шейх Абуль-Аббас Ахмад ибн Умар аль-Куртуби: «Необходимо наставить усопшего к ответам на вопросы после того, как его уложат в могилу, и напоминать ему словами: «Скажи: Аллах – мой Господь, Ислам – моя религия, Мухаммад – мой посланник». Воистину, он сейчас будет спрошен об этом.

وقد جرى العمل عندنا بقرطبة كذلك. فيقال: قل هو محمد رسول الله وذلك عند هيل التراب ولا يعارض هذا بقوله تعالى: {وما أنت بمسمع من في القبور} .وقوله: {إنك لا تسمع الموتى} لأن النبي صلى الله عليه وسلم قد نادى أهل القليب وأسمعهم وقال: «ما أنتم بأسمع ولكنهم لا يستطيعون جواباً» «

«И у нас также в Кордове следуют этой практике. И обращаясь к усопшему, говорят: «Скажи: он, Мухаммад – посланник Аллаха. И это говорят, когда осыпают могилу землей. Данное действие не противоречит слову Аллаха, где Он сказал «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле», а также не противоречит другому аяту «Воистину, ты не сможешь заставить слышать мертвецов». Потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к тем (многобожникам), которые были брошены в колодец, и они услышали его, и он сказал им (сподвижникам): «Вы не лучше слышите то, что я говорю, чем они. Просто они не могут ответить».

 

Мнение ханбалитов

Имам аль-Мардавий в книге «аль-Инсаф фи магрифати рраджихи мин-аль хиляф» (2/548-549) сказал:

«فائدة يستحب تلقين الميت بعد دفنه عند أكثر الأصحاب».

«Желательно совершать талкин в отношении усопшего после его захоронения согласно мнению, которого придерживались большинство ученых (ханбалитов)».

Говорит Ибн Таймия в «Маджму-аль фатава» (27/297):

 وقد سئل هل يجب تلقين الميت بعد دفنه أم لا وهل القراءة تصل إلى الميت؟

 فأجاب: تَلْقِينُهُ بَعْدَ مَوْتِهِ لَيْسَ وَاجِبًا بِالْإِجْمَاعِ، وَلَا كَانَ مِنْ عَمَلِ الْمُسْلِمِينَ الْمَشْهُورِ بَيْنَهُمْ عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَخُلَفَائِهِ. بَلْ ذَلِكَ مَأْثُورٌ عَنْ طَائِفَةٍ مِنْ الصَّحَابَةِ؛ كَأَبِي أمامة وَوَاثِلَةَ بْنِ الْأَسْقَعِ. فَمِنْ الْأَئِمَّةِ مَنْ رَخَّصَ فِيهِ كَالْإِمَامِ أَحْمَد وَقَدْ اسْتَحَبَّهُ طَائِفَةٌ مِنْ أَصْحَابِهِ وَأَصْحَابِ الشَّافِعِيِّ. وَمِنْ الْعُلَمَاءِ مَنْ يَكْرَهُهُ لِاعْتِقَادِهِ أَنَّهُ بِدْعَةٌ. فَالْأَقْوَالُ فِيهِ ثَلَاثَةٌ: الِاسْتِحْبَابُ وَالْكَرَاهَةُ وَ الْإِبَاحَةُ وَهَذَا أَعْدَلُ الْأَقْوَالِ.‏

 Ибн Таймию спросили, является ли талкин обязательным после захоронения. В его ответе есть следующие слова: «Из числа имамов есть те, кто разрешил это, например, имам Ахмад. И это разрешила также группа его последователей (ученых ханбалитов), а также ученые шафиитского мазхаба. Из числа ученых есть те, кто порицают это из-за убеждения того, что это новшество (бид’а). По данному вопросу есть три мнения: 1) Желательно, 2) Нежелательно, 3) Допустимо, – и это является самым справедливым мнением.

 

Как мы видим, слова ибн Таймии указывают на следующее:

1) То, что имам Ахмад и некоторые ученые ханбалиты допустили совершение талкина.

2) Последние (заключительные) слова ибн Таймии указывают на то, что мнение о допустимости совершения талкина – это самое справедливое мнение.

Другой ханбалитский ученый Ибн Муфлих говорит в книге «аль-Фуруг»:

 وَأَمَّا تَلْقِينُهُ بَعْدَ دَفْنِهِ فَاسْتَحَبَّهُ الْأَكْثَرُونَ

«Что касается талкина после смерти, то большинство (ученых) посчитали это желательным».

И далее Ибн Муфлих приводит вышеупомянутый хадис от Абу Умамы, после которого говорит:

 فَيَجْلِسُ الْمُلَقِّنُ عِنْدَ رَأْسِهِ، وَكَذَا قَالَهُ الشَّافِعِيَّةُ

«Совершающий талкин сядет у изголовья, как об этом также сказали и шафииты».

И в завершении Ибн Муфлих говорит:

وَقَالَ شَيْخُنَا: تَلْقِينُهُ بَعْدَ دَفْنِهِ مُبَاحٌ عِنْدَ أَحْمَدَ وَبَعْضِ أَصْحَابِنَا، وَاخْتَارَهُ شَيْخُنَا، وَلَا يُكْرَهُ

«Сказал наш шейх (Ибн Таймия): «Совершение талкина после смерти является дозволенным по мнению имама Ахмада и некоторых ученых (ханбалитов), и это мнение выбрал наш шейх (Ибн Таймия) и не посчитал это действие нежелательным (макрух)».

 

Мнение шафиитов

Имам ан-Навави в книге «Маджму шарх Мухаззаб» пишет:

قال الإمام النووي في شرح المهذب : قَالَ جَمَاعَاتٌ مِنْ أَصْحَابِنَا يُسْتَحَبُّ تَلْقِينُ الْمَيِّتِ عَقِبَ دَفْنِهِ فَيَجْلِسُ عِنْدَ رَأْسِهِ إنْسَانٌ وَيَقُولُ: يَا فُلَانَ ابْنَ فُلَانٍ وَيَا عَبْدَ اللَّهِ ابن أَمَةِ اللَّهِ اذْكُرْ الْعَهْدَ الَّذِي خَرَجْت عَلَيْهِ مِنْ الدُّنْيَا: شَهَادَةَ أَنْ لا اله وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، وَأَنَّ الْجَنَّةَ حَقٌّ وَأَنَّ النَّارَ حَقٌّ وأن البعث حق وأن الساعة آتية لاريب فِيهَا وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي الْقُبُورِ، وَأَنَّك رَضِيت بِاَللَّهِ رَبًّا وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا وَبِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَبِيًّا وَبِالْقُرْآنِ إمَامًا وَبِالْكَعْبَةِ قِبْلَةً وَبِالْمُؤْمِنِينَ إخْوَانًا. زَادَ الشَّيْخُ نَصْرٌ: ربي الله لا إله الا هو عليه تَوَكَّلْت وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ.

فَهَذَا التَّلْقِينُ عندهم مستحب ممن نَصَّ عَلَى اسْتِحْبَابِهِ الْقَاضِي حُسَيْنٌ وَالْمُتَوَلِّي وَالشَّيْخُ نَصْرٌ الْمَقْدِسِيُّ وَالرَّافِعِيُّ وَغَيْرُهُمْ وَنَقَلَهُ الْقَاضِي حُسَيْنٌ عَنْ أَصْحَابِنَا مُطْلَقًا

«Сказала группа ученых нашего мазхаба, что желательно совершать талкин в отношении мертвого человека после его захоронения. Человеку нужно сесть у его изголовья и сказать: «О такой-то, сын такой-то!» или «О раб Аллаха, сын рабыни Аллаха! Ты вспомни о договоре, с которым покинул этот мир: свидетельство, что нет Бога (достойного для поклонения) кроме Него Единственного, которому нет сотоварища, и что Мухаммад Его раб и посланник, что Рай – это истина, что Ад – это истина, что воскрешение – это истина, что день суда – это истина, и нет в этом сомнения, что Аллах воскресит тех, кто в могиле, что ты доволен Аллахом как Господом, [что ты доволен] Исламом – как религией, Мухаммадом – как пророком, Кораном – как руководством, Каабой – как киблой, мусульманами – как братьями. Шейх Наср к этим словам добавил: Мой Господ – Аллах, нет иного Бога кроме Него, на Него я полагаюсь, и Он Господь великого трона. И эта (форма) талкина у них является желательной, и из числа тех, кто указал на ее желательность это: Кади Хусейн, Мутаваллий, Шейх Наср аль-Макъдисий, ар-Рафии и др., привел Кади Хусейн от наших ученых Шафиитов о совершении талкина».

Говорит имам Абу Амр ибну Салях аш-Шафии в «Фатава» (2/261):

(أما تلقين البالغ فهو الذي نختاره ونعمل به وذكره جماعة من أصحابنا الخراسانيين وقد روينا حديثا من حديث أبي أمامة ليس بالقائم إسناده، ولكن اعتضد بشواهد وبعمل أهل الشام به قديما).

«Что касается талкина, это то, что мы выбрали [считаем предпочтительным] и поступаем так [практикуем это действие]. Об этом упомянула группа наших ученых [шафиитов] из Хоросана, и об этом же говорится в хадисе Абу Умамы, цепочка передатчиков (иснад) которого не является достоверным. Но содержание его подтверждается рядом других свидетельств, а также практикой прежних жителей Шама».

Говорит имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии в книге «Тухфат-уль мухтадж»:

قال ابن حجر الهيتمي في تحفة المحتاج :

وَيُسْتَحَبُّ تَلْقِينُ بَالِغٍ عَاقِلٍ أَوْ مَجْنُونٍ سَبَقَ لَهُ تَكْلِيفٌ وَلَوْ شَهِيدًا كَمَا اقْتَضَاهُ إطْلَاقُهُمْ بعد تمام الدفن؛ لخبر فيه, وضعفه اعتضد بشواهد على أنه من الفضائل , فاندفع قول ابن عبد السلام : إنه بدعة.

«Желательно совершать талкин в отношении совершеннолетнего, разумного, умалишенного, который ранее был в здравом рассудке, а также в отношении шахида, как это требуется совершать после полного захоронения, следуя хадису, а его слабость подкрепляется рядом других свидетельств, указывающих, что это из дополнительных дел. И тем самым отвергается слово (мнение) ибн Абдуссаляма что это – новшество (бид’а)».

Что касается мнения Иззуддина ибн Абдусаляма, то его мнение в нашем шафиитском мазхабе не является основополагающим (мутамад). Основополагающее мнение строится на мнениях двух шейхов (ан-Навави, ар-Рафии), и эти два шейха посчитали талкин желательным.

Говорит имам аш-Ширбини в книге «Мугни аль-мухтадж»:

 وَيُسَنُّ تَلْقِينُ الْمَيِّتِ الْمُكَلَّفِ بَعْدَ الدَّفْنِ، فَيُقَالُ لَهُ‏:‏ يَا عَبْدَ اللَّهِ ابْنَ أَمَةِ اللَّهِ اُذْكُرْ مَا خَرَجْتَ عَلَيْهِ مِنْ دَارِ الدُّنْيَا شَهَادَةَ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَأَنَّ الْجَنَّةَ حَقٌّ، وَأَنَّ النَّارَ حَقٌّ، وَأَنَّ الْبَعْثَ حَقٌّ، وَأَنَّ السَّاعَةَ آتِيَةٌ لَا رَيْبَ فِيهَا، وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي الْقُبُورِ، وَأَنَّكَ رَضِيتَ بِاَللَّهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَبِيًّا، وَبِالْقُرْآنِ إمَامًا، وَبِالْكَعْبَةِ قِبْلَةً، وَبِالْمُؤْمِنِينَ إخْوَانًا‏.‏ لِحَدِيثٍ وَرَدَ فِيهِ‏.

«После захоронения совершеннолетнего [мусульманина], совершить талкин по отношению к нему является сунной (желательно). И, обращаясь к нему, говорят: «О такой-то, сын такой-то», и в действительности он будет слышать вас, но не сможет ответить вам, и пусть далее он скажет: «О раб Аллаха, сын такой-то! Ты вспомни то, с чем покинул этот мир, свидетельство, что нет Бога (достойного для поклонения) кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник, что Рай – это истина, что Ад – это истина, что воскрешение – это истина, что День Суда – это истина, и нет в этом сомнения, что Аллах воскресит тех, кто в могиле, что ты доволен Аллахом как Господом, [что ты доволен] Исламом – как религией, Мухаммадом – как пророком, Кораном – как руководством, Каабой – как киблой, мусульманами – как братьями».

И в заключение хвала Аллаху, Господу миров.
  islamdag.ru

от admin

Добавить комментарий